Не стареют душой ветераны

В наши дни по обе стороны бывшей и настоящей линии противостояния между СССР и США чествуют винтокрылых ветеранов холодной войны. По существу та эпоха ярко характеризовалась внушительной индустриально-технологической мощью двух сверхдержав. Современная гонка вооружений пока (и слава Богу!) уступает по накалу и усилиям, которые предпринимались в те годы сторонами для достижения текущих задач.

Сейчас все происходит как бы вполнакала, без видимого напряжения. Впрочем трудовой героизм просто спрятан в глубине секретных лабораторий, где борьба за инновации идет нешуточная. Соревнование переместилось в область электронных средств, высокотехнологичных решений. Единицы вооружений сильно подорожали и численно сократились, сегодня акцент на принципиально другие разработки. Тогда во главу угла ставилось производство, вертолеты выпускались массово — по несколько тысяч штук в год в странах НАТО и Варшавского Договора.

Какую роль играют ветераны сегодня? Практически все остаются в строю. Кому-то объявили списание, но в новых условиях (высокобюджетный стиль военного производства, доминирование рынка вооружений над национальными программами вооружений в ведущих странах и т.д.), им в самом деле еще долго придется оставаться в строю, модернизироваться, а потом еще идти на гражданку.

Сикорский отметил первые 40 лет службы Black Hawk

Осенью прошлого года Sikorsky провела кампанию в соцсетях в ознаменование 40-летия эксплуатации Black Hawk. Первая поставка Армии США состоялась 31 октября 1978 года. Знаковый для компании вертолет десятилетиями используется военными и поисково-спасательными службами всего мира благодаря новейшим технологиям. Как отметил президент компании Дэн Шульц, Sikorsky не была бы тем, чем является сегодня, если бы не «Черный Ястреб». По его словам, это культовый вертолет, «надежность и производительность которого не подлежат обсуждению».

С этим трудно не согласиться, ведь цифры говорят сами за себя. Сегодня эксплуатируется свыше 4000 этих машин. Крупнейшим оператором являются американские ВС, в составе которых числится 2135 Н-60 с общим налетом более 10 млн. часов. Sikorsky продолжает выпуск новых вертолетов и модернизацию существующих парков. В частности, появились морской MH-60R, боевой спасательный HH-60W, а в войска поступают S-70i и S-70M. В планах Армии США продлить эксплуатацию до 2070-х годов — еще на полтинник! Это будет рекорд.

Сикорский продолжает добавлять новые операционные возможности своему «Ястребу». Появилась пожарная версия на базе S-70i и усовершенствованная система вооружения для S-70i и S-70M, позволяющая с высокой точностью поражать статические или движущиеся цели пушками и ракетами с лазерным наведением.

Компания разрабатывает опционально пилотируемую версию. Технология MATRIX обеспечивает полное автономное управление только с помощью бортовых систем. Демонстрация уже состоялась этой весной. Таким образом, «Сикорский» продолжает усиление платформы Black Hawk технологическими усовершенствованиями с целью повышения общей надежности, живучести и грузоподъемности.

Канадцы воздали честь ветерану

В конце 2018-го канадские ВВС полностью перешли на новый морской вертолет CH-148 Cyclone. В связи с этим, RCAF дали последний салют CH-124 Sea King, отметив окончание 55-летней службы. «Морской король» отличился самой длительной эксплуатацией в ВВС Канады. Первые закупки начались еще в 1963-м. CH-124 был предназначен для борьбы с подводными лодками, но его универсальность позволила справляться и с другими задачами. Командующий канадских ВВС отметил, что, благодаря возможностям и долговечности, вертолет достоин памятника.

