Обзор рынков: грипп вертолетам нипочем?
29.09.2020
Не успел вертолетный рынок в начале текущего года закрепиться на позициях относительного оживления и восстановления после почти пятилетнего сползания по наклонной, как его неожиданно настигла новая напасть. Пандемия поразила самое слабое звено — человека, а с ним и наиболее значимые сферы применения вертолетной техники. И если в первые недели введения ограничительных мер у дилеров была надежда на вторичный рынок, то сейчас ситуация, особенно в секторе двухдвигательных машин, удручающая. Реальный сектор экономики рухнул, а вместе с ним и продажи.
На первый взгляд сегодня отсутствует связная картина рыночных течений, что затрудняет отраслевое прогнозирование, однако есть отдельные сообщения и сигналы, из которых вырисовывается состояние отрасли в текущем моменте.
Общая оценка
Как уже было упомянуто, Aero Asset (глобальный вертолетный брокер, базирующийся в Канаде) сообщил об ухудшении ситуации на рынке бывших в употреблении двухмоторных вертолетов во втором квартале.
Объем розничных продаж упал на «поразительные» 60% по сравнению с положительным трендом в первом квартале. К концу первого квартала можно было видеть, что рынок слабеет, и эта тенденция явно усилилась.
Экономическая реакция на продолжающуюся в мире пандемию и падение цен на сырую нефть являются основными факторами резкого падения. Поскольку мировая экономика продолжает идти по волатильному пути, Aero Asset ничего не остается, как только наблюдать за меняющимися рыночными условиями.
Предложение вертолетов на продажу остается относительно стабильным, но общий коэффициент поглощения с первого по второй квартал утроился. Незавершенные сделки по продажам бывших в употреблении вертолетов немного снизились по сравнению с первым кварталом и упали на 40% по сравнению с первым кварталом 2019 года.
На рынке бывших в употреблении легких двухмоторных машин во втором квартале предложение сократилось на 10%, а продажи — на 40%. Предложение средних вертолетов снизилось на 20%, в то время как розничные продажи во втором квартале упали на колоссальные 80%. Хотя во втором квартале не было зарегистрировано продаж тяжелых двухмоторных вертолетов, по сравнению с первым кварталом количество предложений выросло на 30%.
Ситуация по типам и сделкам
Самыми ликвидными во втором квартале оказались H135 и H145. Но даже по ним совершенных сделок зафиксировано почти вдвое меньше, чем в том же квартале 2019 года.
На шести из 12 рынков сделок совсем не было, хотя в этом же периоде прошлого года только два рынка работали плохо. За исключением AW139 и H155, на рынке средних и тяжелых вертолетов во втором квартале торгов не отмечено. Количество незавершенных сделок на различных этапах транзакции во втором квартале 2020 года снизилось почти на 50% по сравнению с тем же кварталом годом ранее и на 6% по сравнению с первым кварталом.
Сегодня мы наблюдаем разнонаправленные события: жесткая оптимизация после слияния в Bristow и успехи Babcock в Северном море. Но и та, и другая новость об имеющемся в отрасли резерве спроса, который заставляет игроков шевелиться.
Bristow закроет предприятия в Гальяно и Нью-Иберии, штат Луизиана, поскольку вынуждена сокращать объемы продаж после недавно завершившегося слияния с Era.
Административные и учебные базы в Новой Иберии будут по-прежнему открыты для поддержки продолжающихся операций в Мексиканском заливе и во всем мире. Так же, как и поисково-спасательные операции в Гальяно, которые не пострадают.
Bristow заявляет, что «решения продиктованы рыночными условиями и согласованы со стратегической целью. Отмечается, что они были сделаны после тщательного и внимательного рассмотрения с учетом долгосрочной жизнеспособности и успеха бизнеса в регионе Мексиканского залива.
Компания уведомила персонал 5 августа, а профсоюз работников заявил, что закрытие приведет к потере 350 рабочих мест. Представитель Bristow сказал, что «слишком рано» говорить о точном количестве сотрудников, затронутых переездом, но «вероятно, их будет значительно меньше» 350 человек.
Международный союз офисных и профессиональных сотрудников (OPEIU), в котором Bristow представлена более чем 150 пилотами и механиками, заявил, что «шокирован односторонним решением компании» закрыть объекты вместо того, чтобы продолжать план по консолидации рабочей силы.
Bristow объявила о плане слияния с Era в январе 2020 года и завершила процесс 11 июня. Объединенная компания с парком из более чем 300 вертолетов мгновенно стала крупнейшим в мире эксплуатантом Sikorsky S-92, Leonardo AW189 и AW139. Era была одной из немногих компаний, которые пережили недавний спад в нефтегазовой отрасли, не прибегая к защите от банкротства согласно главе 11. На синергию от слияния возлагались большие надежды, но пока отмечается лишь синергия затрат.
До объединения только у Era было 11 баз в регионе и 6 в Луизиане, включая Houma «Super Base» площадью 35 акров, на реконструкцию которой в 2015 году было потрачено $22 млн. База в Гальяно была крупнейшей в Мексиканском заливе. В 2018 году там был открыт новый большой пассажирский терминал. Что самое примечательное, заявление о закрытии было сделано за день до того, как Bristow должна была опубликовать свой первый квартальный финансовый отчет после слияния.
