Наращивая лидерский потенциал

На вопросы журнала «Вертолетная индустрия» отвечает генеральный директор ОАО «Роствертол» Борис Слюсарь

– Борис Николаевич, продажа вертолетов за рубеж чуть ли не главная составляющая российского технологического экспорта, а «Роствертол» производит самый востребованный экспортный вертолет. На выставке LAAD’2009 стало известно об очередном ростовском вкладе в эту копилку – о контракте с Бразилией.

– По традиции информация о заключении контракта была озвучена в рамках выставки, хотя наше соглашение с ФГУП «Рособоронэкспорт» на поставку 12 ударных вертолетов Ми-35М в эту страну было подписано в конце прошлого года. Технику будем поставлять четырьмя партиями по три машины с конца 2009 года по 2011-й. Бразилия прямо на глазах превращается в ведущего регионального покупателя. Как вы знаете, она активно покупает не только российские вертолеты. У Ми-35М действительно очень высокая репутация за границей, ведь он создавался на базе широко известного вертолета Ми-24, который зарекомендовал себя в целом ряде военных конфликтов. А модернизированная версия оснащается уже современным высокоточным оружием круглосуточного применения.

– Страны Латинской Америки с советских времен были надежными покупателями продукции нашего ВПК. Теперь этот регион приходится завоевывать заново. Насколько активно идет процесс?

– Сегодня многие страны стремятся к диверсификации источников закупаемой техники при модернизации своих вооруженных сил, и латиноамериканские страны не исключение. Долгое время одним из основных поставщиков вооружения в этот регион были производители из США. Однако в последние годы все чаще предпочтение отдается военной продукции других стран, в том числе и России.
На сегодня вертолеты производства ОАО «Роствертол» уже приобрели многие латиноамериканские страны, в частности Мексика, Перу, Куба, Венесуэла. Безусловно, мы заинтересованы в расширении географии продаж своей продукции и небезосновательно предполагаем, что поставки российских вооружений в латиноамериканский регион в ближайшие годы будут возрастать. Эти ожидания совпадают и с прогнозами экспертов.

– Журналистам уже три года показывают Ми-28Н. Теперь от показов перешли к серийному производству. Расскажите о поставках этой машины в рамках выполнения госзаказа.

– Запуск в серийное производство вертолета Ми-28Н состоялся два года назад. На данный момент завершен выпуск установочной партии этих машин, и они были переданы Министерству обороны России.
Всему этому предшествовала огромная работа, первым этапом которой было создание опытного образца. Далее следовало изготовление установочной партии, после чего началось серийное производство.

В конце 2008 года госкомиссией были подписаны акты о завершении государственных совместных испытаний (ГСИ), ГСИ – это завершающий этап создания любой новой боевой машины от эскизного проекта до серийного образца, который будет принят на вооружение.
В настоящее время идет полномасштабная работа по серийному производству Ми-28Н в рамках выполнения долгосрочного контракта с Министерством обороны России. Как сообщалось в СМИ, согласно Государственной программе перевооружений для нужд Минобороны на первом этапе планируется закупить около пятидесяти Ми-28Н. В марте очередная партия «Ночных охотников» была передана ОАО «Роствертол» в строевые части ВВС России.

– Еще до выхода в серию ТТХ «Ночного охотника» начали сравнивать с конкурентами. А насколько он превосходит российского предшественника?

– Отличительной особенностью и несомненным преимуществом «Ночного охотника» является минимальная заметность для наземных средств поражения. Российские предприятия специально для Ми-28Н разработали комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, позволяющий выполнять полеты днем и ночью как в простых, так и в сложных метеоусловиях.
Кроме того, на этом вертолете выполняются некоторые фигуры высшего пилотажа. Ни один серийно выпускаемый боевой вертолет не имеет такой маневренности, как Ми-28Н.
По оценкам специалистов, при создании Ми-28Н конструкторы успешно справились с решением основных задач по обеспечению простоты технического обслуживания, широкой номенклатуры средств поражения и боевой живучести вертолета.
Испытания «Ночного охотника» подтверждают тот факт, что это боевая машина нового поколения и общая эффективность его применения выше, чем у ранее принятых на вооружение.
Ми-28Н предназначен для уничтожения танков, бронетехники и живой силы противника, уничтожения защищенных объектов и поражения площадных целей поиска, уничтожения катеров и других малых плавсредств, борьбы с малоскоростными и низколетящими ЛА противника. «Ночной охотник» вооружен управляемыми ракетами «воздух – поверхность» и «воздух – воздух», неуправляемыми ракетами и пушечной установкой с пушкой калибра 30 мм.
Ми-28Н – единственный вертолет в мире, имеющий боковые бронированные стекла. Это делает его самым защищенным вертолетом в мире. И по вооружению он не уступает ни одному вертолету, в том числе своему главному конкуренту – американскому Apache.

