От виноградника до СОИ

История создания беспилотных летательных аппаратов началась задолго до момента, как братья Райт совершили первый полет на аэроплане. Правда, технологически они не сильно превосходили бумажные самолетики. Ко второй половине 20 веку беспилотники заявили о себе в полный голос. Если говорить про опыт нашей страны, то здесь прорыв в проектировании и создании БПЛА обозначился к 60-м годам. С середины 60-х до начала 90-х годов советские конструкторы создали полтора десятка различных типов беспилотных летательных аппаратов. После вынужденной паузы в 90-е и нулевые, когда практически все наработки по БПЛА были утрачены, в десятые годы нового столетия Россия неожиданно для многих вышла на высокие темпы развития беспилотного флота. Катализатором стали военные программы. Мало того, военно-политическое руководство страны поставило перед разработчиками задачу – обеспечить России на мировом уровне долю не менее пяти процентов всех беспилотных воздушных судов. Согласно подготовленному британской аудиторско-консалтинговая компанией Ernst & Young исследования о перспективах дронов в России, в успехе российского беспилотного сектора можно не сомневаться.

Дроны, дроны…

В нем отмечается, что две трети всего потенциала БПЛА относится к полетам за пределами прямой видимости. И этот факт требует реформ в деле регулирования использования воздушного пространства. А самого быстрого эффекта можно достичь при применении дронов в складском деле, доставке лекарств и других предметов первой необходимости в отдаленные и сельские районы. Несомненно, к этому перечню можно добавить ряд других направлений, в которых использование беспилотников в качестве универсальной транспортной платформы дает наибольший эффект. Это и нефтяная отрасль, производство поисковых работ, мониторинг паводковой обстановки, лесных пожаров, выполнении поисково-спасательных работ, применение БПЛА в целях повышения эффективности систем жизнеобеспечения города, в работах по воздействию на облака, в осуществлении охранно-мониторинговой деятельности, в охотничьем хозяйстве, в атмосферных технологиях, в деятельности по охране природы.

Одной из наиболее перспективных сфер может стать сельское хозяйство. Беспилотники можно применять не только для распрыскивания реагентов, но и для мониторинга состояния сельскохозяйственных культур. Применение беспилотной технологии в методологии точечного земледелия позволит повысить урожайность в разы. Так, испытания, проведенные в университете Калифорнии в Девисе с целью внесения удобрений на винограднике с применением беспилотного летательного аппарата вертолетного типа RMAX от Yamaha Motor Company, подтвердили эффективность применения этой технологии на сельскохозяйственных угодьях со слишком крутыми для тракторов склонами, в узких долинах, небезопасных для пилотируемой авиации, и в местах, где мощные потоки воздуха от лопастей обычного вертолета могут повредить урожай.

Для решения широкого круга задач в геодезии, картографии, аграрном секторе и других отраслях будут использовать дроны, оснащенные лазерным дальномером,  образец уже представлен холдингом «Швабе» Госкорпорации Ростех. Дрон, оборудованный таким прибором, позволяет с воздуха проводить замеры сельскохозяйственных полей, определять места потенциальных подтоплений, вести поиск пропавших людей. Лазерный дальномер может проводить высокоточные измерения до цели, находящейся на расстоянии от нескольких десятков метров до 30 км. При этом прибор способен выполнять расчеты относительно трех целей одновременно. Также предусмотрена функция определения размеров любого выбранного объекта. Причем, прибор легко встраивается во все оптоэлектронные и радиоэлектронные системы, включая конструкцию любого коптера.

С четырехкратным ростом

Потенциал российского рынка применения БПЛА оценивается Ernst & Young в размере порядка $1 млрд в год. А по результатам исследований, опубликованным в американском еженедельнике Aviation Week & Space Technology, объем мирового рынка разработок и производства беспилотных летательных аппаратов за десятилетие (с 2014 по 2023 год) составит $ 3 млрд Около $ 6 млрд будет израсходовано на производство беспилотных аппаратов, $ 7 млрд – на проведение НИОКР в области беспилотной техники, $3 млрд – на сервисное обслуживание БПЛА. В свою очередь объем ежегодного производства беспилотных летательных аппаратов в Азии утроится и достигнет к 2022 году $9 млрд.

Судя по цифрам, сейчас трудно найти компанию, которая либо не задумывалась, либо не хочет использовать в своей деятельности БПЛА. Однако главными спонсорами отраслевого роста остаются военные заказчики. Так на вооружении у ведущих зарубежных государств находится около 40 тысяч комплексов с БЛА. Из них более 10 тысяч – тактического, оперативного и стратегического назначения. Российское оборонное ведомство не стоит в стороне от этой тенденции и значительно увеличила производство БПЛА российского производства по сравнению с прошлыми периодами. С 2003 года наблюдается 4-кратный рост номенклатуры беспилотников.

Ставка на среднее звено

В количественном отношении преобладающее положение в парке БПЛА в большинстве зарубежных ВВС занимают тактические аппараты. Например, в вооруженных силах США БЛА этого сегмента составляют более 95% парка дронов.

Высотные БЛА большой продолжительности полета (группа V американской классификации и класс НALE европейской) разрабатываются в США, Китае и Израиле. Примером такого серийного воздушного судна является стратегический разведывательный БЛА RQ-4 Global Hawk американской компании Northrop Grumman. На вооружении ВС США имеется более 40 Global Hawk различных модификаций (RQ-4A, RQ-4B и RQ-4С).

Перспективность и востребованность средневысотного класса беспилотников в решении задач воздушной разведки доказал американский опыт использования MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper при борьбе с международным терроризмом в 2001-2008 годах.

