Новые признаки восстановления рынка

Понемногу, но вертолетная отрасль все-таки восстанавливается, и тенденция эта кажется вполне глобальной. Во всяком случае, меняется риторика экспертов, которые видимо тоже устали от непрекращающегося спада. Оценки даются весьма спорные, но и не доверять им нет причины. Действительно, отмечаются первые ростки, признаки намечающегося выздоровления на нескольких наиболее перспективных направлениях.

Как это бывает часто, оживление более заметно в военном секторе. Сегодня международная напряженность опять способствует восстановлению рынка военных и служебных вертолетов.

Коммерчески готовые решения (COTS) и стратегии модернизации ведут к новым возможностям

После почти десятилетней стагнации и отсроченных программ в ключевых регионах глобальный рынок вертолетов военного и служебного назначения начал восстанавливаться.

Рост в основном обусловлен геополитической напряженностью, заменой и модернизацией устаревших парков, новыми программами развития, такими как беспилотные воздушные системы (UAS) и внедрение взаимодействия «человек-машина» (MUM-T), повышающих боеготовность.

Продолжающееся развертывание боевой техники за рубежом, что сегодня практикуют не только США и их союзники, но и во все большем объеме Россия и другие страны, а также растущие угрозы приведут к восстановлению рынка и спросу на топливо для вспомогательных вертолетов. Но в условиях чувствительности бюджетов внимание будет сосредоточено на коммерчески готовых решениях с целью минимизации обучения, сокращения затрат и сроков внедрения. Несмотря на рост финансирования, все слишком сильно подорожало.

Западные аналитики рекомендуют производителям вертолетов взглянуть на последние события в сфере развития БЛА и на увеличение их использования в боевых условиях. Развитие беспилотников вертолетного типа сгенерировало возможности появления новых платформ и является одной из наиболее перспективных областей роста. При этом, отмечается пять ключевых тенденций:

  1. Северная Америка остается крупнейшим рынком военных вертолетов. Имеются в виду не только США, но и Канада. Несмотря на цифры российского ВПК, значительная доля в отечественном вертолетном производстве — экспортная.
  2. Операторы оптимизируют своих флоты уменьшением количества типов и увеличением оперативных возможностей.
  3. Циклы глобального обновления предусматривают запланированные и прогнозируемые возможности на миллиарды долларов в новых программах закупок и модернизации.
  4. Значительные инвестиции в MUM-T, поскольку совместное развертывание пилотируемых и беспилотных активов становится новым стандартом.
  5. Сотрудничество с нетрадиционными военными игроками и стартапами, занимающимися роботизированными разработками, для совершенствования и совершенствования БЛА.

На фоне жестких требований к обновлению парков и поддержанию оперативной готовности, финансовое выздоровление остается очень хрупким. Недавний прогноз Frost & Sullivan глобального рынка военных и специальных вертолетов до 2026 года констатирует большие риски для крупнейших игроков.

Политическая неопределенность в отношении международных торговых соглашений и перераспределение торговых барьеров может повлиять на производство и экспорт. Производителям необходимо рассмотреть новые стратегии международной конкуренции и сохранить традиционных экспортных клиентов.

Что немаловажно, отмечается увеличение расходов на морские вертолетные услуги.

Оффшорная вертолетная отрасль увеличивает инвестиции

Согласно анализу Westwood Global Energy Group, представленному в ходе Helitech 2018 в Амстердаме, в этом году будет заметно увеличение ежегодных расходов на морские вертолетные услуги впервые за четыре года.

Как отметил глава службы нефтяных месторождений компании Стив Робертсон приятно говорить, что мы прошли дно спада. Первые всходы восстановления уже видны на больших рынках. В Северном море ставки начинают подниматься, особенно в Норвегии, а также в Великобритании. Однако он предупредил, что восстановление не приведет к резкому возврату к уровню активности 2014 года, когда рухнули цены на нефть. Ожидается постепенное увеличение расходов на вертолетные шельфовые операции до $7 млрд. в ближайшие пять лет. Основной рост числа полетов будет за счет увеличения производственных операций. При этом, перевозки с нынешних в среднем 70 миль от берега сместятся вглубь морей.

Westwood ожидает, что в эксплуатацию будет введено 118 новых средних и тяжелых вертолетов. Вместе с тем, проблема избыточного предложения останется даже на фоне роста цен на нефть, который сам по себе не приводит к улучшению коммерческих условий для сервисных компаний.