Babcock заключила два новых пятилетних контракта на предоставление транспортных услуг энергетической компании Total силами S-92 и H175 в Северном море.
Рейсы из британского Абердина начнутся с октября. В рамках отдельного контракта H175 начнут летать с новой базы в датском Эсбьерге.
Контракты были присуждены менее чем через месяц после того, как Babcock приступила к полетам в интересах другой новой группы клиентов с Шетландских островов.
Директор компании Ян Кук в этой связи сказал: «Это хорошая новость для наших операций в Северном море. Мы не только обеспечим пятилетнюю работу Total в Великобритании, но и расширим свое присутствие в Дании с перспективой на многолетнее сотрудничество».
Удержание выручки
В моменте нормальную экономику показывает Airbus Helicopters. В первом полугодии объем заказов значительно снизился, но относительно стабильная выручка стала единственной яркой страницей в финансовых отчетах материнской компании за первое полугодие. Концерн Airbus зафиксировал чистый убыток в размере €1,9 млрд. ($2,2 млрд.) в первой половине года. Настолько сильно сказалась пандемия Covid-19, хотя это прогнозировалось.
Производство коммерческих самолетов явно пострадало: производитель поставил вдвое меньше лайнеров в первой половине года по сравнению с тем же периодом 2019 года. Выручка также снизилась примерно на 50%.
В то время как Airbus Helicopters действительно поставила меньше вертолетов (104 против 143 в первой половине 2019 года), это «частично компенсировано» увеличением доходов от услуг. В результате выручка упала незначительно: с €2,37 млрд. в первой половине 2019 года до €2,33 млрд. в первой половине 2020 года.
За тот же период производитель принял 75 заказов — на три H145, один H225 Super Puma и один H160. Это на 39% меньше, чем в первой половине 2019 года (123 заказа). Общий портфель заказов компании сегодня составляет 666 вертолетов.
Прибыль до вычета процентов и налогов (скорректированная) увеличилась до €152 млн. в первой половине года по сравнению с €125 млн. в 2019 году. Компания заявила, что это результат работы с военными заказчиками.
«Мы настроили бизнес для работы в новой рыночной среде на промышленной основе, и цепочка поставок теперь работает в соответствии с новым планом», — сказал генеральный директор Airbus Гийом Фори. «Мы сталкиваемся с неопределенностью впереди, но с принятыми решениями мы считаем, что у нас есть все необходимое для того, чтобы справиться с этими трудными временами».
Сплошной оптимизм. Впрочем, как и у Казанского вертолетного завода. После убыточного прошлого года КВЗ вышел на прибыль. По итогам первого квартала завод получил свыше 446 млн. рублей чистой прибыли. За аналогичный период прошлого года предприятие получило 1,1 млрд. чистого убытка, а за весь 2019 год убыток составил 2,3 млрд. рублей.
Согласно промежуточной бухгалтерской отчетности, в первом квартале выручка выросла. Завод получил 635,4 млн., хотя в прошлом году лишь 132,4 млн. рублей. Есть надежды на «Ансат», который уже совершил первый полет в Мексике.
Финансовые потоки
И еще одни ракурс: Bell вложилась в китайского ремонтника. Производитель приобретает Zhenjiang Aerochine Aviation Limited, увеличивая собственные возможности ТОиР в Китае. Это дочернее предприятие Aerochine Aviation Limited, ранее назначенной авторизованным сервисным центром Bell.
Zhenjiang Bell — это ремонтная станция part 145, сертифицированная Управлением гражданской авиации Китая (CAAC). Приобретение позволяет Bell напрямую предоставлять услуги ТОиР операторам Bell 407 и 206 в Китае с планами добавить в будущем все операционные модели, включая Bell 505, Bell 429, Bell 412 и их модификации.
Растущий вертолетный парк в Поднебесной требует наличия центра ТОиР от OEM, и такие инвестиции должны оправдаться. С момента выхода на китайский рынок Bell стала ключевым игроком на китайском рынке. В Китае сегодня около 200 вертолетов Bell. Ожидается, что в ближайшие годы это число будет расти.
Разворот интересен признанием потенциала китайского внутреннего рынка. И тем, что все уже привыкли в последние десять лет к китайской инвест-экспансии. Только деньги продолжают течь и в обратную сторону.
Как видим, игроки на рынке вооружились разнообразными адаптивными стратегиями. Мало кто сегодня занимается прямой экономией, этот подход исчерпал себя на предыдущем кризисном этапе. Компании активно практикуют диверсификацию услуг, инвестиции в новые сферы и рынки, контракты с государственными и системообразующими корпоративными заказчиками. Основных издержек удается избежать, отложив на неопределенный срок поставки новой техники. При этом от поставок не отказываются операторы, имеющие стабильные заказы в служебном и аэромедицинских секторах. Вертолетный парк во многом сегодня обновляется за счет либерализации владения, широкого применения лизинга и симплификации отдельных областей авиационного регулирования, в первую очередь в тех странах, где законодательные нормы еще недавно этого не позволяли, как это произошло в России, Индии и КНР.