«ОДК-Климов» в центре внимания

Вертолетные двигатели западного производства стали продукцией запрещенной к поставкам российским вертолетостроителям уже по 2-му пакету антироссийских санкций. Неудивительно, что сразу после объявления этих рестрикций АО «ОДК-Климов» оказалось в эпицентре операции спасения отечественной вертолетной отрасли.

К счастью, у предприятия имелся серьезный задел по разработке семейства новых двигателей для российских вертолетов разных классов. Этим начинаниям предшествовал успех с двигателем ВК-2500 и его новейшими модификациями. Полное импортозамещение к моменту «Х» не поспело и теперь компании «ОДК-Климов» предстоит стать не только одним из флагманов этого всеотраслевого процесса, но и в самое ближайшее время занять место научно-исследовательского, кадрового и производственного кластера национального авиадвигателестроения. Сегодня эту задержку в разработке новых отечественных турбовальных двигателей легко объяснить, но тяжело оправдать — все эти проекты до последнего времени финансировались из собственных средств «ОДК-Климов».

Серийная продукция АО «ОДК-Климов» включает двигатели семейства ВК-2500, ТВ3-117 и ТВ7-117В, собранные полностью из российских комплектующих для вертолетов Миля и Камова. Предприятие также разрабатывает и производит автоматические системы управления (САУ) для своих двигателей. В 2024 году АО «ОДК-Климов» планировал сертифицировать новые вертолетные двигатели малой размерности — ВК-650В для вертолетов «Ансат», Ка-226 и ВК-1600В для Ка-62. Однако эти планы пришлось срочно перекраивать.

Предприятие стало одним из героев недавно завершившегося XXV Петербургского международного экономического форума. Администрация Санкт-Петербурга и промышленные предприятия города в ходе ПМЭФ-2022 подписали соглашения с целью развития производств на общую сумму 101 млрд рублей. Большинство заключенных соглашений было связано как раз с импортозамещением. Наиболее крупный из них — проект АО «ОДК-Климов» по развитию производства авиадвигателей на общую сумму 59 млрд рублей.

ОДК-Климов при поддержке корпорации и города реализует инвестиционные проекты по разработке, производству и обслуживанию перспективных авиадвигателей. В частности, к будущим инвестпроектам относится строительство нового топливного терминала для обеспечения работы испытательной стендовой базы АО «ОДК-Климов», создание комплекса испытательных стендов для перспективных газотурбинных двигателей. Будут созданы комплекс по сервисному обслуживанию и сопровождению эксплуатации авиационных двигателей, центр послепродажного обслуживания с авиационным учебным центром, производственно-конструкторский корпус и корпус разработки и производства систем автоматического управления.

В реализацию этих проектов будет инвестировано более 22 млрд рублей. В «ОДК-Климов» в течение семи лет будет создано 885 новых рабочих мест, в том числе 650 основных производственных. Город будет оказывать консультационную и информационную поддержку по вопросам, связанным с реализацией проекта.

Соглашение о сотрудничестве подписали губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, генеральный директор АО «ОДК», управляющей организации АО «ОДК-Климов», Александр Артюхов в присутствии исполнительного директора АО «ОДК-Климов» Александра Ватагина.

«ОДК-Климов имеет все предпосылки для дальнейшего роста. Крайне важно развивать компетенции создания авиационных двигателей и систем автоматического управления, серийного производства изделий, обеспечивая их финишную сборку, а также сервисное обслуживание. Работу необходимо форсировать как в части увеличения производства выпускаемой продукции, так и по созданию новых двигателей», — заявил Александр Ватагин.

Собственно, сегодня особые экономические зоны становятся приоритетными и наиболее перспективными при реализации инвестиционных проектов для создания современных высокотехнологичных производств. Учитывая значимость «ОДК-Климов» для существования и развития отрасли, такая мобилизация не кажется излишней.

«Рост спроса на воздушные суда российского производства ставит перед „ОДК-Климов“ задачу по увеличению количества выпускаемых двигателей. Предприятие серийно выпускает газотурбинные двигатели ТВ3-117 и ВК-2500 для российских вертолетов, ведет проекты по созданию новых двигателей для вертолетов „Ансат“, Ка-226, Ка-62, гибридной силовой установки и систем автоматического управления. Для наращивания темпов производства на территории ОЭЗ „Новоорловская“ к 2026 году будет построен производственно-конструкторский комплекс. Площадь застройки — 4,9 га. Реализация проекта позволит создать почти тысячу новых рабочих мест», — сообщил первый заместитель гендиректора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков.

