О поддержании летной годности вертолетов
14.02.2024
7 февраля 2024 года в рамках выставки NAIS 2024 заместитель председателя Правления Ассоциации Вертолетной Индустрии (АВИ) Вячеслав Карцев выступил по теме «Актуальные вопросы поддержания летной годности вертолетов» на конференции «Обеспечение ремонта и обслуживания авиационной техники: лучшие практики».
Отметив объемные показатели применения вертолетов, и структуру парка, Вячеслав Владимирович подчеркнул, что к 2030 году ожидается выбытие более 60% отечественных вертолетов по назначенному сроку службы. В непростое для гражданской авиации время одна из ключевых задач вертолетной индустрии, во взаимодействии с государственными регуляторами и надзорными органами, разработчиками и производителями отечественных вертолетов, поставщиками запасных частей и комплектующих, а также ремонтными и сервисными организациями является максимально эффективно сохранять и обеспечивать возможности текущего флота вертолетного парка.
Компаниям вертолетной индустрии сегодня крайне необходимы внутриотраслевые решения, которые могли бы дать возможности сохранить существующий объем работ, а значит именно тот флот, который сможет обеспечить экономические показатели услуг без роста тарифов.
Отрасли необходимы решения, позволяющие существенно сократить неоправданные потери времени и средств эксплуатанта и одно из направлений поиска внутренних отраслевых резервов индустрии — система поддержания летной годности и реализация тех научно-практических выводов, которые дает накопленная в ходе многолетней эксплуатации база данных. Именно поэтому среди актуальных вопросов, над которыми в настоящий момент по инициативе АВИ идет совместная работа Росавиации с эксплуатантами, разработчиками и производителями:
- Анализ данных и реализация возможностей увеличения ресурсных показателей вертолетов Ка-32, Ми-8, Ми-2 и Ми-26;
- Импортозамещение иностранных компонентов в составе типовой конструкции вертолетов Ансат и техническое обслуживание вертолетов зарубежного производства. Подробнее >>
Кроме этого, вертолетные эксплуатанты и основные заказчики авиационных услуг внимательно изучают возможности использования беспилотных воздушных судов вертикального взлета. Однако, вопросов в этом сегменте гражданской авиации пока больше чем ответов и основным из них является — комплексная оценка экономики и технологий применения, а также безопасной интеграции таких летательных аппаратов в единое воздушное пространство.
В тоже время стоит отметить, что несмотря на очевидную необходимость винтокрылой техники для обеспечения российского нефтегазового сектора и решения государственных задач социально-экономического развития отдаленных и труднодоступных регионов, к сожалению, для вертолетной индустрии до сих пор не сформулированы целевые направления ее развития, не определена стратегия развития. Отсутствие целеполагания может негативно сказаться на устойчивости отрасли и привести к необратимым последствиям и потерям уникального технологического и производственного потенциала.
Для увеличения вклада винтокрылой техники – пилотируемой и беспилотной – в национальную экономику и обеспечение национальной безопасности России необходим комплексный и крайне взвешенный подход к оценке рынка вертолетных работ. В условиях стоящих перед Россией глобальных вызовов, крайне важно мобилизовать все отраслевые ресурсы, сконцентрировать на стратегических направлениях и, одновременно, обеспечить экономическое развитие по взаимосвязанным и кооперационным направлениям. Разработка стратегии вертолетной индустрии, позволит осуществлять полноценное планирование не только в части разработки, производства и определения количества и качества флота винтокрылой техники России, но также обеспечения всего жизненного цикла произведённой техники, как в России, так и на рынках дружественных стран.