Новые тенденции аэромедицинских интерьеров

Вертолетный мир меняется столь стремительно, что мы уже не успеваем следить за обновлениями парков и возможностями новых разработок. Однако развитие интерьеров вертолетов скорой помощи протекает скорее эволюционным, нежели революционным путем. В принципе, данный факт подтверждается обширностью сертификационных требований к достижениям в этой сфере.

Скорость внедрения новаций частично определяется временем, затрачиваемым на процессы одобрения регуляторами, частично временем, уходящим на достойную оценку тех или иных преимуществ операторами. Тем не менее, всегда были новации, которые сразу принимались и производителями, и потребителями. Речь идет о неустанном поиске всеми более легких конструктивных материалов и эффективных решений освещения.

Легкие материалы

В пользе борьбы с лишним весом никого убеждать не требуется. Задача продолжает оставаться ключевой, и новые решения клиенты ожидают увидеть в салонах самых современных вертолетов.

Пожалуй, среди лидеров рынка, компания Airbus Helicopters приложила наибольшее количество усилий для разработки легких интерьеров и компонентов, чтобы удовлетворить спрос. Полная масса медицинского оборудования легкого двухмоторного вертолета HEMS, которое в настоящее время используется, составляет менее 150 кг. А для поисково-спасательных операций в условиях жары и высокогорья применяется комплект, который весит всего лишь около 100 кг. Снижение веса позволяет экипажу брать на борт больше медицинских приборов или топлива, что может коренным образом повлиять на их возможности.

Поставщик бортового оборудования Spectrum Aeromed несколько последних лет для своих интерьеров использует углеродное волокно, хотя большинство компонентов продолжает изготавливаться из алюминия. В частности, из углеволокна изготавливается легкое и прочное напольное покрытие. Компания изучает возможности расширения использования материала. Например, следующим шагом планируется из карбона сделать подрамник для носилок.

Наряду со значительной экономией веса, использование углеродного волокна позволяет создать формы, которые невозможно сделать из алюминия. С другой стороны, производство малыми партиями привести к высокой стоимости интерьеров. «Аддитивное производство» может также обеспечить снижение веса, хотя усилия и затраты на сертификацию могут оказаться непомерно высокими.

Гибкие решения

В то время как некоторые операторы ищут более легкие, простые и недорогие интерьеры, другие обязаны иметь возможность выполнять сложные миссии. Возможно, с большим числом членов команды и объемом оснащения. И тогда их основная проблема не в весе, а в функциональности оборудования.

Сегодня реально растет спрос на интерьеры, легко конфигурируемые для различных задач. Например, в июле компания United Rotorcraft получила сертификат EASA на интерьеры Leonardo AW139 и AW169 с легкосъемными раскладными креслами, которые можно использовать в качестве посадочных мест как для пассажиров, так и пациентов. Более ярким примером этой реконфигурируемости является интерьер Sikorsky S-70 Firehawk, который можно быстро перенастроить с EMS на пожаротушение, перевозку пассажиров и груза не в последнюю очередь благодаря сиденьям, которые при необходимости опускаются с потолка.

На эту тенденцию довольно оперативно откликнулись «Вертолеты России». В рамках МАКС-2019 российским вертолетным холдингом была представлена первая сертифицированная машина семейства Ми-8/171 в конвертируемом варианте. Область применения такого вертолета может быть дополнительно расширена за счет установки набора поисково-спасательного оборудования — лебедки, поискового прожектора, внешней подвески, медицинского оборудования.

Конструктивные особенности конвертируемого Ми-171А2 позволяют в течение часа переоборудовать грузовой салон вертолета в пассажирский на базе эксплуатанта. Ми-171А2 может перевозить до 20 пассажиров на энергопоглощающих креслах и до пяти тонн груза на внешней подвеске.

Конвертируемостью и модульности конструкции будет наделен и обновленный перспективный «Ансат», на переоборудование которого из транспортного варианта в медико-эвакуационный потребуется менее получаса.

Превосходное освещение

Благодаря малому весу, надежности, высокой мощности и низкому энергопотреблению, светодиоды уже давно предпочтительный источник света на борту медицинского вертолета. Учитывая тесноту салона, это безальтернативно. Показателен пример датских ВВС, перешедших на LED-освещение еще в 2004 году. Тогда в одном из полетов медик обжег руку о галогенную лампу, которая тут же перегорела. С тех пор о галогенках там забыли.

Переход на светодиоды для внутреннего и наружного освещения происходил в течение ряда лет. Это непрерывный процесс, поскольку любые изменения требуют сертификации. Благодаря широкому использованию очков ночного видения, внутреннее белое освещение оценивается на совместимость с NVG. Дело в том, что на «картинке» иногда появляются нежелательные сине-зеленые оттенки. Но с этим уже успешно борются.

Компания AeroBrigham представила устройство, обеспечивающее совместимый с NVG яркий белый свет прямо «из коробки», без всяких дополнительных фильтров. Как отмечается, потребовалось время, чтобы убедить производителей NVG, но уже сегодня фирма использует решение для всех своих медицинских комплектаций.

