Пентагон выбирает Ми-17: ничего личного, только война

Автор этой статьи – известный на Западе обозреватель вертолетной отрасли и давний друг нашего журнала. Он признанный эксперт по Восточной Европе и российской технике, его публикации регулярно появляются в ведущих мировых профильных изданиях. Когда-то его первые статьи были посвящены вертолетному наследию СССР, его реликтам по всему миру. Однако ситуация переменилась и сегодня работы по восточному направлению становится все больше.

В материале рассказывается история закупок Пентагоном вертолетов Ми-17 – все, что сообщалось нами в новостях и лишь отчасти упоминалось в публикациях, здесь собрано с необходимыми подробностями.

 В октябре 2009 года американский сенатор Ричард Шелби в письме на имя министра обороны США Роберта Гейтса публично заявил, что США потратили внушительную сумму в $ 807200000 на покупку русских вертолетов Ми-17 для поставки в вооруженные силы Афганистана, Ирака и Пакистана.

По сути это было первым публичным признанием действительно огромного объема закупленных правительством США вертолетов Ми-17. Процесс закупок не было бесспорным, поэтому он столкнулся с пристальным вниманием Конгресса. Американские законодатели жаловались на отсутствие надзора за закупками и спрашивали, почему Пентагон не рассматривал приобретение вместо Ми-17 американских вертолетов. Отвечая на эти жалобы, пресс-секретарь американского оборонного ведомства сообщил, что анализ, проведенный Центральным командованием США в 2005 году определил Ми-17 на тот момент, как наиболее экономически эффективное средство для решения оперативных потребностей Ирака, Афганистана и Пакистана.

Из-за торговых санкций, введенных в 2006 году в Вашингтоном против «Рособоронэкспорта», российского монополиста по торговле вооружениями из-за его связей с контрактами по поставкам оружия в Иран, отсутствовали межправительственные договоры между Россией и США на продажу Ми-17. В результате, различные частные компании-посредники в США организовали довольно прибыльный бизнес на Ми-17. Первоначально у России приобретались гражданские модификации вертолетов, которые затем проходили доработку до военных версий. И в конечном итоге продавались Пентагону. Этот довольно сложный путь поставок российских вертолетов стал основным доводом законодателей против приобретения Ми-17. Такие как Сен Шелби высказывали неоднократные публичные претензии против Ми-17, заявляя об отсутствии контроля, перерасходе средств, проблемах безопасности. Пентагон призывали провести анализ существующих вертолетов, и выбрать лучший для заявленных миссий.

В ответ на обвинения Шелби американские военные продолжали защищать закупки Ми-17 для афганских ВВС. Сторонники российского вертолета в Пентагоне утверждали, что только Ми-17 является подходящей платформой для работы в условиях Афганистана. Кроме того, вертолет уже знаком афганским летчиками и техническому персоналу. В свою очередь, смена модели вертолета приведет к огромным проблемам, а также сокращению возможностей ведения войны против талибов.

«Ми-17 в Афганистане является жизненно важным для поддержки борьбы с повстанцами сейчас, и будет иметь важное значение в будущем», сказал бригадный генерал Майкл Боера, командир 438 воздушного авиационного крыла, командующий объединенной военно-воздушной группы перехода, учебной миссии НАТО – Афганистан/Комбинированный безопасный переход-Афганистан (NTM-A/CTS-A). Именно на эту переходную обучающую группу со сложным наименованием возложена функция создания высокоуровеневой армии Афганистана и государственной полицейской службы, способных контролировать территорию страны после ухода сил коалиции. В июле 2010 года Боера в официальном пресс-релизе заявил, что переход на западные вертолеты средней грузоподъемности возможен, но на данный момент становления афганских ВВС стоит остановиться на Ми-17. Нынешние пилоты и техники афганских ВВС имеют богатый опыт полетов и обслуживания этих вертолетов, накопленный за последние 30 лет. Их переход к западной модели может сопровождаться огромными трудностями из-за плохого знания английского языка и пробелов в общем образовании. На это потребуется много лет. И последнее, но крайне важное, обстоятельство: простая и прочная конструкция вертолета как нельзя лучше подходит для работы в сложных климатических условиях Афганистана, где в летние месяцы температура воздуха может превышать 50 градусов. Другим большим плюсом является то, что Ми-17 может быть поставлен относительно быстро (обычно в течение одного года) по сравнению с его западными коллегами.

До июня 2010 года Минобороны США для афганских ВВС были закуплены около 31 вертолета Ми-17 (в том числе новые машины и бывшие в эксплуатации). В это число входит шесть вертолетов, которые были введены в состав воздушного флота в период с июля до начала октября 2010 года, и еще четыре, принятые на вооружение в ноябре. Последние 10 вертолетов, поставленных по контракту в период с июля по ноябрь 2010 года, были модификацией Ми-17В-5 с дельфинообразным носом фюзеляжа, задней грузовой рампой, увеличенной дверью кабины, дополнительной правой дверью, а также улучшенной авионикой и оборудованием. Перед доставкой эти Ми-17В-5 были доработаны в Дубае неназванной компанией (считается, что это номинальный импортер по данному контракту из Шарджи — компания Airfreight Aviation). На них было установлено новое бортовое оборудование и артиллерийское вооружение. В октябре своем пресс-релизе группа NTM-A/CTS-A заявила, что начало перехода афганских ВВС на западные вертолетные платформы планируется после 2014 года и что на период между 2014 и 2016 финансовыми годами существует бюджетный запрос США в $ 1 млрд. на организацию начала переходного процесса.

