Новая глава в истории российского вертолетного бренда

Для вертолетной отрасли России последние десять месяцев стали временем знаковых событий. При этом все они, несомненно, являются этапами выстроенной плановой работы, нацеленной на перспективу.

Начатая в прошлом году кампания про экспортному продвижению новейшей российской техники разрешилась многообещающим прорывом весны 2019 года. Стоит начать с сертификации, которую прошел в Китае вертолетный двигатель ВК-2500 разработки и производства санкт-петербургского АО «ОДК-Климов». Важно понимать, что Управление гражданской авиации КНР сертифицировало российский вертолетный двигатель впервые за 19 лет. И теперь он может эксплуатироваться в составе российских гражданских винтокрылых машин в КНР, что позволяет приступить к программе модернизации российских вертолетов в КНР.

И как неминуемое следствие успеха нового двигателя  – сертификация двигателя ВК-2500ПС-03 в Китае уже в составе вертолета Ми-171А2, а также валидация сертификата типа двигателя ВК-2500ПС-03 в Индии, Южной Корее, Бразилии и Мексике.

Новое лицо российской вертолетной отрасли

Ми-171А2 – долгожданная новинка российского вертолетостроения, которая своим появлением обязана программе полномасштабной модернизации легендарной «восьмерке», стартовавшей в 2009 году. Уже через пять лет холдинг приступил к летным испытаниям первого опытного образца Ми-171А2. Машины в течение 2014-2017 годов успешно прошли все автономные заводские и сертификационные летные испытания, после чего Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало Московскому вертолетному заводу имени Миля переизданный сертификат типа вертолета Ми-171А, в который включена новая модель – Ми-171А2.

Всего Росавиацией были сертифицированы десятки изменений типовой конструкции вертолета. Среди основных изменений, в частности, увеличение взлетной массы вертолета до 13 тонн по категории «А». Интегрированный пилотажно-навигационный комплекс разработки КРЭТ позволил сократить состав экипажа с трех человек до двух.

Вертолет Ми-171А2 отличает широкий спектр выполняемых задач: он может выпускаться в транспортной, пассажирской, противопожарной, поисково-спасательной, медико-эвакуационной и VIP-конфигурациях. По мнению специалистов, машина обладает огромным потенциалом, как на российском рынке, так и за рубежом.

Согласно международной практике

О получении сертификата типа на вертолет Ми-171 с двигателями ВК-2500ПС-03 в Китае стоит сказать отдельно. Дело в том, что решение китайских властей открывает дорогу холдингу «Вертолеты России» для поставок машин этого типа в Китай.

Подойти к такому рубежу для российской компании позволило не просто отличное качество техники, а выполнение целого комплекса мероприятий в духе сложившихся международных маркетинговых традиций. Так в конце 2018 года холдинг «Вертолеты России» провел в Китае демонстрационные полеты Ми-171 с двигателем ВК-2500-03. Руководству Министерства чрезвычайных ситуаций и Управления гражданской авиации КНР были продемонстрированы транспортные возможности вертолета по перевозке грузов на внешней подвеске, тушению пожаров в высокогорье, а также полеты с водосливным устройством.

Вертолет с двигателями ВК-2500-03 наилучшим образом продемонстрировал свои ключевые преимущества, выполняя работы по пожаротушению и перевозке грузов на высотах до 33000 метров. В ходе летного показа три тонны груза и девять пассажиров были перемещены с высоты 2600 на высоту 3300 метра, продемонстрирован забор 3,5 тонн воды в водосливное устройство на высоте 3000 метров с последующим сбросом на очаг пожара. Кроме того, на земле в рамках статического показа зрителям были представлены уникальные возможности Ми-171 по оперативной загрузке/выгрузке спасателей и пожарных. То есть российские вертолетостроители показали товар лицом, что привело к прогнозируемому результату.

«Авиационный парк Китая насчитывает около 20 гражданских вертолетов семейства Ми-8/17, и ранее мы неоднократно отмечали интерес национальных операторов к новейшим модификациям этого типа. Кооперация холдингов Ростеха сделала Ми-171 более привлекательным для бизнеса, снизив за счет применения новых технологий эксплуатационные расходы», – заявил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

Индия, Бразилия, Казахстан…

Еще один огромный рынок – индийский – также может открыть свои двери для Ми-171А2. Россия рассчитывает здесь валидировать сертификат на свой вертолет в первой половине 2019 года, для чего в настоящее время ведется активная работа с индийскими авиационными властями.

«В этом году мы поставляем первый Ми-171А2 индийскому заказчику. В рамках исполнения этого контракта мы планируем подготовку еще одной группы иностранных специалистов. Ожидаем, что индийские летчики и техники пройдут обучение этим летом, после чего смогут приступить к эксплуатации вертолета», – сказал Богинский.

Особенностью этой ситуации является то, что прежде Россия в Индию гражданские вертолеты не поставляла.

Довольно хорошие перспективы могут ждать Ми-171А2 и в Бразилии. Холдинг «Вертолеты России» передал национальному гражданскому авиационному агентству Бразилии (ANAC) эксплуатационно-техническую документацию на вертолет Ми-171А2. На основе полученной заявки бразильским авиационным властям предстоит решить вопрос о сертификации вертолета на местном рынке.

«Бразилия – наш давний партнер и одна из ключевых стран в Южной Америке для продвижения российской вертолетной продукции. Более 10 лет в стране успешно эксплуатируются вертолеты Ми-171А1 и, я уверен, новому вертолету вскоре также представится возможность заслужить положительную репутацию. Сейчас сертификационный орган Бразилии обрабатывает полученную документацию на Ми-171А2. Учитывая опыт сертификации вертолетов Ми-171А1, думаю, что этот вопрос будет решен в короткие сроки», – заявил Андрей Богинский.

