Неудержимый мобильный вертолетный сервис

Почти сразу вслед за появлением и распространением сервиса Uber, в ряде стран заработала его версия для пассажирских вертолетных перевозок. Вертолетные услуги в Uber-формате невероятно перспективны, они ближе всего подошли к решению общедоступности вертолетного транспорта. Однако, тут же вылезают «уши», не столь заметные в автомобильном секторе. Это — безопасность и ответственность. Требования к квалификации, опыту, технической подготовленности транспортных средств авиационной версии на порядок выше.

А пока новый авиабизнес наступает. На первых порах в странах с наиболее либеральным авиационным законодательством (помимо Бразилии и Мексики в экспериментальные страны попали США и Великобритания).

Сделать чартер стало просто

Представьте себе вертолетный сервис в онлайне с большими возможностями для операторов и брокеров. Именно такую инновационную бизнес-модель продвигает британская GetHeli, хотя идея позаимствована. Сервис по модели B2B (бизнес для бизнеса) уже реализует Avinode при организации чартеров частных джетов.

Собственно, сервис объединяет вертолетных брокеров и операторов, чтобы первым было проще подбирать лучшие предложения для клиентов, а вторым эффективнее управлять операциями. GetHeli пытается оптимизировать и улучшить модель, которая уже хорошо работает. Клиенты пользуются преимуществами быстрого бронирования, конкурентоспособных цен и более широкого выбора вариантов.

Концепция проста. Обычно желающие взять на прокат вертолет обращаются к брокеру. Тот опрашивает операторов на предмет доступности и выясняет стоимость рейса. В основном это делается по телефону или электронной почте. Брокеры пользуются блокнотами, досками и так далее, а в результате получается фрагментированная, неэффективная и непрозрачная система бронирования.

GetHeli отправляет заказ вертолетного чартера прямиком в 21-й век. После создания бесплатной учетной записи на сайте брокер может вывесить запрос на конкретный рейс с датой, временем и требуемым числом посадочных мест. Система работает по принципу аукциона. Заинтересованные операторы могут контролировать проводки на сайте и размещать ставки на те, которые они могут выполнить. Обе стороны получают доступ к информации в любое время на своих компьютерах, смартфонах и планшетах, подключенных к сети.

Деньги переходят из рук в руки единственный раз, когда закрывается сделка. Причем, GetHeli получает небольшую плату за обработку заказа. В остальном система полностью бесплатна.

Компания сотрудничает с Helipaddy, крупнейшей в мире базой данных, включающей более 10 000 вертолетных площадок, отелей и ресторанов. Это позволяет упорядочить процесс бронирования. Преимуществ такой системы не счесть. Скорости и возможности онлайн коммуникаций и электронной коммерции соединены в чартерном вертолетном бизнесе. Чтобы найти подходящий вертолет, брокерам больше не нужно тратить время на письма и телефонные звонки. GetHeli позволяет им применять эффективный подход «один-ко-многим», когда один пост доступен многим операторам в режиме реального времени.

Расширяется круг доступных брокеру операторов. Он не ограничен личными контактами и выходит на широкий рынок, предоставляющий больше возможностей выбора и снижение цен для клиентов. Запрос обрабатывается в течение нескольких секунд, то есть, гораздо быстрее, чем нужно на один звонок. Расширяется и клиентская база, а значит, растут доходы, сокращается время простоя.

При участии в торгах операторы устанавливают собственные цены, подогревая интерес к своему бренду. Это ценная рыночная информация, благодаря которой вертолетные операторы могут оценивать потребности местных рынков и лучшим образом адаптировать свои парки. И все это бесплатно.

В начале года GetHeli запустила сервис в Великобритании. До использования интернета местный чартерный вертолетный рынок стоил около £70 млн. в год, но потенциал роста уже заметен. В первую очередь, за счет скорости фрахтования и обслуживания. Естественно предположить, что очередь за Североамериканским.

Voom и Airbus: глобальный охват

Первой в мире платформу бронирования и предоставления вертолета по требованию реализовала все-таки Voom. Компания была создана Airbus Helicopters в 2016 году в рамках собственной стратегии новых городских транспортных решений.

Первые операции стартовали в бразильском Сан-Паулу в апреле прошлого года. За 10 месяцев были перевезены тысячи пассажиров, а в этом году эти цифры планируется увеличить. Здесь перспективность использования вертолетов в городских условиях гарантирована, ведь подземные и наземные виды транспорта достигли своих пределов по пассажиропотоку.

Как отмечает Маттиу Лувот, исполнительный вице-президент Airbus Helicopters по поддержке и обслуживанию клиентов, Voom позволяет расширить использование вертолетов в интересах городских жителей, разработать новые бизнес-модели и выработать дорожную карту инноваций.