Медицинские крепления

Гораздо менее заметный, но не менее важный элемент интерьеров — крепления медицинского оборудования. Работа над новыми креплениями, учитывая постоянно меняющийся арсенал используемых летными экипажами устройств — это непрерывный процесс.

В США, да и в Европе, сертификация новых креплений является дорогостоящим процессом, поэтому операторы предпочитают просто привязывать медицинские устройства к сидению или брать на борт на носилках с пациентом. Дело в том, что они становятся компактнее и легче. Например, современный дефибриллятор весит всего около килограмма и легко помещается между ног пациента.

Тем же, кто решил закрепить второй медицинский монитор или ультразвуковое оборудование, которое становится все более распространенным, и клиенты все чаще ищут способы заполучить его на свои вертолеты, — тем приходится помучиться.

Так что некоторые поставщики оборудования для вертолетной санитарной авиации видят тенденцию в отказе от встроенного в интерьер оборудования в пользу переносного.

Стоить отметить, что в новейшей модификации российского вертолета «Ансат» появились специальные потолочные направляющие, позволяющие крепить медицинское оборудование к потолку вертолета, благодаря чему:

— появилась возможность размещать систему освещения в требуемом медицинским работником месте;

— шприцевой насос и другое оборудование возможно перемещать вдоль кабины для оптимального положения относительно больного.

Новый вертолет?

Следует ожидать, что по мере появления на рынке новых моделей вертолетов будут разрабатываться новые медицинские салоны. Производители всегда следовали тенденциям развития отрасли. Появлялись носилки с выдвижными опорами, стойки с пакетами носилок, которые сертифицировались для всех этапов полета. К салонам вертолетов адаптировалось сложное медицинское оборудование, такое как баллонные насосы, ультразвуковая аппаратура и оборудование для экстракорпоральной мембранной оксигенации.

В августе 2018 года United Rotorcraft получила сертификат EASA для своих модульных интерьеров AW169 и AW139. Конфигурации предусматривают кресло для сопровождающего, которое является краеугольным камнем в обеспечении ухода за пациентами и доступа к ним. AW139 вряд ли может считаться новинкой, а AW169 только недавно начал набирать обороты на рынке EMS. Но производство интерьеров для него и не только идет полным ходом. Например, Metro Aviation усердно работает над медицинским салоном для Airbus H160, сертификация EASA которого возможна не ранее конца года.

Между тем, все больше операторов отказывается от поставок с завода и обращает взоры на бывшие в употреблении вертолеты. Поскольку еще одна большая тенденция — это переоборудование. Эта бизнес-тема стало обширным полем для стартапов. Такие компании по переоборудованию, как AeroBrigham, помогает начинающим предпринимателям разыскивать подходящие однодвигательные вертолеты, поскольку такие дешевле в эксплуатации и позволяют легче застолбить нишу на рынке. Приблизительно половина работы компании в прошлом году была связана с установкой интерьеров на восстановленные машины. Даже с учетом полного ТО и покраски, цена на подержанную машину может быть на две трети ниже, чем новой.

Требование клиента

Инжиниринговые компании констатируют изменения в запросах клиентов. В частности, Metro Aviation компания пару лет назад разработала рампу для H135 по заказу клиента, испытывавшего трудности с доставкой носилок в салон. Сегодня на нее начал расти рыночный спрос. Также компания разработала руководство по ручной загрузке носилок Stryker в H145.

Эта разработка перекликается с совместным детищем группы разработчиков новой компоновки российского вертолета «Ансат» во главе с Центроспасом МЧС России, которые внедрили мобильный блок из унифицированных носилок, оборудования и каталки обеспечивающих возможность осуществления сквозной транспортировки пациента на носилках, (как с каталкой, так и без нее) без перекладки пострадавшего на всех этапах эвакуации наземным и воздушным видами транспорта, при этом не происходит даже кратковременного отключения аппаратов жизнедеятельности, что значительно снижает риски для здоровья пострадавшего.

Заказчикам стало интересно наблюдать за происходящим не только в салоне, но и за его пределами. Наблюдается рост запросов на внешние камеры, устанавливаемые в районе задней части хвостовой балки. Также Metro планирует оснастить свой парк спутниковой системой IRIS компании Outerlink Global Solutions. Решение мониторинга, отслеживания и связи полетных данных помимо прочего, позволит медицинским бригадам передавать электрокардиограммы в режиме реального времени в принимающие больницы, пока пациенты к ним еще только летят.

Медицинские вертолеты жизненно важны в ситуациях, требующих немедленного реагирования, спасения и транспортировки в больницу. Мало кто из нас добровольно согласится оказаться в положении пациента на неподготовленном борту в окружении непрофессионалов. И каждый обязательно предпочел бы службу, известную своей скоростью и эффективностью. По большому счету, в вопросе оснащения не нужна революция. Пусть это будет эволюция, но пусть она будет.

Обзор подготовил Владимир Шошин

 

ПАРТНЕРЫ АВИ