В 2010 году вертолет Ми-171А1, представленный компанией-оператором Аtlas Taxi Aereo, по совокупности положительных характеристик и соотношению цена/качество одержал победу в тендере бразильской государственной нефтегазодобывающей компании Petrobras на право выполнения авиационных работ в бассейне реки Амазонки. По заказу бразильской компании на Ми-171А1 впервые была установлена система T-HUMS (бортовая система контроля и диагностики). Она обеспечивает автоматический мониторинг большого спектра узлов в режиме реального времени, значительно повышая безопасность полета. Использование T-HUMS предусматривает также возможность перехода к техническому обслуживанию «по состоянию», что может значительно снизить финансовые затраты компании-оператора и повысить эффективность вертолетного бизнеса.

«Учитывая высокую потребность Бразилии в многоцелевых вертолетах среднего класса, мы выводим на местный рынок новую машину – современную, вместительную и надежную. Одновременно в рамках международного партнерства мы намерены развивать послепродажное сервисное обслуживание, которое гарантирует максимальный эксплуатационный ресурс и является необходимым условием безопасности полетов», – отметил директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков.

Стоит отметить, что весной 2019 года учебный центр Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ) холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех завершил подготовку группы первых иностранных специалистов по управлению и обслуживанию вертолета Ми-171А2. В рамках контракта на поставку вертолета, подписанного в конце 2017 года, обучение прошли пилоты и инженерно-технический персонал гражданской авиации Казахстана.

Ми-171А2 – предмет отраслевой гордости

Что касается использования Ми-171А2 в России, то здесь коммерческая эксплуатация машины стартовала в 2018 году в Тюмени – в аэропорту Плеханово состоялось торжественное мероприятие в честь первого коммерческого полета Ми-171А2 компании «ЮТэйр – Вертолетные услуги», произведенного на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолеты России». Вертолет Ми-171А2 был передан эксплуатанту в мае 2018 года в рамках выставки HeliRussia-2018. Сразу после этого специалисты холдинга и «ЮТэйр – Вертолетные услуги» начали реализовывать комплекс мероприятий по освоению воздушного судна. По их итогам авиакомпания «ЮТэйр – Вертолетные услуги» получила соответствующее разрешение Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) на коммерческую эксплуатацию вертолета Ми-171А2.

Кроме того подписано соглашение о намерениях между «Вертолетами России» и компанией «Газпром» по созданию вертолетов морского предназначения типа Ми-171А2. Данные машины будут использоваться для освоения месторождений на континентальном шельфе в интересах ПАО «Газпром». Подписанное соглашение, в частности, предполагает, что предприятия холдинга «Вертолеты России» обеспечат разработку проектной документации по вертолету Ми-171А2 в модификации «офшор», а также создание производства по сборке, испытаниям и сервисному обслуживанию этих машин.

В свою очередь ПАО «Газпром» в рамках заключенного соглашения подтвердило намерение приобрести вертолеты Ми-171А2 в офшорном исполнении, а также разместить на предприятиях холдинга «Вертолеты России» заказы на все виды работ по ремонту и обслуживанию данной техники.

Качественно и вовремя

Если говорить о двигателях для Ми-171, то здесь достаточно вспомнить номинацию, в которой Уфимское ПАО «ОДК-УМПО» получило диплом по итогам работы в 2018 году – «Поставка точно вовремя». Мало того, что за год предприятие обеспечило поставку 180 моторокомплектов, новый двигатель был готов в серию в оговоренные сроки и с конкурентными характеристиками. В рамках реализации программы импортозамещения ОДК в первом же поставочном цикле и сразу на должном уровне обеспечила передачу на производство в России вертолетного двигателя ВК-2500, предназначенного для большинства вертолетов типа «Ми» и «Ка».

Российская вертолетостроительная отрасль сделала очередной важный шаг в рамках реализации программы импортозамещения. Так ПК «Салют», структурно входящий в ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация), стал аттестованный поставщиком комплектующих (осевых компрессоров) для ВК-2500. Причем, в кооперации с ПК «Салют» участвует завод «Прибор», а также Омское МСО (моторостроительное объединение) имени П. Баранова.

Двигатель ВК-2500 создан на смену вертолетному двигателю ТВ3-117. Он выполнен в трех модификациях взлетной мощностью – от 2000 до 2400 лошадиных сил. В силовой установке внедрены цифровая система автоматического управления вместо аналоговой, новейшие датчики, счетчик наработки и контроля, применены новые материалы. Все это обеспечивает более высокие эксплуатационные характеристики: увеличенную мощность на чрезвычайном режиме, поддержание режимов в более широком диапазоне температур наружного воздуха и повышенный ресурс. ВК-2500 дает вертолетам принципиально новые возможности при эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом. При этом сборка ведется исключительно из российских комплектующих.

В ОДК отмечают, что решающее значение для эксплуатантов ВК-2500ПС имеет возможность управления его ресурсом в зависимости от конкретных условий эксплуатации вместо существовавшего ранее усреднённого подхода к оценке ресурса. «Это позволяет избежать ненужных затрат на ресурсные работы, если двигатель эксплуатировался в щадящем режиме, и, напротив, сделает возможным досрочное получение сервисного обслуживания, если условия эксплуатации были близки к экстремальным», – подчеркивают в корпорации.

Николай Коробов

 

ПАРТНЕРЫ АВИ