На наших глазах Voom создает будущее городской воздушной мобильности, обеспечивая доступность вертолетов для передвижения по городу. Платформа объединяет лицензированных операторов и пассажиров, позволяя им сбежать в небо от уличных заторов. Бронирование на веб-сайте возможно всего за час, а пассажиру прибыть на площадку нужно за 15 минут до предполагаемого вылета.

В начале марта этого года такой же сервис стартовал в столице Мексики. Это естественный процесс для города с населением 23,9 миллиона. Кроме того, Мехико располагает соответствующей инфраструктурой. Здесь порядка 200 площадок в зоне досягаемости метрополитена. Город также располагает системой управления воздушного движения вертолетов, обеспечивающей эффективность перевозок.

Для клиентов Voom вертолет доступен в нескольких местах, включая международные аэропорты Мехико и Толука. Это выглядит особенно привлекательно для пассажиров авиарейсов, которым вместо двух часов теперь требуется всего 10 минут, чтобы добраться до центра города.

Стоит заметить, что усилия Airbus в этом направлении беспрецедентны. Компания работает над беспилотными проектами CityAirbus и Skyways, а также высокоскоростного демонстратора Racer, цель которого — соединять сердца отдаленных городов.

Компания настаивает, что будущее воздушного городского транспорта за новыми платформами и активно продвигает свою CityAirbus (eVTOL). Недавно Airbus раскрыла новые детали своей программы, первый полет мультироторного демонстратора которой в прицеле на конец года. Компания надеется, что eVTOL станет визионером будущего городского воздушного транспорта.

Дизайн позаимствован из фантастического фильма, а движение обеспечивается четырьмя парами хорошо разнесенных пропеллеров противоположного вращения в блоках. Восемь электродвигателей Siemens SP200D питаются от четырех литиево-ионных аккумуляторов мощностью 140 кВт. Вместо изменения шага, управление реализовано за счет изменения числа оборотов в разных блоках, то есть, конструкция создает подъемную силу по образу крыла. Уникальность аппарата в том, что единственной реально механической частью является вал трансмиссии. Это снижает расходы на эксплуатацию и обслуживание до минимума.

Он относительно компактен: всего восемь на восемь метров. И это необходимо, учитывая конечную цель работать в застроенной городской среде. В компании сочли (проводились исследования рынка), что большая скорость не нужна. Поэтому, на начальном этапе ЛА, рассчитанный на 4 пассажиров, будет развивать всего 120 км/ч максимум. Максимальный взлетный вес составит 2,2 тонны, из которых масса планера из металла и композитов — 10-15%, а вес батарей — 500 кг. Кстати, на первых порах их придется менять раз-два в год и время подзарядки пока великовато — 30-60 минут. Технология еще развивается, но CityAirbus уже ориентируется на дальность полета 96 километров, что достаточно для любого мегаполиса.

Первый полет, запланированный на декабрь 2018 года, будет удаленно пилотируемым. Пока с помощью джойстика. Но в перспективе полностью автономный полет. И бесшумный. Во всяком случае, он будет тише вертолета (70 Дб). Это за счет меньшей скорости вращения ротора (всего 120 м/с против 210 м/с у вертолета).

Самой большой проблемой любой новой разработки является сертификация. Особенно, такой сложной архитектуры электрической части и уникальных аккумуляторов. В Airbus говорят, что ее концепция уже имеется.

CityAirbus сможет опционно использоваться в личных целях, но предназначен для «массового» транзита между городскими центрами по программе наподобие каршеринга, позволяющего взять автомобиль в аренду с помощью мобильного приложения. Для этого потребуется инфраструктура, на которую планируется привлекать средства городских бюджетов и широкой общественности. Число хабов должно соответствовать количеству станций метро. К примеру, для Лондона или Парижа хватит порядка 200.

Проект обещают довести до здравого ума, но реальное воплощение вряд ли наступит в заявленные сроки. Над CityAirbus работают около 50 инженеров и, хотя точный объем инвестиций не раскрывается, ясно, что он огромен.

Основной вопрос

Но вернемся к проблемам безопасности и регуляторов. Всего несколько недель назад компания FlyNYON казалась неудержимой. Но безупречной карьере помешала катастрофа Eurocopter AS350, в марте рухнувшего в пролив Ист-Ривер в Нью-Йорке. Машина была арендована у Liberty Helicopter, иск к которой уже предъявили родственники одного из погибших.

Теперь сама FAA намерена разобраться с компанией за увлечение полетами с открытыми дверьми. Операции приостановлены, а теперь для получения разрешения на подобные полеты вертолеты должны оснащаться ремнями безопасности с легко раскрывающимися замками. Как оказалось, пятерых людей погубили дополнительные ремни… безопасности, предусмотренные для полетов с открытым люком. Они не смогли выбраться из салона и утонули. Спастись удалось лишь пилоту, использовавшему стандартную систему.