– Какое значение имеет этот военный заказ для предприятия? Можно ли сказать, что теперь у «Роствертола» твердая почва под ногами?

– Я надеюсь, что этот заказ имеет значение не только для загрузки предприятия, что, конечно, придает нам уверенности, но и для восстановления определенного уровня обороноспособности страны, поскольку необходимость в поставке на вооружение принципиально нового вертолета назрела давно. Считаю Ми-28Н – крупнейшей реализованной отечественной авиационной программой. «Ночной охотник» – универсальное мобильное тактическое средство поддержки войск с воздуха, а без этой поддержки армия в современном бою недееспособна.

Мое видение этого вопроса разделяют многие военные. Ми-28Н создавался для повышения возможностей армейской авиации, прежде всего ее выживаемости, мобильности и расширения спектра боевого применения.

– Расскажите о планах дальнейшей модернизации Ми-26Т. Почему российские компании практически перестали покупать этот уникальный вертолет, несмотря на то, что он им нужен?

– Обратите внимание на слово «практически». Откровенно говоря, такого класса вертолетов и не должно быть много. Для машины с уникальными возможностями должен быть обеспечен уникальный фронт работ, в противном случае эффективность использования может быть сведена к нулю. Возвращаясь к недавнему прошлому, сообщаю, что в соответствии с госзаказом наше предприятие выпустило большое количество вертолетов Ми-26. Так как запас прочности этой машины очень большой, то долгое время вертолеты нуждались в основном в ремонте, новые мы поставляли по большей части за рубеж. В настоящее время мы переходим к планомерному выпуску вертолетов в новых экономических условиях.
Учитывая многофункциональность и надежность винтокрылого гиганта, мы считаем, что продажи Ми-26Т, как внутри страны, так и за рубежом, имеют большие перспективы. Мы также рассчитываем на получение заказов от Министерства обороны и МЧС России.
На внутреннем рынке ОАО «Роствертол» планирует в 2009 году заключить ряд контрактов на продажу и ремонт винтокрылых гигантов. В частности, ведутся переговоры о поставке вертолетов авиакомпаниям «ЮТэйр», «2-й Архангельский ОАО» и другим коммерческим структурам России.

Что касается программы модернизации, то она успешно реализуется. Работы «Роствертол» проводит совместно с разработчиком МВЗ им. М.Л. Миля.
Первым этапом модернизации предусматривалась адаптация светотехнического оборудования под очки ночного видения. Это особенно важно для многофункционального и многоцелевого вертолета, который часто эксплуатируется в чрезвычайных ситуациях. Данная программа уже выполнена, и вертолеты успешно эксплуатируются заказчиками.
Второй, находящийся на стадии реализации этап – установка комплекса радиоэлектронного оборудования для выполнения полетов по международным воздушным линиям.

Третий этап модернизации предполагает установку комплекса бортового интегрированного радиоэлектронного оборудования, что позволяет отображать необходимую экипажу информацию на цифровых многофункциональных индикаторах. Другими словами, модернизация кабины вертолета по типу glass cockpit. Это даст возможность не только уменьшить нагрузки на экипаж за счет автоматизации управления полетом, но и сократить количество членов экипажа до двух человек, что, в свою очередь, приведет к снижению прямых эксплуатационных расходов, а также к уменьшению затрат на подготовку и переобучение персонала. Новый комплекс оборудования позволит автоматизировать решение задач навигации. Бортовой компьютер автоматически отслеживает прохождение предварительно запрограммированного маршрута.
Я убежден, что применение современной авионики позволит вертолету-гиганту еще более гармонично вписаться в транспортную систему по доставке крупногабаритных грузов от поставщика к получателю.
В настоящее время идет подготовка необходимой документации по материалам, предоставленным нашему предприятию ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля». К IV кварталу этого года запланировано создание опытного образца вертолета. Модернизированный вариант винтокрылого гиганта будет иметь название Ми-26Т2.

– Каково отношение руководства «Роствертола» к существующему уже год вертолетному холдингу? Как вы оцениваете эффективность работы компании ОАО «Вертолеты России»?

– Новая интегрированная структура «Вертолеты России» довольно энергично объединила и конструкторские бюро, и серийные заводы, и предприятия-смежники, компании, обеспечивающие ремонт, послепродажное обслуживание комплектующих изделий, вертолетных агрегатов и систем, а также маркетинг этой особой продукции. И в совокупности они призваны обеспечивать реализацию полного жизненного цикла всех типов вертолетной техники от начала проектирования до списания и утилизации.
Пока решение проблемных вопросов идет медленно, хотелось бы ускорить эти процессы.
Тем не менее работа ОАО «Вертолеты России» набирает обороты, и я уверен, что достижения холдинга еще впереди.