 Цена этих десяти Ми-17В-5 была официально сообщена в пресс-релизе NTM-A/CTS-A от 8 июля 2010 года и составила $ 155 млн. Однако, нет никакой информации о происхождении авионики, конфигурации оборудования и степени доработок, проведенных на этих вертолетах. Тем не менее, следует отметить, что цена за единицу Ми-17 превышает $ 15 млн. и рассматривается, как довольно высокая.

Текущая заводская цена экспортных Ми-171E (Улан-Удэнский авиационный завод) или Ми-17В-5 (Казанский вертолетный завод), оснащенных российской авионикой и оборудованием, составляет около $ 10 млн. Вне всякого сомнения, эта цена может рассматриваться как более разумная по сравнению со стоимостью американских и европейских вертолетов той же весовой категории, обладающих сопоставимым боевым и летным потенциалами. Они, как правило, вдвое, втрое дороже.

В самом деле, цена за единицу товара в пределах $ 15,5 млн. по-прежнему делает надежный и простой в эксплуатации Ми-17 значительно более дешевым, чем его западные коллеги. Сегодня Ми-171 и Ми-17В-5 — это вертолеты взлетной массы до 13-тонн с 4000 килограммами полезной нагрузки, которые могут работать на удалении 350 километров от базы. В то время как уменьшение полезной нагрузки на тонну позволяет увеличить это расстояние до 580 километров. И что более важно – вертолет сохраняет значительную долю своей производительности в операциях на высотах до 4500 метров. Его грузовая кабина имеет объем 23 кубических метра и может вместить от 24 и 36 военнослужащих. Mи-171/Mи-17В-5 также способен перевозить на внешней подвеске до 5 тонн груза и может быть оснащен электрической лебедкой грузоподъемностью 300 килограмм.

Дополнительно в дверях грузовой кабины могут устанавливаться пулеметы. Ми-17 оснащаются различным вооружением, размещаемом на шести внешних подвесках. Среди них блоки неуправляемых ракет, 23-милимметровая пушка, авиабомбы и другое вооружение.

Следующие планы закупок уже в действии

Поставки Ми-17 в ВВС Афганистана продолжатся. В планах к 2012 году довести их численность до более чем 52 вертолетов. Чтобы сделать это возможным, правительство США в июне 2010 года выпустило спецификации на закупку новой партии из 21 Ми-17. Размещенная в открытом доступе в Интернете, спецификация предусматривает закупку новых вертолетов Ми-17В-5 или вертолетов Ми-171 с дельфинообразной носовой частью, задней грузовой рампой и западной коммерческой авионикой без систем связи и навигации.

Москва уже заявила о своей готовности предоставить несколько вертолетов (как ожидается, их будет два или три) бесплатно в качестве своего вклада в военные операции в Афганистане, в то время как основная партия будет продана. Этот факт был подтвержден в начале сентября 2010 года заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Уильямом Бернсом. Он сказал, что правительство США приветствует предложение России пожертвовать Ми-17 для афганских вооруженных сил, и что обе стороны изучают возможности дальнейших коммерческих закупок этих вертолетов.

Вместе с тем, 29 сентября 2010 года, Оборонно-технологическая компания в Хантсвилле, штат Алабама (Defence Technology Inc) в своем пресс-релизе объявила, что план закупок 21 штуки Ми-17 на сумму в $ 370 млн. был одобрен правительством России. Эта информация позволила предположить, что Пентагон решил продолжить приобретать вертолеты Ми-17 для Афганистана использованием в качестве посредников американские компании.

Однако позже стало понятно, что информация Defence Technology Inc не вполне соответствует действительности, когда о намерении осуществить поставку завила российская компания «Рособоронэкспорт», которая в настоящий момент вышла из-под санкций госдепа США.

Бизнес с Ми-17 не является новым для Defence Technology Inc, так как она уже была главным подрядчиком в 2009 году программы ВМС США по закупке четырех вертолетов Ми-17 для афганских ВВС. «Не традиционность» сделки заключалась в доставке четырех Ми-17 в течение 46 дней после заключения контракта. Для проведения новых закупок Defence Technology Inc получила письмо от правительства России о том, что российская сторона согласилась с планами приобретения, и что нет никаких препятствий для экспорта гражданского варианта Ми-17 в Афганистан. По словам Байрона Крека, руководителя программы поддержки авиации Афганистана, такое предварительное соглашение гарантирует США, что Defence Technology Inc приобретает право на покупку в России техники. Кроме того, это означает, что лицензии на экспорт могут быть легко получены. Как следствие, риск ВМС США исключен (более реалистично это можно выразить так – по крайней мере, значительно снижается) и своевременность доставки обеспечивается. А именно, лицензия на экспорт была основным препятствием в предыдущих контрактах США по Ми-17. Тогда было потрачено более 12 месяцев на получения необходимых лицензий на право экспорта вертолетов из России.

