Новый вертолет-разведчик для Пентагона
28.02.2011
Каким будет новый вертолет-разведчик для Пентагона?
Ведущие вертолетостроители готовятся к борьбе за оборонный госзаказ
Ни для кого не секрет, что главный тренд в развитии мирового вертолетостроения – создание новых моделей, которые в перспективе будут иметь двойное предназначения (гражданское и военное). Особенно это важно для авиационного рынка США, где заключение контракта с оборонным ведомством страны является гарантией процветания того или иного производителя на многие годы.
Не удивительно, что ведущие американские и европейские разработчики активно включились в конкурентную борьбу за победу в тендере по созданию и последующему производству нового разведывательно-ударного вертолета (Armed Aerial Scout, AAS) для армейской авиации США. В качестве справки отметим, что на сегодняшний день Пентагон проводит первый этап программы AAS. Его суть сводится к оценке возможностей ведущих производителей по созданию вертолета нового поколения, который в перспективе сможет заменить устаревший OH-58 Kiowa (разработан на основе Bell 206, принят на вооружение в США в 1967 году, модернизированный вариант с усиленным комплексом вооружения получил наименование OH-58D Kiowa Warrior).
Пытаясь удержать в своих руках «золотую жилу», коей являлся оборонный заказ на поставку OH-58 (всего было выпущено более 2200 таких машин), компания-производитель Bell Helicopter в 2004 году приступила к разработке нового разведывательно-ударного вертолета ARH-70 на базе Bell 407. Поначалу все шло довольно таки гладко, и уже через год Министерство Сухопутных войск США назвало Bell Helicopter победителем конкурса на поставку 368 новых вертолетов.
По разным оценкам, общая стоимость контракта составляла от $2,2 млрд. до $3 млрд. Вместе с тем в 2007 году в ходе летных испытаний нового вертолета возникли неполадки, связанные с работой силовой установки. В процессе устранения этих и других технических недостатков, конечная стоимость ARH-70 возросла приблизительно на 70%, что впоследствии подняло «планку» всего контракта до уровня $6,2 млрд. При таких обстоятельствах в октябре 2008 года Министерство обороны США официально отказалось от закупки ARH-70.
На фоне вполне понятной экономической целесообразности этот вопрос имел достаточно веский технологический аспект, так как эксперты американского оборонного ведомства были прекрасно осведомлены о надвигающейся революции в области мирового вертолетостроения. Конечно же, речь идет о практической реализации идеи создания винтокрылого летательного аппарата, сочетающего несущий винт вертолётного типа и отдельный самолетный движитель для создания горизонтальной тяги. Как известно, разработки винтокрылов начались в бывшем СССР и на Западе еще в далекие 1950-е годы, но только сегодня рынок заявил о реальном спросе на этот тип машин. Главная причина – необходимость повышения крейсерской скорости и маневренности вертолетов, что невозможно обеспечить без дополнительного источника горизонтальной тяги.
Именно поэтому в 2010 году к программе Armed Aerial Scout были предъявлены качественно новые требования: необходимо создать вертолет, который по своим техническим характеристикам будет значительно опережать уже имеющиеся образцы вертолетной техники.
Производители не заставили себя долго ждать. Уже в апреле прошлого года американская компания AVX Aircraft предложила проект модернизации OH-58D Kiowa Warrior, который предусматривает установку на вертолете двух соосных несущих винтов и двух горизонтальных движителяей, смонтированных на укороченной хвостовой части машины. Но пока этот проект остается лишь «на бумаге».
Гораздо ближе к поставленной цели продвинулся консорциум, созданный в 2009 году североамериканским филиалом европейского концерна Eurocopter (входит в состав EADS North America) и компанией Lockheed Martin (США). Их совместный проект получил название Armed Aerial Scout 72X (AAS-72X). Машина представляет собой усовершенствованную версию легкого многоцелевого вертолета UH-72A Lakota (военная модификация Eurocopter EC145, с 2007 года поставлено около 150 единиц для армии США). Его конструктивная особенность состоит в том, что при развороте на 90 градусов хвостовой винт выполняет функцию горизонтального движителя.
Уже в декабре прошлого года начались летные испытания двух из трех экспериментальных моделей AAS-72X. В ходе тестовых полетов была проверена работа интегрированных датчиков целеуказания, систем навигации и связи вертолета. По информации разработчиков, эта машина способна обеспечить необходимый уровень безопасности и высокие летно-технические характеристики в условиях высокогорья и жаркого климата, что особенно важно для разведывательно-ударных вертолетов.
