Номограммы для определения возможности взлёта и посадки вертолёта Робинсон R-44.
24.03.2015
Мирия Лангер, коммерческий пилот вертолёта, писатель и фотограф.
Что означают эти номограммы, как ими пользоваться и какую из них использовать…
В разделе лётно-технические характеристики руководства по лётной эксплуатации вертолёта имеются две номограммы для определения возможности выполнения взлёта: с зависанием в зоне влияния земли (в ЗВЗ) и с зависанием вне зоны влияния земли (вне ЗВЗ). Точные названия этих графиков могут варьироваться в зависимости от типа вертолёта. Здесь представлены примеры использования номограмм для вертолёта Робинсон Р-44 Равен 2. Возможно это самая важная часть РЛЭ. С помощью них вы сможете узнать, возможен ли взлёт при конкретных условиях.
Для чего нужны эти номограммы.
Они позволят Вам понять, можете ли вы взлететь, используя данные для полёта.
Итак, данными для полёта будут высота аэропорта (площадки), взлётный вес, температура воздуха. Всё это вы должны знать перед выполнением полёта, ориентируясь на расчётное время взлёта. Обращаться к этим номограммам следует перед каждым полётом, так как условия полёта всегда разные.
Как уже говорилось, существуют две номограммы, с ними работают по одному принципу, однако они несут немного разную информацию.
1. Номограмма определения возможности взлёта в зоне влияния земли: она позволяет определить возможность взлёта в зоне влияния воздушной подушки. Данный пример для высоты висения 2 фута с использованием максимальной взлётной мощности и в штиль.
2. Номограмма определения возможности взлёта вне зоны влияния земли: она позволяет определить возможность взлёта вне зоны влияния воздушной подушки. И снова, как и в предыдущем графике дано описание, что это пример для максимальной взлётной мощности и в штиль..
По-простому говоря, первая номограмма для висения в зоне влияния земли, а вторая – для зависания вне зоны влияния земли.
Данные номограммы используются исключительно для R-44.
Как пользоваться номограммами
Первым делом вы должны знать три условия:
1. Высота аэропорта или площадки, с которой вы будете взлетать. Высота может определяться по атмосферному давлению, но в большинстве случаях, превышение аэропорта над уровнем моря будет более чем достаточно.
2. Взлётный вес вертолёта. Это вес вертолёта к моменту взлёта.
3.Температура воздуха. Кривые плотности воздуха в зависимости от высоты и температуры уже рассчитаны и изображены в номограмме.
Лучший способ объяснить — это привести примеры.
Рассмотрим первую номограмму ( в зоне влияния земли).
Представим, что ваш аэропорт расположен на высоте 2500 футов над уровнем моря. Прогнозируются высокие температуры наружного воздуха и к моменту взлёта температура достигнет +35 град. Вы рассчитали взлётный вес и центровку и знаете, что вместе с вами (с пилотом), топливом, двумя пассажирами и багажом ваш взлётный вес будет 2300 фунтов. Вы хотите узнать, может ли вертолёт взлететь при выполнении штатного взлёта с зависанием в зоне влияния земли. Обращаемся к номограмме для взлёта в зоне влияния земли. Первым делом вы заметите, что график начинается с высоты 5000 футов. Поскольку ваш аэропорт ниже этого уровня, вы можете смело взлетать. Номограмма для более высокого превышения. Совмещая высоту с весом в этом примере, точка пересечения левее и ниже линий температур. Благоприятные условия для взлёта.