Морской королевский флот CH-124 налетал свыше 550 тыс. часов. При крейсерской скорости 162 км/ч это эквивалентно 7200 облетам шарика по экватору или полету на Марс. За свою долгую историю вертолет участвовал в самых разнообразных операциях, включая натовские и другие международные морские миссии, поиск и спасение, помощь при бедствиях; контрнаркотические, антипиратские и миротворческие операции. А еще совсем недавно участвовал в тушении пожаров в Британской Колумбии. Последнее зарубежное развертывание состоялось в первой половине 2018 года на борту фрегата St. John’s в рамках операции REASSURANCE. После выхода на пенсию парк CH-124 Sea King планируется утилизировать. Часть вертолетов выставлена на продажу, некоторые останутся в музеях.

Особенный Seahawk

В середине 80-х годов береговая охрана США начала искать замену устаревшему Sikorsky HH-3F, а военно-морской флот хотел заменить HH-3A. В сентябре 1986 года «Сикорский» получил контракт на первые пять вертолетов на основе находящейся в разработке противолодочной версии SH-60F. Названный «Спасательным ястребом» HH-60 был утвержден для обеих миссий, чтобы снизить общие расходы. Военно-морской флот начал закупать HH-60H, а USCG — вариант под названием HH-60J. Планеры и характеристики обеих были практически идентичны.

HH-60H совершил свой первый полет 17 августа 1988 года, и в 1989 году начались поставки первых 42 машин. Вертолет поступал на вооружение с богатым комплектом пассивной и активной защиты. В течение последующих лет список оборудования для обеспечения живучести только расширялся. Была добавлена кевларовая броня. HH-60H стал способен нести ракеты AGM-114K/N Hellfire.

С середины 1990-х по 2015 год HH-60H был оплотом каждой эскадрильи, базирующейся на авианосцах. Обучение пилотов здесь проводилось вплоть до 2012 года. Вертолет был морской рабочей лошадкой, эксплуатировавшейся на пределе летных возможностей, с максимальными весами на высотах более 3 км. HH-60H хорошо показал себя в ходе операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне», когда вылеты выполнялись с применением очков ночного видения. Пятичасовые полеты были нормальными, поскольку машина обладала достаточной выносливостью. Огневая мощь поражала воображение, и американские военные нередко сравнивали ее с ударным вертолетом.

Несмотря на впечатляющие возможности, пришло время для замены на MH-60R. Военно-морской флот хотел упростить логистику, поэтому было принято решение перейти на MH-60S, созданный на базе UH-60L Black Hawk. Замена получила ряд улучшений, включая повышенную живучесть, надежную авионику и системы связи, а также больший объем салона и двойные двери, идеально подходящие для перевозки и быстрой высадки грузов и пассажиров.

Переход от HH-60H к MH-60S для летного состава произошел незаметно. Общие гены дали о себе знать. Новый вертолет остался таким же живучим, выносливым и многофункциональным, как и его предшественник. И имеет все шансы стать таким же бессменным на посту. Официально HH-60H прекратил летать в ВМС в марте 2019 года, прослужив свыше 30 лет. Большая часть машина перейдет в Береговую охрану, где они будут преобразованы в MH-60T и продолжат работать.

Подобных примеров достаточно. Взять хотя бы «змеиное» семейство Bell. AH-1 Cobra поднялся в небо более полувека назад, став первым в мире специально спроектированным серийным боевым вертолетом. Несмотря на почтенный возраст, вертолет продолжает боевую службу по сей день. Все дело в удачной конструкции, проверенной еще во Вьетнаме. Более того, продолжается серийное производство модификации AH-1Z Viper, разработанной в рамках программы перевооружения Joint Replacement Aircraft Корпуса морской пехоты США.

А AH-64 Apache? Этот американский «индеец» в строю с середины 1980-х и уходить на покой не собирается. По состоянию на 2018 год является самым распространенным и одним из лучших ударных вертолетов в мире. Последние версии «убийцы танков», и особенно AH-64D Longbow 3, планируется эксплуатировать до середины столетия минимум.