Теперь компания из Defense Tecnology Inc пытается опротестовать правительственный контракт с «Рособоронэкспортом» на поставку военному ведомству партии вертолетов Ми-17.  Пока DTI подала формальный иск в Главное контрольное управление США (GAO), на очереди — рассмотрение иска в федеральном суде.

По мнению редактора российского журнала «Вертолетная индустрия» Владимира Орлова, «демарш DTI вряд ли будет успешным. Рособоронэкспорт – не обычный поставщик, и такой контракт подразумевает госгарантии правительства РФ и преференции при дальнейших допоставках и сервисном обслуживании российских вертолетов, что и было принято во внимание пентагоновскими чиновниками».

Тяжелый Ми-17 доработан для Ирака

В августе 2009 года холдинг «Вертолеты России» объявил о подписании контракта с Airfreight Aviation из Шарджа, Объединенные Арабские Эмираты о продаже 20 гражданских вертолетов Ми-171E в транспортной конфигурации, которые должны были быть построены в 2010 году. Странами, куда должны быть направлены вертолеты являлись Ирак и Афганистан. Ми-171Е, приобретенные Airfreight Aviation первоначально направлялись на техническое обслуживание и доработку в Шардж, а затем переданы американским компаниям по контракту с правительством США на поставку дружественным режимам в Ираке и Афганистане.

Существовала очень подробная информация, ставшая достоянием гласности в 2008 году о сделке на поставку 22 вертолетов для поддержки иракского правительства с участием иракских денег, которые проходили через иностранные торговые военные программы Пентагона. Фирма Aeronautical Radio Incorporated в Аннаполисе получила от министерства обороны США $ 322 млн. на реализацию внеконкурсного контракта по закупке и поставке 22 вертолетов Ми-17CT в декабре 2007 года.

Содержание иракского договора Aeronautical Radio Incorporated было обнародовано в Интернете благодаря углубленному расследование американского журналиста Шарона Уайнбергера. Согласно условий контракта, 22 вертолета модификации Ми-17CT (СТ – обозначение модификаций для борьбы с терроризмом) предназначались для использования в операциях спецслужб и направлялись в иракский авиационный корпус. По условиям контракта закупались вертолеты гражданского стандарта Ми-171 с задней рампой (изготовлены компанией «У-УАЗ» в Улан-Удэ). Их последующее обновление до модификации Ми-17CT проходило на предприятии Airfreight Aviation в Шардже. Дополнительное оборудование для специальных сил состояло из FLIR Systems AN/AAQ-22 Star SAFIRE для круглосуточного оптического наблюдения, шести точек внешней подвески, пушек, монтируемых на двери и рампе, двух 23 мм пушек и блоков ракет (вместе с соответствующими электронной системой управления оружием), нового связного оборудования, УКВ/КВ СВВ радио с IFF шифрованием.

Оборудование самозащиты, интегрированное на Ми-17CT, включает систему MILDS AN/AAR-60, предупреждающую экипаж об облучении вертолета РЛС противника. Оборудование, снижающее инфракрасное излучение на соплах двигателей и протектированные топливные баки должны быть предоставлены в качестве OEM-комплектующих.

Как можно было догадаться, для интеграции нового западного оборудования и систем требуется проведение большой работы, что влечет за собой значительное увеличение цены и большие задержки в доставке до конечного потребителя. К октябрю 2009 года контракт почти год отставал от графика. Дальнейшие задержки могли произойти в связи с поздним предоставлением лицензии на экспорт. Источники из «У-УАЗ» сообщили автору, что последние Ми-171E из партии, прошедшие доработки в Airfreight Aviation были переданы заказчику в начале 2010 года.

Положения контракта показывают, что цена за единицу товара, после продажи компанией Airfreight Aviation новых «зеленых» вертолетов Ми-171 в Aeronautical Radio Incorporated составила $ 7330 тысяч. Таким образом, цена модернизированного вертолета МИ-17CT оплачиваемого иракским правительством подскочила примерно до $ 13,6 млн. за первую партию из восьми вертолетов и $ 12630 тысяч для второго из 14 машин.

Если машины из партии 2009 года, казалось, уже поставили недосягаемые ценовые рекорды за недавно построенный Ми-8/17, однако для поставленных ВВС Афганистана Ми-17 в период с июля по ноябрь 2010 года цена оказалась еще более высокой. Также обстоит дело с новой партией из 21 вертолета Ми-17, отправленных заказчику в октябре-ноябре 2010 года.

Последние закупки Ми-17 ярко иллюстрируют фундаментальную экономическую концепцию, согласно которой цена является отражением спроса и предложения. Существует высокий спрос, но ограниченные поставки столь необходимого Ми-17 сегодня, в сочетании с короткими сроками, оказывают значительное влияние на увеличение разумной цены.

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