Теперь, предположим, что вы летите в аэропорт Флагстафф, штат Аризона, расположенный на высоте 7014 футов над уровнем моря. Продолжительность полёта займет у вас около часа, прогнозируемая температура к моменту прилёта +35 град. Необходимо узнать, может ли вертолёт выполнить посадку с зависанием в зоне влияния земли. Снова, обращаемся к номограмме. Считая, что вы израсходуете 16 галлонов за час полёта, каждый галлон весит 6 фунтов, ваш полётный вес будет почти на 100 фунтов меньше или 2200 фунтов. Совмещаем высоту с весом на номограмме- точка пересечения опять ниже линии +30 град (выделена жёлтым цветом), у вас достаточно мощности для посадки. Если вы продолжите линию, соответствующую высоте 7000 футов до пересечения с линией температуры +30 град, вы можете видеть, что даже на этой высоте и при данной температуре у вас будет достаточно мощности, даже при максимальном взлётном весе 2500 фунтов. Но при температуре +35 точка пересечения находится выше линии температуры +35. Это означает недостаток мощности для висения в зоне влияния земли при этих условиях.
Теперь предположим, что после посадки во Флагстаффе вы возьмёте на борт ещё одного пассажира, который имеет избыточную массу тела. Вам также необходимо дозаправить необходимое количество топлива, взлётный вес будет предельный. В добавление, взлёт будет в 3 часа дня, когда прогнозируемая температура будет +35 град. Совмещение линий показывает, что точка пересечения высоты и взлётного веса выше линии +35(выделена жёлтым). Это означает, что при данных условиях вертолёту может не хватить мощности для взлёта в зоне влияния земли.
Что в можете сделать в этом случае? У вас есть несколько вариантов:
1.Подождать уменьшения температуры воздуха. Подождите её уменьшения до значения +30.
2.Применить взлёт с разгоном в непосредственной близости от земли. Но возможно ли это? Возможно. Так как вам требуется меньше мощности для этого, чем при выполнения взлёта с зависанием в зоне влияния земли. Единственный способ узнать это — попробовать. Однако, действительно ли вы хотите взлетать, если у вас недостаток мощности, чтобы висеть? Хорошенько подумайте, прежде чем принимать решение.
Номограмма вне зоны влияния земли.
Следующая ситуация: ваш знакомый фотограф хочет, чтобы вы взяли его и его клиента в гавань, где он смог бы произвести съёмку новых доков и лодочных гонок. Озеро расположено на высоте 4900 футов и окружено горами. Ожидается температура +25 град. Вы рассчитываете вес пассажира и оборудования, топливо для полёта. Взлётный вес ко времени взлёта будет 2200 фунтов. Вы работали с этим оператором ранее и вы знаете, что он любит выполнять съёмки на очень низких высотах и малых скоростях – обычно менее скорости перехода на косое обтекание, иногда на высоте всего 100 футов над землёй. Вы предупредили его о потенциальной угрозе и, что собираетесь выполнять полёт на режиме, который входит в опасные зоны на диаграмме высота-скорость РЛЭ, понимая риск.
Обращаемся к номограмме взлёта вне зоны влияния земли. Почему именно к ней? Да, потому, что вы будете выполнять полёт на скоростях, меньших скорости перехода на косое обтекание. Это требует столько же мощности, что и при висении вне ЗВЗ. Совмещаем высоту с весом. Точка пересечения ниже и левее температурной линии (жёлтая). Мощности достаточно.
Но с ещё одним толстым пассажиром у вас будет недостаток мощности, чтобы висеть вне зоны влияния земли.
Итак, представим, что фотограф звонит вам за час до вылёта и объясняет вам, что его клиент хочет лететь вместе с вами, чтобы давать целеуказания. Вы спрашиваете о его весе и получаете ответ — 240 фунтов (довольно крупный мужчина!) Теперь пересчитываем взлётный вес, добавляя 250 фунтов веса клиента, поскольку все обманывают по поводу своего веса. Теперь ваш взлётный вес 2450 фунтов, что почти предел. Совмещаем на номограмме линии и видим, что вертолёт будет слишком тяжёлым, чтобы висеть вне ЗВЗ.
Что же делать? Есть варианты:
1.Облегчить вертолёт. Понимая, что вы не можете оставить клиента на земле, но возможно заправить меньше топлива.
2.Подождать пока не уменьшится температура воздуха. Конечно же, фотограф подобрал время полёта по определённым соображениям и, возможно, не может поменять время взлёта.
