Наследники «пирамид»
17.08.2010
Наш журнал регулярно рассказывает о мировых новинках вертолетного оборудования. Но пожалуй, одним из самых востребованных направлений инноваций стали бортовые системы связи, что неудивительно для приборов с такой длинной историей, которые сегодня претерпевают молниеносную эволюцию в связи с внедрением универсальных, легких цифровых систем связи.
Особенно в этом нуждаются специалисты поисково-спасательных служб, экипажи полицейских вертолетов и экстренной медицины, ведь использование разномастных систем связи, которыми оснащены различные службы, приводит к катастрофическому падению их эффективности. Устаревшее «негибкое» оборудование и отсутствие координации в эфире между службами – проблема одного порядка.
Существуют очень простые решения. Когда сотрудникам полиции севера Великобритании необходима поддержка с воздуха, им достаточно выдать в эфир позывной India-99 – вертолета, оснащенного полным набором оборудования для наблюдения, поиска и преследования в дневное и ночное время суток. Среди приборов, обеспечивающих такую работу, – бортовой трансивер для управления воздушным движением, ультракоротковолновая радиостанция, работающая на частоте региональной полицейской сети, многоканальное радиооборудование, способное работать на любом из национальных каналов полиции и береговой охраны в диапазоне 156 МГц.
Как избавиться от технического беспорядка
Однако все это радиочастотное великолепие в реальности представляет собой массу блоков, занимающих полезный объем на вертолете, лишь добавляя ему вес. Их один русский инженер метко назвал «пирамидой». Пилоты, и без того испытывающие на себе массу нагрузок, должны тратить дополнительное время и усилия для работы с многообразием связного оборудования. Все это самый настоящий технический беспорядок, до последнего времени являющийся непременным атрибутом спасательных и полицейских вертолетов во всем мире. Но теперь благодаря цифровым технологиям в специальную авиацию приходит новое поколение универсальной связной радиотехники, предназначенной для безопасной и комфортной работы с любым количеством организаций, участвующих в спасательных операциях. Как пример – устройство Flexcomm РТ-5000 производства группы компаний Wulfsberg, позволяющее общаться с несколькими гражданскими операторами в разных частотных диапазонах, а также для взаимодействия с военными в диапазонах их частот 30–88 МГц FM и AM 225–400 МГц. По сравнению с прежним аналоговым оборудованием новое цифровое кроме рабочих имеет также ряд выгодных весовых и объемных характеристик, к тому же все оно размещено в едином блоке для установки на вертолете.
С широким диапазоном
Американская компания Wulfsberg производит целый ряд радиостанций, антенн и навигационного оборудования для вертолетного рынка. Например, в семье Flexcomm представлен FliteLine Suite, который обеспечивает полный набор связи и навигационных возможностей, что дает реальный шанс заменить им самые последние аналоговые радиостанции. Полный комплект Suite включает в себя цифровой радиоприемник УКВ-радиосвязи и навигации, маркерный радиомаяк и другие устройства, выполняющие навигационные функции. Органы управления оборудованием занимают на 30% меньше места, чем техника, используемая ранее. Кроме того, сменные блоки аппаратуры более чем вдвое компактнее прежних. Диапазон Flexcomm ориентирован на переполненный мир связи полиции и спасательных служб. Интересной особенностью этих радиостанций является то, что они могут быть установлены для работы в широком диапазоне частот приема, то есть летательный аппарат может слышать только то, что ему необходимо. УКВ AM используется в авиации для связи голосом, а FM ориентирован на правительство, полицию и пожарные службы. Flexcomm РТ-5000 – первое в мире радиооборудование, которое охватывает все FM- и АМ-каналы связи. Как важную особенность РТ-5000 отмечают взаимодействие с модулями поддержки шифрования при передаче данных и голоса, как в коммерческих, так и в военных целях.
Всего лишь управление каналами
Мозгом РТ-5000 является контроллер C-5000 системы управления связью, позволяющий настраивать все существующие радиостанции производства фирмы Wulfsberg. Возможность С-5000 настраивать и отслеживать до трех систем одновременно превращает летательный аппарат в связной и командный центр. Всего лишь микрофон и гарнитура позволяют пилотам самостоятельно справляться с большинством ситуаций, встречающихся при чрезвычайных операциях.
C-5000 может направлять звуковой сигнал с радиостанции одной системы к другой, работая в качестве релейной группы, делать одновременные передачи на нескольких радиостанциях и даже функционировать в качестве ретрансляторов, усиливая сигналы низкого уровня.
Другая американская компания – участник российской вертолетной выставки HeliRussia – Becker Avionics предлагает для вертолетов линейку цифровых систем голосовой связи DVCS6100, программные настройки пользователя, расширенный дистанционный мониторинг и устранение неисправностей, а также улучшенное качество звука. DVCS 6100 может совмещать до восьми приемопередатчиков и пару устройств записи голоса в кабине. Семейство DVCS было введено в строй в 2002 году и в настоящее время является стандартной на вертолете Eurocopter EC 145, который пользуется популярностью у британских подразделений воздушной поддержки полиции. Другие предложения включают использование оборудования на вертолетах EC 135, Bell-412, Bo-105, MD Explorer и Sikorsky S-70A. Среди пользователей – немецкая полиция, армия, французские спецслужбы, а также американская таможенная и пограничная охрана.
Цифровые технологии обеспечивают значительное сокращение расходов на установку более легкого оборудования, поскольку основные функциональные изменения достигаются с помощью программного обеспечения, а не потенциально дорогих аппаратных модификаций. Можно сказать, что развитие третьего поколения систем, основанных на непрерывном улучшении обратной связи с пользователями, идет полным ходом.
