Ненужные вертолеты

В России за последние 15 лет импортные вертолеты из развлечения для богатых постепенно превратились в один из инструментов успешного ведения бизнеса. Однако многих потенциальных покупателей этой техники отпугивает необоснованно высокая ввозная пошлина и весьма сложная процедура таможенного оформления. В результате вертолетная составляющая российской авиации сегодня крайне мала и развивается недостаточными темпами.

Причина проста: эта перспективная ниша мало интересна государству. Казалось бы, чего проще, снизить таможенные пошлины и прописать ясную процедуру. На рынке появится больше вертолетов, выручка от вертолетных услуг и техобслуживания пропорционально вырастет, увеличится количество пользователей этих услуг, а вместе с ними и доверие к этому виду транспорта. Однако Федеральная таможенная служба не в праве менять сложившийся порядок — она лишь исполняет волю правительства.

Первым делом самолеты

Реально повлиять на ввозные пошлины на вертолеты и запчасти к ним может Министерство экономического развития РФ. Так, в прошлом году тогда еще МЭРТ подготовило постановление Правительства РФ №563 от 27.07.08 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов гражданских самолетов». Документ впервые в новейшей российской истории полностью отменял ввозные пошлины на определенную группу воздушных судов. Данное постановление пробило первую брешь в запретительном тарифе. Прецедент состоялся. Состоялся в отношении самолетов — о вертолетах правительственные чиновники почему-то забыли. 10 ноября 2008 года вышло постановление Правительства РФ № 840 «Об утверждении ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов гражданских самолетов». Под «отдельными видами» в первую очередь подразумеваются авиалайнеры с количеством посадочных мест более чем на 300 человек. Пошлина на ввоз больших самолетов отменена. Также и на самолеты емкостью до 50 пассажиров. Все потому что ОАК четко сформулировал — ни малых пассажирских самолетов, ни лайнеров, типа A380, проектировать и создавать корпорация в ближайшие годы не собирается. Иначе авиакомпании скоро начнут разоряться уже не только из-за сверхдорогого керосина, но и из-за недоступности разнообъемных судов, позволяющих оптимизировать перевозки в зависимости от направления.

А как же вертолеты и вертолетные операторы? Об оптимизации вертолетного бизнеса государству думать недосуг. Это не столь социально-чувствительный сектор. Покупаемая зарубежная вертолетная техника ввозится в основном для корпоративного и частного применения. А эта категория персон и компаний считается выражено платежеспособной. Вот пусть и платят. Такова политика.

Притяженье земли

Вертолет — это товар, а любые операции, связанные с перемещением товара через границу, подпадают под действие Таможенного кодекса РФ. Цена на винтокрылую машину, выставляемая зарубежным продавцом и конечная денежная сумма, заплаченная российским покупателем сильно отличаются друг от друга. После прохождения процедуры растаможивания стоимость воздушного судна значительно возрастает. К цене изделия прибавляются сборы за таможенное оформление (3-4 %), ввозная пошлина (20 %) и налог на добавленную стоимость (18%). Итого — примерно 42 %. Это касается юридических лиц. Физические лица платят по единой ставке 30%. Однако последние попадают под ряд ограничений: растаможка по месту постоянной регистрации, более сложная процедура регистрации ВС, ограничение на коммерческое использование.

Таможенная полоса препятствий состоит из нескольких этапов: оплаты таможенных пошлин и иных платежей, размещения груза на складе временного хранения (СВХ), подача грузовой таможенной декларации (ГТД), прохождение полного досмотра груза, корректировка таможенной стоимости с представителями таможни, оплата доначисленного. Владелец предъявляет контракт на приобретение вертолета и документы, подтверждающие стоимость товара: от обычного прайса завода-изготовителя до экспортной декларации. Корректировка таможенной стоимости опирается на подробную спецификацию товара, описывающую оборудование и оснащение вертолета. В случае явного расхождения заявленной и предполагаемой стоимости товара, таможенники вправе привлечь для оценки независимого эксперта.

Данная категория товаров входит в реестр объектов интеллектуальной собственности, но самое главное, вертолет рассматривается как продукция двойного назначения, и для получения разрешения потребуется заключение независимой экспертной комиссии (НЭК) при Минобороны России. Представители компаний-дилеров знают, что обращение к военным может отнять время (5-7 рабочих дней), так что серьезные покупатели готовят такие бумаги заранее. При хорошей подготовке растаможка вертолета занимает 2 дня. Все элементы этого процесса лишь по форме фискальные, а по сути находятся в чисто коммерческой плоскости. Так, пребывание товара на складе временного хранения носит договорный характер: одна сумма на первые 3 дня и далее за каждый день просрочки. Таможенные брокеры берутся за оформление вертолетов без особого энтузиазма: оплата услуг небольшая, а тонкостей и рисков хватает. Проще и выгоднее растомаживать зеленый горошек. Но без помощников ни на таможне, ни в инстанциях не обойтись.