3. Во время полёта не уменьшать скорость, меньше скорости перехода на осевое обтекание. В этом случае у вас будет достаточно мощности для полёта. Но ведь оператору нужна очень малая скорость для съёмки…понравится ли ему это?
В этих примерах использовались обе номограммы. Вы, должно быть удивитесь, почему мы использовали номограмму для висения вне ЗВЗ если не требуется выполнять висение? Ваш вывод: что если вам не нужно выполнять висение — вам не нужно анализировать номограмму, правильно? Нет, не верно
Как уже говорилось, пилотирование на малых скоростых, меньших чем скорость перехода на косое обтекание- около 25 узлов для Робинсона 44 требуется столько же мощности как и на висении. Поэтому вам просто необходимо проанализировать номограммы висения и начиная с высоты 100 футов и выше вы вне зоны влияния земли.
Теперь давайте смодулируем , что могло бы произойти в примере с фотографом. Напоминаю, что по номограмме определили, что висение не возможно.
Итак, вы вышли на позицию для видеосъёмки. Ваша высота около 100 футов над озером, скорость 40 узлов. «Помедленнее», — требует оператор. Вы уменьшаете скорость и наконец достигли 15 узлов. Вертолёт начинает снижаться. Вы тяните рычаг шаг-газ вверх и у вас либо звучит сирена об уменьшении оборотов несущего винта (на поршневых вертолётах как Р-44) или перетяжелите несущий винт и перегреете двигатель (на вертолёте с турбовальным двигателем). В любом случае, снижение неизбежно. Вы отдаёте ручку управления циклическим шагом от себя, чтобы перейти на разгон скорости, но тем самым ещё более усугубляете ситуацию. Ваша высота уже менее 100 футов над озером. Вы приготовили надувные баллонеты? Я на это надеюсь. Возможно вы хорошо умеете плавать.
Думаете это не случится? Как бы не так! Это уже было и, даже дважды, погибли люди. В обоих инцидентах выполнялась аэрофотосъёмка. Во втором инциденте пилот также пострадал.
На протяжении всего блога я постоянно акцентирую внимание на номограмме вне ЗВЗ. Так как необходимо всегда просчитывать наихудшие условия для лётно-технических характеристик. Если анализ этой номограммы показывает, что ваш вертолёт может висеть — можете лететь на любой скорости. Более того, в этом случае вы можете даже не смотреть номограмму в ЗВЗ.
Заключение.
Это может стать жизненно важным, особенно, если вы выполняете взлёт и посадку вне аэродрома с неподготовленной площадки. Подумайте об этом. Предположим, вы находитесь на земле возле того озера из крайнего примера с толстым клиентом на борту. Возможно, вы его там подобрали. Вы выполняете зависание, применяете всю располагаемую мощность. Отклоняете ручку циклического шага вперёд на высоте всего 2 или 3 фута над землёй. Что произойдёт, когда вы будете выполнять разгон. Нос вертолёта может кивнуть вниз. Если вы на небольшой высоте-вы можете зацепиться лыжами. Добавим к этому растительность на земле и/или попутный ветер. Последствия могут быть очень серьёзными. Это и случилось г. Истоне в 2007 году, когда пилот и три пассажира погибли.
Если номограмма вне ЗВЗ показывает, что вы не можете висеть вне ЗВЗ при ожидаемых условиях полёта, посмотрите номограмму в ЗВЗ. Возможно вы можете взлететь в зоне влияния воздушной подушки. Если же у вас нет запаса мощности и для этого — подумайте, что вы можете сделать чтобы увеличить свои лётно-технические храктеристики, даже если возможен взлёт с разбегом, и зная, что вертолёт сможет висеть перед посадкой.
Это действительно очень важно. Эти номограммы – ваш указатель по лётно-техническим характеристикам. Выполнять полёт, когда по ним вы определили невозможность — это просто глупо.
Теги записи: R-44, Robinson, ЗВЗ, номограммы, Р-44 Равен 2, РЛЭ