– Насколько такое масштабное объединение в рамках холдинга «Вертолеты России» было оправдано?

– Мы рассчитываем, что подобное объединение авиазаводов будет способствовать удовлетворению спроса на винтокрылые машины как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а также обеспечит интегрированное решение общих для предприятий отрасли проблем, для чего в рамках холдинга и была организована коллегия – совещательный орган, – где регулярно собираются руководители всех предприятий, входящих в «Вертолеты России». Там вырабатываются предпочтения по стратегическим направлениям развития модельного ряда, производственной платформы, формированию научно-технического задела и т.д.
Насколько оправданно объединение, будет зависеть от того, насколько взвешенными и продуманными будут решения руководства холдинга и его работа с предприятиями-производителями.

– «Роствертол» – одно из немногих предприятий Ростова, где сейчас продолжается набор рабочих. В начале года озвучивалась потребность в 400-500 работниках. Каких именно кадров заводу не хватает?

– Объемы производства на нашем предприятии не сокращаются, поэтому мы набирали рабочих, необходимых нам профессий. Так, в 2008 году на работу было принято более 700 человек. Можно сказать, что на текущий год предприятие практически полностью обеспечено рабочими кадрами. Впрочем, специалисты высокой квалификации нам требуются всегда, поэтому прием на работу новых специалистов в этом году будет продолжаться. В частности, речь идет о таких специальностях, как сборщики-клепальщики, токари и фрезеровщики 5-го и 6-го разрядов, слесари механосборочных работ.

– Очевидно, что в условиях кризиса число желающих устроиться на работу в ОАО «Роствертол» возросло, но при этом дефицит кадров рабочих специальностей на рынке труда по-прежнему сохраняется. Как обстоят дела с подготовкой и переподготовкой специалистов?

– На предприятии имеется Центр подготовки персонала, специалисты которого занимаются подготовкой и переподготовкой будущих сотрудников завода. В год здесь проходит обучение до 2000 человек. У нас есть лицензия на подготовку более 100 рабочих профессий и 12 специальностей служащих, причем подготовка кадров осуществляется за счет собственных средств компании.
Также, говоря о подготовке новых кадров, не могу не отметить, что на лопастном заводе нашего предприятия выделен специальный участок для прохождения практики учащимися подшефного учебного заведения ОАО «Роствертол» городского профессионального училища № 8. Это училище недавно выиграло грант национального проекта «Образование», следствием чего стало начало обустройства новых производственных мастерских и лабораторий.
Училищу № 8 сегодня оказывается серьезная поддержка со стороны ОАО «Роствертол», и мы надеемся, что те учащиеся, которые проходят практику на нашем предприятии, с каждым днем все больше проникаются жизнью завода, пропитываются его корпоративным духом, уже сейчас ставят себе определенные цели по дальнейшему трудоустройству.

Для того чтобы развивать и совершенствовать процесс обучения, представители завода и училища посетили «Ремесленную палату» Гамбурга – одно из самых передовых учебных заведений Германии, где ведется подготовка кадров по 15 тысячам специальностей. Планируем внедрять передовой европейский опыт с учетом особенностей российской экономики и образования. Особенно обратил на себя внимание вдумчивый, индивидуальный подход к каждому студенту.

– Расскажите о существующих производственных планах предприятия
в 2009-2010 годах.

– Ответом может служить обобщение уже сказанного. Мы намерены реализовать проект модернизации вертолета Ми-26Т и довести его до уровня Ми-26Т2. Продолжается активная работа по производству и продвижению Ми-35М. Как я уже говорил, к данному вертолету проявили интерес страны Латиноамериканского региона. Уже осуществлена поставка Ми-35М в Венесуэлу и заключен договор с Бразилией. После комплекса испытаний мы готовы предложить Ми-35М российской армии.
Приоритетный проект по широкомасштабному серийному производству вертолетов Ми-28Н находится в стадии исполнения. В приобретении этого вертолета также заинтересованы наши иностранные партнеры. Сейчас для максимально эффективной загрузки нашего предприятия и предприятий- смежников целесообразно выпускать по 20-30 машин в год, и нам предстоит сложная, но интересная работа по созданию вертолетов Ми-28Н на экспорт под конкретные требования заказчиков.
В заключение мне очень приятно сообщить, что министр промышленности и торговли РФ В. Христенко, который посетил ОАО «Роствертол» 24 апреля, отметил, что «сегодняшний осмотр «Роствертола» лишний раз укрепляет в единственной мысли – предприятие более чем активно работает, наращивая свой потенциал, перевооружаясь и модернизируясь».

– Пользуясь случаем, хочу от лица нашей редакции поздравить вас, Борис Николаевич, и коллектив Ростовского вертолетного завода с предстоящим 70-летним юбилеем предприятия.

– Большое спасибо!

Фото: Валерий Матыцин, Тина Шапошникова

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