Памяти члена Президиума АВИ А.Г. Самусенко
29.04.2022
Видимо, ему суждено было продолжить династию и связать судьбу с Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля — предприятием, которому посвятил большую часть своей жизни.
Алексей появился на свет в жилом корпусе ГАЗ № 3, среди талантливых людей, которые стремились создать нечто новое, уникальное для нашей страны, что позже получит название — вертолетостроение. Некогда скромное предприятие, которое позже стало известно всему авиационному миру как АО «МВЗ им. М.Л. Миля». На нем трудился его отец — один из старейших работников отечественной вертолетостроительной промышленности. Гавриил Иванович Самусенко начинал свой трудовой путь в «ОКБ-3» еще под руководством И.П. Братухина, задолго до того, как М.Л. Миль стал генеральным конструктором.
Все начиналось, как у многих юношей советского периода: школа, «Бауманка», служба в Вооруженных силах СССР на Северном флоте… И более 50 лет Алексей Гавриилович верой и правдой служил родному предприятию, вертолетам «Ми» и вертолетостроительной отрасли в целом, пройдя интереснейший и сложный путь от простого рабочего до генерального конструктора.
Постепенно, осваивая машины марки «Ми», он рос профессионально вместе с самими вертолетами, которые с каждым годом становились более сложными и наукоемкими. Алексей Гавриилович активно участвовал в проведении стендовых и летных испытаний, разработке систем автоматического управления на вертолетах Ми-24 и Ми-26, буквально учил вертолеты «думать» и «действовать» самостоятельно, чтобы облегчить, в дальнейшем, «жизнь» в воздухе тысячам экипажей. Его труд вложен в целый ряд типов замечательных машин военного и гражданского назначений: Ми-6, Ми-8, Ми-10К, Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ми-28, а также во множество их модификаций.
Очередной жизненный шаг — назначение на должность ведущего конструктора по одной из модификаций Ми-26. Красавец-гигант, самый грузоподъемный вертолет в Мире — его любимчик… При проектировании и постройке вариантов Ми-26 Алексей Гавриилович провел ряд расчетно-экспериментальных работ по пилотажно-навигационному комплексу, системе контроля крутящего момента, а также работы по созданию, испытаниям и внедрению в гражданскую авиацию вертолета Ми-26Т.
Но было и другое. Суровый 1986 год — сложное и трагичное для страны время — авария на Чернобыльской АЭС. Основная тяжесть при ликвидации аварии легла на плечи экипажей и лопасти «двадцать шестых» и «восьмерок», работавших с самого первого дня в районе катастрофы. История и время показали, от чего спасли Мир наши винтокрылые «труженики». А.Г. Самусенко участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что был награжден почетным знаком.
Стремительный двадцать первый век. 2001 год — очередной виток жизненного пути. А.Г. Самусенко вступил в должность генерального конструктора, а с 2008 — первого заместителя генерального директора ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля».
Много лет он руководил научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по созданию новой и модернизации существующей вертолетной техники, в том числе перспективных разработок: вертолетов Ми-28Н, Ми-38, Ми-34, Ми-54 и Ми-44. Осуществлял авторский надзор за серийным производством и эксплуатацией вертолетов; методическое руководство ОКБ, опытным заводом, экспериментально-исследовательским и летно-испытательным комплексами.
С 2013 года и до последнего дня, Алексей Гавриилович Самусенко работал в должности советника Генерального директора по научно-технической политике АО «Вертолеты России».
Его заслуги и вклад в развитие вертолетостроительной отрасли трудно переоценить: лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, кавалер Ордена Почета, также отмечен многими наградами, в том числе правительственными.
Настоящий российский патриотизм, беззаветное служение своему делу на всех занимаемых постах, целеустремленность, настойчивость, широкая эрудиция, ответственность, интеллигентность и доброжелательность, искрометный юмор — это лишь те немногие деловые и человеческие качества, которые вызывали искреннее уважение коллег и партнеров.
Наличие уникального сочетания тактичности и требовательности, демократичности общения и безоговорочного профессионализма — это и был фундамент его заслуженного авторитета. Взвешенные и конструктивные решения генерального конструктора являлись залогом успешной деятельности предприятий и развития вертолетов марки «Ми».
Алексей Гавриилович всегда был на острие научно-технического прогресса. Принимал новые вызовы времени и задачи, решение которых, безусловно, способствовали развитию Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля и «Вертолетов России» как существенной составной части научно-промышленного комплекса России.