Впрочем, первым вливанием стал кредит на 3 млрд рублей от Новикомбанка, предоставленный «ОДК-Климов» на выпуск серийной продукции. Это те деньги, которые были нужны предприятию еще вчера. Кстати, кредитный договор заключен с льготной процентной ставкой в рамках программы Минпромторга России по поддержке системообразующих предприятий. Этот документ также был подписан на площадке ПМЭФ-2022.

«Полученные средства будут направлены на обеспечение выпуска серийных двигателей: в ближайшее время мы планируем увеличить объем их производства в связи с увеличением спроса как со стороны государственного заказчика, так и со стороны коммерческих пользователей. Кредитные средства помогут „ОДК-Климов“ полностью выполнить свои обязательства», — прокомментировал событие исполнительный директор предприятия Александр Ватагин.

«Поддержка системообразующих предприятий, как и проектов по обеспечению технологического суверенитета нашей страны — приоритетные направления деятельности Новикомбанка. Продукция „ОДК-Климов“ имеет важнейшее значение для обороноспособности государства, — отметила Председатель Правления Новикомбанка Елена Георгиева. — Мы убеждены, что грамотное применение всех финансовых возможностей — одно из ключевых условий опережающего развития российской промышленности».

В начале июля стало известно, что двигатели ВК-2500ПС-03 разработки и производства АО «ОДК-Климов» подтвердили свое соответствие авиационным правилам Китая. Валидация российского сертификата типа двигателя ВК-2500ПС-03 в КНР была завершена 5 июля. Ранее сертификат на двигатель этого типа был также валидирован в Индии, Колумбии и Южной Корее. Двигатель предназначен для использования на вертолетах, в том числе устанавливается на вертолет Ми-171.

А еще раньше в 2019 году в Китае в поддержку экспортных планов российской авиапромышленности были валидированы российский сертификат типа на вертолет Ми-171 с двигателями ВК-2500-03, сертификат типа на модели двигателя ВК-2500-01, ВК-2500-02, ВК-2500-03.

Несмотря на значительные внешнеполитические изменения, военные потребности и экономические риски никто не отменял поставленную президентом России Владимиром Путиным задачу нарастить выпуск предприятиями ОПК инновационной гражданской продукции.

Несмотря на возросшую нагрузку, программа диверсификации остается одной из наиболее актуальных для российской оборонной промышленности. И ее ориентиры остаются прежними — довести долю гражданской продукции в общем объеме производства к 2025 году до 30 процентов, а к 2030 году — до 50 процентов. Мало того, сегодня планы уже переверстываются на ходу с тем, чтобы обеспечить поступательное развитие гражданского сектора вертолетной отрасли.

В целом, несмотря на объективные и субъективные сложности процесса диверсификации, позитивные результаты есть, и их немало. В частности до конца 2022 года начнутся стендовые испытания первого опытного образца двигателя ВК-800СМ. Наряду с вертолетным двигателем ВК-800В, призванным в свое время заменить двигатели западного производства на вертолетах «Ансат» и Ка-226, на «ОДК-Климов» с 2018 года шли испытания турбовинтового двигателя ВК-800С для серийного производства легких многоцелевых самолетов, в первую очередь для локализованного в России чешского L-410. Однако модернизированная версия двигателя предназначена для оригинального российского самолета.

В соответствии с концепцией развития гражданской авиации, принятой в конце июня Правительством РФ, за период с 2024 по 2030 годы планируется поставить авиакомпаниям 154 легких 9-местных многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал».

Собственно, эта машина, которая придет на замену Ан-2, и будет оснащаться турбовинтовым двигателем ВК-800СМ, который создает Уральский завод гражданской авиации. Конструкторскую документацию для реализации в «железе» в 2019 году передал представителям УЗГА разработчик ВК-800 — АО «ОДК-Климов».

УЗГА уже приступил к стендовым испытаниям газогенератора двигателя, а до конца года запланирована постановка на стенд первого опытного образца ВК-800СМ.

ВК-800СМ имеет одноступенчатый центробежный компрессор, одноступенчатую турбину газогенератора и двухступенчатую свободную турбину. Отличительной особенностью двигателя является применение в конструкции камеры сгорания пленочного охлаждения, сокращающего расход охлаждающего воздуха и заметно повышающего КПД двигателя. Улучшению ресурсных характеристик двигателя будет способствовать применение современных технологий литья турбинных лопаток с применением жаропрочных сплавов.

На доводку «Байкала» в этом году было выделено из госбюджета дополнительные 3,5 млрд рублей. Серийное производство самолета предполагается развернуть в 2024 году на уровне выпуска 30 машин в год, с последующим увеличением до 50 самолетов ЛМС-901.

Николай Коробов

ПАРТНЕРЫ АВИ