Морская индустрия должна ожидать роста спроса не от традиционных нефтедобывающих районов. Это будет происходить на рынках, которые никогда не считались оффшорными. В Южно-Китайском море, Австралии, Юго-Восточной Азии и восточном Средиземноморье. В этом году инвестиции вырастут до $95 млрд. с $60 млрд. в 2017 году. Большая часть этих из них пойдет на проекты в Западной Европе и Восточной Африке.

Отраслевые аналитики единогласны во мнении, что цены на нефть останутся на прежнем уровне до 2024 года. Кроме того, счетчик Baker Hughes Rig Count пока показывает восстановление буровой активности только на суше. В настоящее время на мелководье работает 1500 скважин, что несравнимо с 2500, когда отрасль переживала пик. Westwood ожидает некоторого восстановления количества пробуренных на мелководье скважин за счет увеличения активности на Ближнем Востоке.

Сектор глубоководного бурения будет терять зависимость от «Золотого треугольника» — морских нефтедобывающих регионов Мексиканского, Гвинейского заливов и Бразилии. Более глобальное распространение глубоководной деятельности будет стимулироваться за счет развития районов у побережья Восточной Африки, Индии и в Южно-Китайском море.

Это хорошие новости. Можно надеяться, что у вертолетчиков снова появится глобальная работа. Там же на выставке Helitech уже в который раз говорили про рост за счет обслуживания ветрогенераторов.

«Экспоненциальный рост» оффшорных электростанций предоставляет возможности

Как полагают в Offshore Wind Consulting, мировой рынок оффшорного ветра переживает «экспоненциальный рост», предоставляя огромный потенциал для предприимчивых вертолетных операторов.

«Морская ветроэнергетика — это растущая, жизнеспособная и устойчивая отрасль, а вложения в нее сравнимы с инвестициями в будущее», — заявил на Helitech глава инженерного отдела компании Халид Камхави.

По его словам, ответственность вертолетных операторов заключается в выявлении и использовании возможностей для работы. Отчасти это связано с отсутствием зрелости сектора, отчасти с особенностями эксплуатации турбин и ферм.

В 2015 году морские ветровые турбины произвели 4 ГВт энергии. К 2030 году производство врастет до 100 ГВт. Большая часть энергии будет выработана ветряками в Европе, которые, как ожидается, обеспечат 60 ГВт.

Такой скачок будет обусловлен увеличением мощности турбин и количеством ферм. Ветрогенераторы (WTG) прибавляют производительности в среднем по 6,5% в год. По этой логике к 2030 году появятся агрегаты, способные вырабатывать 18-20 МВт. Уже в 2023 году начнут вводиться в строй GE Haliade-X, способные производить 12 МВт.

По высоте эти турбины сравнимы с Эйфелевой башней, причем каждая лопасть имеет длину 107 метров. Технология развивается, но поддержки и цепочки поставок, развивающейся такими же темпами, нет. Чем дальше, тем большее значение будет приобретать надежная программа обслуживания. И тут есть, где развернуться вертолетным операторам.

В то время как стоимость мегаватта вырабатываемой энергии пока высока, она быстрыми темпами снижается. По прогнозу Камхави, через три года она достигнет паритета с ядерной энергией, а в течение пяти лет станет дешевле газовой. По мере того, как расходы будут падать, а инвестиции увеличиваться, вдали от берегов будут появляться более крупные ветропарки.

В течение следующих пяти-десяти лет ветровые электростанции, вероятно, будут еще находиться достаточно близко к берегу, чтобы отправлять энергию непосредственно на берег. Но настанет момент, когда придется возводить супер подстанции и кластеры обслуживания, обеспечивающие сеть поставок. Это хорошая новость для отрасли, потому что эти мега-структуры, безусловно, будут иметь персонал.

Вертолеты будут использоваться на протяжении всего жизненного цикла ветряка, начиная от разведки, строительства и до технического обслуживания. И именно последнее предоставит самые большие возможности для роста вертолетной отрасли. И чем раньше она включится в эту работу, тем лучше для нее.

В самом деле. Любой кризис когда-то да закончится. А подъем на новом витке может увенчаться куда более значительными показателями. Если с военными и служебными вертолетами все понятно, то какими должны быть оффшорные? Речь идет не только о технических возможностях. Все дальше от берега, все в более сложных метеорологических условиях и немыслимом инфраструктурном окружении. Какими должны быть стандарты операций? Они тоже должны получить новый уровень. А что делать с подготовкой пилотов? Вопросов гораздо больше, но готовиться ответить на вызовы, уже обретшие контуры, нужно начинать прямо сейчас.

ПАРТНЕРЫ АВИ