Полная совместимость
Одним из наиболее важных требований к действиям вертолетов в чрезвычайных ситуациях является возможность их беспрепятственного взаимодействия с наземными службами полиции и отрядами пожарной и скорой помощи. В последнее десятилетие широкое распространение в Европе и других частях мира в этой области получила мобильная связь стандарта TETRA (Terrestrial Trunked RAdio). Ключевая особенность такой профессиональной мобильной связи заключается в том, что операции с охватом больших закрытых групп пользователей осуществляются одним нажатием кнопки. TETRA объединяет эту простоту с преимуществами цифрового радио, такими как высокое качество передачи голоса и обеспечение условий для шифрования.
Среди производителей, предлагающих оборудование стандарта TETRA для вертолетов, стоит выделить британскую компанию SELEX Communications. Она уже поставила более 60 наземным сетям TETRA-оборудование для использования в 25 странах, а теперь предлагает для подключения к системе трансивер AS-3000. Он весит менее 4 кг и в составе двух комплектов – радио и щитовой контроллер с клавиатурой и ЖК-дисплеем AS-3000 – может поддерживать в режиме «воздух – земля» голосовые вызовы на телефоны TETRA и общественные телефонные сети, а также одновременную передачу данных со скоростью до 28 кбит/сек. Кроме того, система способна выступать в качестве ретранслятора, передавая звонки с телефона ТЕТРА на местах с целью расширить их диапазон, и шлюза для увеличения охвата локальной сети TETRA. В данном случае обеспечивается многоуровневая безопасность – начиная с PIN-контроля и заканчивая шифрованием с использованием правительственного алгоритма AES.
«Иридиум» в пустыне
Если транкинговую систему TETRA можно назвать новичком в вертолетном мире, то спутниковая связь в настоящее время прочно внедрена благодаря усилиям системы американского оператора Iridium. Комплекс из 66 низкоорбитальных спутников Iridium может обеспечить голосовую связь, а также передачу данных с вертолета, на котором установлено компактное оборудование. Эта возможность делает Iridium очень привлекательным для операторов, организующих полеты в удаленных зонах, не охваченных УКВ-связью и другими существующими технологиями.
В качестве одного из дистрибьюторов Iridium выступает оператор санитарной авиации Ornge, базирующийся в провинции Британская Колумбия, Канада. Пользуясь услугами Iridium, Ornge обеспечивает связь и автоматическое слежение за арендованным флотом из 12 Sikorsky S-76As.
Увеличивая пропускную способность
Решения на базе Iridium не требуют ничего, кроме качественной передачи голоса и довольно скромной скорости передачи данных 2 кбит/сек. для обеспечения связи в отдаленных районах. Вместе с тем аварийные службы развивают функции контроля в воздухе, что в последние годы привело к росту требований к спутниковым системам, например в плане обеспечения больших полос пропускания сигнала. Такие потребности покрываются за счет компании из Великобритании Cobham SATCOM, которая предлагает радиостанции и антенны, предназначенные для работы с геостационарной спутниковой системой, управляемой из лондонской штаб-квартиры Inmarsat. В данном случае поддерживаются несколько различных уровней обслуживания данных – от 10,5 кбит/сек. (Classic Aero) до 432 кбит/сек. (SwiftBroadband). В перечне продукции Cobham SATCOM – антенна HGA-8000 весом 20 фунтов, которая может поддерживать оперативную связь UH-60 Black Hawks армии США и CH-53Es, принадлежащих вооруженным силам Германии.
Российский вектор
Что касается российского сектора связного оборудования для спасательных вертолетов, адаптированного для совместной работы со связными системами различных наземных спасательных служб, то российские экипажи одновременно пребывают в двух эпохах. Наши спецслужбы охотно используют мировые новинки, однако чаще приходится иметь дело с широким перечнем сборного оборудования, и тут русские «пирамиды» дают фору своим западным аналогам по размеру и массе. Арсенал может удивить – от полевых всепогодных радиостанций Kenwood до продукции главного поставщика российских военных ОАО «Ярославский радиозавод». Тут и бортовые радиостанции МВ-ДМВ диапазона Р-862М и Р-863М, предназначенные для жестких условий эксплуатации и обеспечения радиосвязи между самолетами, вертолетами и наземными пунктами управления авиации, и радиостанции ДКМВ диапазона «Ядро-1», и Р-805-КЗМ-01 для обеспечения телефонной и телекодовой дальней радиосвязи между ВС и землей.
Серьезным толчком к замене связного оборудования и улучшению координации между экипажами ВС и наземными службами могут стать перспективные программы авиации МЧС. В 2009 году ОАО «Вертолеты России» совместно с Управлением авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России была разработана и утверждена КП «Обеспечение авиационно-спасательных подразделений МЧС России вертолетной техникой». В ее рамках предполагается создание инфраструктуры комплексной безопасности федеральных автомобильных дорог с использованием авиационных технологий и службы авиационного спасания с функциями санитарной авиации в субъектах РФ.
По итогам ее реализации в составе новой вертолетной группировки авиации МЧС России будет 62 легких и 123 средних вертолета, причем область применения воздушных судов будет максимально широкой: экстренная доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ и медицинской помощи, воздушная разведка, мониторинг, тушение лесных и техногенных пожаров, разведка и подрыв ледяных заторов; ведение воздушной, инженерной, радиационной разведки и мониторинг окружающей среды с применением различных технических средств. И очень сложно представить себе эффективную работу такого мощного спасательного флота с оборудованием прежнего поколения.
Участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций экипажи вертолетов все еще сталкиваются с невозможностью прямого контакта с представителями различных наземных служб. Но движение вперед в направлении все более доступной цифровой связи позволяет надеяться на быстрое решение проблемы, время существования которой почти совпадает с возрастом авиации.