Оправданы ли запреты?

Запреты, считают чиновники, — это защита отечественного авиационного рынка. Рынок, несомненно, есть. Он перспективен и находится в состоянии роста. Вот только конкурировать в сфере производства вертолетов взлетной массой до 12 тонн российским производителям пока не с чем. Перспективы вертолета «Актай» довольно туманны. Остается одна реальная надежда отечественного авиарынка в сегменте легких многоцелевых вертолетов — «Ансат» — машина востребованная и весьма перспективная. Но ее массовое серийное производство также остается под вопросом.

Пока запреты никого не спасли и отечественных производителей не простимулировали. Российские производители винтокрылых машин не в состоянии наполнить внутренний рынок изделиями отечественной сборки. Такова действительность сегодняшнего дня. Пользователи вертолетной техники уже давно сделали выбор в пользу надежных легких вертолетов Robinson, Bell, Eurocopter — на данный момент в России аналогов этим иномаркам просто нет.

Тем, кто успел купить вертолет в прошлом году, можно сказать, повезло. С тех пор цены в рублях на импортную авиатехнику выросли уже на треть. Скажем, стоимость R44 Raven 2 базовой комплектации на заводе-изготовителе (с рацией, GPS и траспондером) составляет $407,8 тыс. — примерно 12,7 млн руб. по нынешнему обменному курсу ЦБ (приблизительно 34 руб. за $1). После доставки в Россию, сборки, уплаты страховки, таможенной пошлины и выполнения других необходимых формальностей цена вертолета возрастает в 1,5. Получается — 20,5 млн рублей. То есть в этом году придется заплатить примерно на 6,25 млн рублей больше, чем в прошлом. Единственная хорошая новость — платить так много не придется. В кризис сильно подрос вторичный рынок этих машин. Есть шанс получить R44 после всех процедур миллионов за 10. И хотя совокупные таможенные платежи вносят заметный вклад в стоимость летного часа, использование «Робинсонов» остается коммерчески выгодным.

Размер пошлины носит заградительный характер, больно бьющий по перспективам развития малой авиации и так изобилующей запретами. Невозможно привить культуру пользования вертолетов в одночасье, тем более, если собственных вертолетов нет, а зарубежные обложены огромной пошлиной. Доступ на рынок недостающей вертолетной техники открывает возможности для развития инфраструктуры, строительства сети заправочных станций, повышения квалификации пилотов и т.д. Но, по правде сказать, если прямо завтра восполнить вертолетный дефицит, то летать на этих вертолетах будет просто некому.

Есть радикальный вариант решения проблемы — отмена пошлин. Никакого экономического ущерба России это не нанесет. Напротив, люди станут больше летать, активно развивать экономику, прежде всего в отдаленных регионах — в Сибири, на Дальнем Востоке.

30 марта министр транспорта РФ И.Левитин выступал с докладом на расширенном заседании Общественного совета Минтранса. В числе основных приоритетов в работе правительства в 2009 году было названо «снижение административных барьеров для бизнеса». Министр, касаясь этой важно проблемы, сказал буквально следующее: «Федеральной таможенной службой России, по предложению Минтранса, подготовлен проект федерального закона, который предусматривает внесение изменений в Таможенный кодекс. Эти изменения касаются предоставления отсрочки по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении воздушных судов и комплектующих к ним на срок до 6 месяцев. Ведется работа по согласованию указанного проекта закона». Интересно, как это облегчение будет выглядеть на практике.

Вертолет — это совершенно уникальный инструмент авиации. По особенностям применения он занимает особую нишу среди ЛА. На его основе формируется в несколько раз больше бизнесов, чем с использованием самолетов. Вертолетную авиацию как важное звено цивилизованной рыночной экономики надо всемерно стимулировать. И в отношении вертолетного импорта протекционизм должен заключаться в оказании помощи развитию рынка, а не в заградительных мерах. Ведь каждый час, проведенный вертолетами и западного и отечественного производства в российском небе, вносит свою лепту в экономику.

ПАРТНЕРЫ АВИ