Хотя, тут есть противоречие. Ремни должны не позволить выпасть пассажиру из открытой двери, и поэтому, замок не должен освобождаться слишком легко. Тем не менее, FAA намерена провести пересмотр правил, регулирующих такие полеты, от «А» до «Я» и заполнить пробелы в технике безопасности.

Теперь FAA отыграется на «дочке» NYONair, в свое время внедрившей бизнес-модель с минимумом регуляторных вмешательств. Компания никогда не пыталась летать под радарным контролем. Хорошая видимость и реклама были центровыми движителями ее успеха. Но за стремлением извлечь выгоду из повального увлечения в социальных сетях экстремальными экспериментами с вертолетами никто не контролировал безопасность.

Вообще-то, такие полеты не редкость. Профессиональная аэрофотосъемка и киносъемка ведутся с вертолетов давно. Полеты с открытыми люками выполняются в условиях жаркого климата, и пилоты знают про все опасности. Люди выпадали редко, но предметы терялись частенько, иногда попадали в хвостовой ротор.

Сайт NYONair.com описывает компанию как «провайдера услуг, объединяющих миры авиации, клиентов и СМИ». Он ориентирован на профессионалов и корпоративных клиентов, которым необходимы аэрофотосъемка или освещение специальных событий. Но популярность в социальных сетях возымела побочный эффект.

Снимки с вертолетов получались невероятно крутыми. Аудитория NYONair в настоящее время насчитывает более 450 тысяч подписчиков Instagram и почти столько же Facebook. А в медиа-контенте уже давно доминируют «обувные селфи» — снимки ног фотографов, свисающих с обреза открытого люка над оживленными городскими пейзажами.

Одни из пилотов компании откровенно признался, что представители FlyNYON предоставляли дополнительные удерживающие системы, а обсуждали только то, что им нужно. Выходило, что пилоты должны были инструктировать их клиентов сами.

Краудсорсинговая модель позволяет заказывать только одно место на рейсе, а не нанимать весь вертолет. Это дало возможность предлагать короткие рейсы всего за $99 за место, что вполне позволительно для среднего инстаграмера. Далеких от авиации клиентов стало хоть пруд пруди.

Раздел «Часто задаваемые вопросы» на веб-сайте информирует потенциальных пассажиров, что разрешены только плотно зашнурованные или перевязанные ботинки. Но даже это нарушалось, что видно по представленным клиентами фото. Одно дело кратко информировать человека, с которым вы работаете. Но они объединяют людей, которые действительно не знают друг друга. А на деле инструктажи даже не проводятся. Да и что бы они дали людям, оказавшимся в холодной воде после жесткого удара, когда покинуть вертолет в такой ситуации сложно даже профессионалу.

На гарнитурах в салоне нет микрофонов, поэтому пассажиры не могли разговаривать с пилотом во время полета, хотя и могли слышать его инструкции. Пилот, управлявший вертолетом в тот злополучный день, якобы сообщил, что ремни одного из пассажиров могли зацепиться за рычаг подачи топлива, что и привело к падению тяги. А NTSB подтвердила, что даже поплавки не сработали, как положено.

Вертолеты серии AS350 недавно критиковались за отсутствие аварийных топливных систем. Последствия посадки на сушу могли быть такими же ужасными. При пожаре дорога каждая секунда, а спасателям приходилось буквально вырезать людей из удерживающих систем. Но самое интересное, что в прошлом году FlyNYON даже получила премию за безопасность.

К сожалению, в настоящее время вертолетный рынок управляется Facebook, Instagram, рекламой и причудливыми вечеринками. А подавляющее большинство операторов, инвестирующих в обучение, безопасность и техническое обслуживание, застревают на нулевой отметке только потому, что больше следуют правилам FAA, а не маркетинга.

Это не новая тема, но масштабный запуск этой бизнес-модели в вертолетной сфере буксует уже несколько лет. Даже если ее обкатка пройдет успешно, а уровень безопасности удастся серьезно подтянуть, все равно повсеместное продвижение этих сервисов вряд ли стоит ожидать в ближайшие годы. Проблемы с безопасностью останутся сдерживающим фактором для вертолетного «Убера». На пути мобильных сервисов стоят национальные авиационные законодательства, для которых успешность бизнес-модели не является единственным и необходимым условием для их применения. Конечно, свое слово здесь смогут сказать разработчики, и Airbus стал первым, кто приступил к завоеванию новой ниши.

ПАРТНЕРЫ АВИ