Что уж говорить об отечественных винтокрылых долгожителях. Конечно, в первую очередь, это летающая БМП Ми-24. Первый полет вертолет совершил 19 сентября 1969 года, став вторым в мире специализированным ударным после «Кобры». Машина не сразу обрела удачную конфигурацию. Попытка совместить ударные возможности с транспортными оказалась просчетом. Вертолет получился тяжелым, но скоростным и хорошо защищенным броней. С другой стороны, сложным в управлении. Летчики говорили, что управлять им «так же просто, как ходить по канату».

Недостаток маневренности компенсировался наличием крыльев, использовавшихся для подвески вооружения, создававших в полете до 28% подъемной силы и позволявших увеличивать боевую нагрузку. Это отразилось на тактике применения. А козырем Ми-24 стала скорость, которой мало у кого есть и сегодня. Ми-24 считается одним из самых быстрых в мире. Вертолет развивает скорость 335 км/ч в горизонтальном полете. В 1978 году установил абсолютный мировой рекорд скорости — 368 км/ч.

Из-за большой массы Ми-24 чаще всего взлетают по-самолетному. У него проблемы с зависанием с максимальной нагрузкой. Особенно в горах и в жарком климате. Посадка в таких условиях также выполняется с пробегом, поскольку двигаясь впереди пылевого облака проще контролировать землю.

Зато броня Ми-24 действительно крепка, а вооружение недетское. В Афганистане лобовое стекло не было пробито ни разу, хотя после одного из вылетов в нем насчитали шесть отметин от пуль. На Ми-24 возлагалась не только задача огневой поддержки и прикрытия, но и защита гражданских и транспортных самолетов. В Кабуле они сопровождали рейсовые самолеты при посадке, отстреливая тепловые ловушки. При обнаружении пуска они должны были собой прикрывать пассажирский лайнер.

На крыльях можно вешать «игрушки» массой до 2400 кг. В конце 80-х годов Ми-24 стал первым в мире вертолетом, получившим ракеты «воздух — воздух». Хотя основной ударной силой по-прежнему являются пушка и НАР. Тактика «зачистки» наземного пространства простыми эффективными средствами на высокой скорости пока не превзойдена, несмотря на появление высокоточного оружия. Кстати, ее начали использовать и американцы.

Вертолет очень надежен. Одним из секретов живучести стали двигатели ТВ3-117В, турбинам которых, как показала практика, не страшен песок. Такие же, как на самом массовом в мире Ми-8. Двигатель тоже долгожитель. Он был разработан в 1972 году и затем модифицировался. Ему на смену уже пришла замена — ВК-2500.

Еще одни наш бессменный «старичок» — палубный многоцелевой Ка-27. Вертолет, разработанный в 70-х годах и принятый на вооружение в 1981 году, летает в частях и сегодня. Здесь все те же проверенные двигатели ТВЗ-117, а также уникальная двухвинтовая соосная схема. Именно она и титановые втулки лопастей обеспечивают увеличенную живучесть.

Боевой радиус действия 200 км и грузоподъемность 5 тонн считаются достаточными для современной войны на море. Машина способна выполнять боевые задачи в сложных метеоусловиях, днем и ночью, при волнении до пяти баллов. Она исключительно надежна, может летать на одном двигателе, хорошо защищена от морской воды и электромагнитного излучения.

В настоящий момент Ка-27 входят в состав вооружения ТАКР «Адмирал Кузнецов», базируются на эсминцах проекта 956, крейсерах проекта 1164 и БПК проекта 1155. Альтернативы у ВМФ и Погранслужбы самому массовому отечественному морскому вертолету, кроме модификаций, пока нет.

Словом, задел холодной войны послужил гипертрофированному росту отрасли. Хотя везде указывается, что удел вертолета — помощь в добыче нефти и газа. Но военная составляющая всегда доминировала и по объемам, и по бюджетам. В общем, эти машины еще увидят геополитическое завтра, и в этом будет большая историческая ирония.

ПАРТНЕРЫ АВИ