В августе 2016 года весь парк БЛА MQ-1 Predator, MQ-1C Grey Eagle, MQ-9 Reaper и их модификаций, произведенных компанией General Atomics и эксплуатируемый США, Великобританией, Францией и Италией, превысил налет 4 млн часов. В СМИ отмечалось, что постоянно в воздухе находятся порядка 70 аппаратов MQ-9 Reaper, средний налет которых составляет 700 часов в сутки. Если в 2005 году были лишь единичные случаи боевого применения MQ-1 Predator в Афганистане, то в 2016 году доля применения MQ-1 и MQ-9 в борьбе с организацией ИГИЛ (запрещена в России) в Сирии и Ираке достигла 33 процента от общего количества боевых вылетов авиационных средств.

Стоит отметить, что парк БПЛА регулярно получает новые возможности. Так, модернизированная версия БПЛА MQ-9A теперь умеет автоматически уходить на запасной аэродром с автоматически садиться с большей массой и в случае необходимости автоматически уходить на запасной аэродром. Об этом сообщила компания-разработчик General Atomics Aeronautical Systems, добавив при этом, что операторы получили возможность прямо в полете вносить в программу запасные аэродромы и отдавать команду на уход к ним.

Главное направление – разведка

Что касается России, то, по мнению ряда экспертов и руководителей военно-промышленного комплекса, стране не следует сосредотачиваться на развитии ударных беспилотников. Во-первых, доверять поражение цели роботу – весьма опасно. А во-вторых, с этими функциями отлично справляются пилотируемая авиация и крылатые ракеты. А вот в качестве средств разведки и целеуказания беспилотники имеют в Вооруженных силах России очень хорошие перспективы, что подтверждается в ходе операции ВКС России в Сирии. Мало того, еще в 2013 году Госкорпорация Ростех объявила о том, что концентрирует усилия на разработке беспилотных летательных аппаратов – комплексов воздушной разведки и наблюдения. Следом, в феврале 2015 года концерн «Калашников» договорился о покупке контрольного пакета акций (51%) одной из ведущих российских компаний в сфере создания беспилотных летательных аппаратов – ZALA Aero.

Создаваемые беспилотные летательные аппараты планируется применять для охраны государственных границ, разведывательных и спасательных операций, операций специального назначения, а также для воздушного мониторинга объектов повышенной опасности, проведения геодезических, картографических работ и научных исследований в суровых климатических условиях.

Как пример такого подхода можно рассматривать решение о создании группы беспилотных летательных аппаратов, которое приято Восточным округом войск национальной гвардии России. Группа квадрокоптеров должна стать частью создаваемого в регионе авиационного подразделения Росгвардии. Оно призвано обеспечивать порядок при проведении массовых мероприятий, противодействовать браконьерству во время путины.

А в целом, в России разрабатывается и строится целая линейка БПЛА разных весовых категорий. Первый из них – это средневысотный оперативно-тактический беспилотник «Иноходец» со взлетным весом до одной тонны. По своим характеристикам он близок к американскому MQ-1 Predator. Еще один, «Альтиус» – весом до 5 тонн по своим характеристикам близок к американскому MQ-9 Reaper. Третий – это тяжелый ударный БПЛА «Охотник», испытания которого, в том числе в составе группы с Су-57, привлекают неподдельное внимание всех авиастроителей мира.

Слова и дела

И даже если одним из основных трендов в использовании военных БПЛА считается придание им качеств «камикадзе», тандем Су-57 – «Охотник» может считаться вершиной этого направления в развитии БПЛА. 

«В период до 2040 года боевым БЛА станет доступно выполнение задач автономного преодоления многоэшелонированной и многослойной системы ПВО и нанесения ударов по объектам в глубине обороны противника, – дает свой прогноз директор дирекции программ боевой авиации ОАК Владимир Михайлов. – Успешному преодолению ПВО во многом будет способствовать реализация технологий малозаметности и потенциальные возможности маневрирования БЛА с более высокими, чем пилотируемые летательные аппараты, перегрузками при выполнении противоракетных и противозенитных маневров».

Предполагается, что одной из основных задач беспилотников стало радиоэлектронное подавление и «провоцирование» ПВО противника с целью вскрытия ее средств, а также доразведки и целеуказание объектов ударов. При прорыве ПВО противника БЛА – «камикадзе» будут «вызывать огонь на себя».

Дальнейшим развитием беспилотных средств, обеспечивающих преодоление ПВО противника, рассматривается реализация DARPA программы Gremlin. Принципиальным отличием ее является возможность многоразового использования относительно недорогих малых БЛА класса SUAS (Small Unmanned Aircraft System), выполняющих функции ложных воздушных целей и постановщиков помех в первом эшелоне авиационной группировки. Предполагается, что эти БЛА будут запускаться как с боевых самолетов тактической и стратегической авиации ВВС и палубной авиации ВМС США, так и военно-транспортной авиации. В качестве базовой платформы, на которую «выжившие» беспилотники будут возвращаться после выполнения задачи, планируется использовать военно-транспортный самолет C-130.

«Если ВВС США будет поставлена задача по подавлению системы ПВО Ирана, Северной Кореи, России или Китая, имеющих сотни и тысячи зенитных ракет, то она будет решена десятками тысяч сравнительно недорогих малых беспилотников, действующих как ложные воздушные цели, постановщики помех, разведчики и «камикадзе»» – в мае 2016 года сказал начальник отдела беспилотной авиации ВВС США полковник Трэвис Бедин (Travis Burdine).

Новая беспилотная версия знаменитой рейгановской стратегической оборонной инициативы (СОИ) 1980-х или точнее «стратегической инициативной обороны» не оставляет иллюзий в плане создания американцами силами боевого беспилотного флота «превентивной самообороны», и теперь Россия полноправный участник этой гонки. 

Николай Коробов

ПАРТНЕРЫ АВИ