По расчетам специалистов, AAS-72X сможет развивать скорость до 270 км/ч, а его радиус действия составит 690 км. Кроме того, в соответствии с требованиями американской программы Armed Aerial Scout, в ходе операций вертолет сможет выполнять боевые задачи совместно с беспилотными летательными аппаратами. При этом он будет не только принимать информацию с беспилотников, но и непосредственно управлять ими. Также предлагается большой выбор вооружения для этой машины: автоматическая пушка 50-го калибра, пулеметы, неуправляемые и управляемые ракеты.
По словам вице-президента компании Lockheed Martin Боба Ганнинга (Bob Gunning), разработанная система защиты и вооружения AAS-72X сводит риски при выполнении боевых операций к минимуму, а первые экспериментальные полеты показали возможность налаживания серийного производства таких вертолетов уже в ближайшем будущем.
В октябре 2010 года другой американский гигант Sikorsky Aircraft заявил о своих претензиях на победу в программе Armed Aerial Scout, презентовав собственный новейший проект S-97 Raider. Машина разрабатывается на основе прототипа перспективного вертолета с соосной схемой расположения несущих винтов и толкающим винтом, который получил название X2 Technology Demonstrator (проект был запущен в 2005 году).
Как известно, в сентябре прошлого года первый экспериментальный демонстратор Sikorsky X2 установил новый неофициальный рекорд скорости на уровне 462 км/час. Предполагаемая дальность полета машины составляет 1300 км. На сегодняшний день никто, кроме Sikorsky Aircraft, не достиг таких успехов в практической реализации идеи создания винтокрыла для коммерческих или военных целей.
Здесь было бы уместно упомянуть начало испытаний высокоскоростного вертолета Х3 компанией Eurocopter, который также построен по схеме винтокрыла (основной несущий винт дополняется двумя установленными на крыльях небольшими тянущими винта, при этом хвост с фенестроном заменён простым оперением). Вместе с тем Eurocopter не позиционирует Х3 в качестве потенциального участника американской программы Armed Aerial Scout, поскольку этот проект пока значительно отстает от Sikorsky X2.
По словам президента Sikorsky Aircraft Джефри Пино (Jeffrey Pino), успешные испытания демонстратора X2 убедили не только самого производителя, но и всю авиационную общественность, в жизнеспособности и перспективности этого проекта. В связи с этим принято решение построить два прототипа S-97 Raider, которые будут участвовать в создании легкого высокоскоростного разведывательно-ударного вертолета нового поколения. На сегодняшний день американский производитель уже подписал около 20 соглашений с индустриальными партнерами по программе S-97 Raider, а начало летных испытаний этого аппарата намечено на 2014 год.
Поскольку на сегодняшний день в американском военном бюджете не заложены средства на практическую реализацию программы AAS, ожидается, что именно к этому времени Министерство обороны США завершит оценку перспектив создания нового разведывательно-ударного вертолета и будет готово выделять реальные деньги для замены имеющегося вертолетного парка OH-58D Kiowa Warrior.
Пока не ясно, кто станет главным претендентом на участие в программе Armed Aerial Scout. Неоспоримые преимущества есть у Sikorsky X2 – это скорость, дальность и относительная бесшумность. В то же время EADS со своим проектом AAS-72X предлагает не столь инновационный, но уже проверенный и надежный вертолет. Кроме того, уровень готовности этой машины гораздо выше, чем у Sikorsky S-97 Raider. Да и комплекс вооружения AAS-72X пока значительное превосходит все имеющиеся аналоги.
Но здесь не следует забывать, что военное командование США заинтересовано в получении модели, способной «значительно улучшить» возможности подразделений армейской авиации. В таком случае, им больше подойдет S-97. Если же начало тендера задержится, и Sikorsky Aircraft будет иметь достаточно времени, чтобы довести свой проект до желаемого уровня готовности, то европейцам будет крайне трудно соревноваться со своим американским конкурентом.
P.S. Российские производители пока лишь только наблюдают за активизацией деятельности западных разработчиков по созданию высокоскоростных вертолетов для армейской авиации. В то же время некоторые аспекты их работы, такие как реализация соосной схемы расположения несущих винтов, уже давно нашли применение и в российском вертолетостроении. Например, такая схема успешно внедрена в вертолетах семейства Камова (Ка-50 и Ка-52). Что же достигнутых скоростных результатов, достигнутых демонстраторами Sikorsky X2 и Eurocopter X3, то пока среди российских вертолетов им нет аналогов.