Первая пленарная сессия Форума санитарной авиации России САНАВИАЦИЯ-2021»

Заседание первой части пленарной сессии Форума подошла к концу, участники набираются сил перед заключительным блоком выступлений. Предлагаем вспомнить, кто уже представил свои доклады широкому кругу участников. 

Фокус тем выступлений в начале дня был смещен в сторону авиационной тематики. Так, открыл основную программу заместитель управляющего директора Казанского вертолетного завода, главный конструктор ОКБ, Гарипов Алексей Олегович «Новые возможности применения вертолета Ансат в интересах санитарной авиации». Он не обошел стороной проблемы, с которыми столкнулись многие организации в прошлом году, а именно, организация работы в период новой коронавирусной инфекции. В разгар пандемии санавиция продолжала работать и налет трудного 2020 года ниже налета 2019 года всего на 14%. 

Алексей Олегович отметил, что два года назад, на первом форуме санитарной авиации, эксплуатанты озвучили запрос на применение дефибриллятора в полете, новшество, которое сегодня уже сертифицировано Росавиацией. К другим нововведениям он отнес биобэги и систему перевозки для новорожденных. Еще одним запросом от эксплуатантов было увеличение количества мест — для сопровождающего, в связи с чем, в прошлом году, для модуля стало доступно восьмое кресло и третье для санитаров. Одно из ключевых нововведений стал дополнительный топливный бак, уже получивший одобрение от Росавиации – это позволяет увеличить дальность полета до 150 км. Появился новый модуль МСА (бокс для новорожденных, инфекционный бокс). Алексей Олегович озвучил проблемы, возникающие в связи с компоновкой медицинских бортов по Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», который не является оптимальным, особенно для легких вертолетов. Еще одна проблема, вытекающая из приказа – конфликт с авиационными правилами – большое количество оборудования, перечисленного в приказе, являются горючими предметами – следовательно необходимо согласование между различными ведомостями. В следующем году Казанский завод завершит работы по противообледенительной системе для вертолета Ансат и иные доработки, которые позволят вывести отечественную машину на новый уровень.

Одну из насущных тем санитарной авиации — вертолетные площадки — раскрыл Дубовик Андрей Михайлович, директор «Центра аэронавигационного обеспечения полетов» в своем докладе «Актуальная проблематика организации и использования вертолетных посадочных площадок для санитарной авиации». Проблемы, которые выделил спикер, включали: правовые коллизии, существующие на сегодняшний день в российском законодательстве, несоответствие в маркировке вертолетных посадочных площадок, отсутствие аэронавигационного паспорта посадочной площадки, отсутствие подготовленных людей в органах здравоохранения и др.

Вице-президент, региональный директор АО «ЮТэйр–Вертолетные услуги» Ильченко Евгений Анатольевич рассказал участникам о «Региональной схеме организации и эксплуатации вертолетных площадок для санавиации». Евгений Анатольевич также рассмотрел тему увеличения количества дней в году для технического обслуживания ВС. В конце своего доклада он завершил следующими предложениями: оптимизировать медоборудование по Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н, узаконить показания медицинской помощи в типовом договоре, вернуться к формуле «дежурство+полет».

Директор вертолетного подразделения Airbus в России Перепелкин Дмитрий Юрьевич рассказал об опыте применения вертолетов Airbus санитарной конфигурации в разных регионах Российской Федерации. 

Представитель АО НПК «ПАНХ», первый заместитель генерального директора Скориков Алексей Анатольевич рассказал о работе санитарной авиации в условиях COVID-19 — тема, которая красной нитью проходила сквозь многие доклады ввиду своей неугасающей актуальности. Проблемы коснулись в основном вертолетов западного типа, так как подготовка пилотов происходит за рубежом, что осложняется в условии закрытых границ.  Решением проблемы стала поддержка со стороны Росавиации, которые сократили сроки подготовки/переподготовки персонала до 90 дней. В 2020 году появился еще один острый вопрос: как защитить экипаж в полете? Компания Airbus прислала инструкцию, в соответствии с которой АО «ПАНХ», начал использовать перегородку для защиты пилотов от COVID-19 в соответствии с рекомендациями. В завершении, Алексей Анатольевич отметил, что, несмотря ни на что, санитарная авиация продолжала работать и помогла спасти сотни жизней даже в очень непростой период пандемии. 

Сотрудник компании «ЮТэйр» – главный врач Горбунов Антон Петрович – поднял очень важную и проблемную тему: «Оснащение вертолета согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н». Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что стандарт оснащения транспортных средств в согласно приказу, рассчитан на выполнение функций бригады скорой медицинской помощи, не учитывая условий совместной работы различных юридических лиц при выполнении единой задачи. Указанный факт создает ряд несоответствий с нормами лицензирования и оставляет не урегулированные вопросы ответственности сторон при выполнении санитарных заданий авиакомпаниями с выполнением медицинских работ на борту воздушного судна работниками заказчика – медицинского учреждения. Совершенствование современной санитарной авиации в России требует разработки комплексного подхода в вопросе оснащения воздушных судов специализированным медицинским оборудованием, утверждения порядка обслуживания и пополнения расходными материалами, определение границ ответственности сторон. 

Оснащение даже базовым комплектом в соответствии с приказом превышает 10 млн. руб. Антоном Петровичем была озвучена мысль о дальнейшем техническом совершенствовании парка санитарных вертолетов, переводе его на новые платформы (новых машин в этом секторе в России менее 8%) с новыми системами безопасности, навигации, синтетического зрения, метеоинформации, автономного пилотирования и т.д.

После выступления Антона Петровича, представитель ВЦМК дала свой комментарий на острую тему медицинского оснащения вертолета: по ее словам, все те практические вещи, прозвучавшие в докладе – это внутренние проблемы. Она заметила, что в приказе не указано обязательное наличие всего списка материалов на борту.

Директор по продажам Exclases Group Солодилов Николай Николаевич раскрыл тему «Безопасность и технологии в основе работы вертолетов Леонардо при выполнении задач неотложной медицинской помощи». Он, в первую очередь, советует пристально смотреть на опыт итальянских зарубежных коллег чтобы не повторять их ошибок. Содокладчиком Николая Николаевича стал гость из итальянской компании Leonardo Массимо  Куоккини,  который рассказал о бизнес системе санитарной авиации по которой работает Leonardo. В Италии действует единая экстренная служба 112, медицинский вертолет прибудет в любое место в радиусе 60 километров в течение не более 15 минут. К каждому департаменту здравоохранения прикреплены несколько вертолетов. Некоторые из них принадлежат медицинским службам и оборудуются медицинскими модулями. Также для медицинских целей используются вертолеты спасательных служб, управления гражданской обороны, береговой охраны и других государственных органов. При эвакуации пострадавших из горных районов в операциях участвуют гражданские волонтеры. Обычно на вызов в горы в вертолет садятся медики и опытные альпинисты.

Разбавил вертолетную тематику Харин Максим Валерьевич, заместитель директора АО «УЗГА», рассказав о легком многоцелевом самолете «Байкал», который призван заменить «рабочую лошадку» местных воздушных линий — биплан-ветеран Ан-2, который находится в непрекращающейся эксплуатации с 1947 года. Скорость нового самолета до 300 км/ч, возможность посадки на грунтовых аэродромах, дальность полета — 1500 км (9 пассажиров на расстояние 750 километров и обратно без дозаправки). Медицинские варианты комплектации: эвакуационный с 3-4 носилками, либо с одним медицинским модулем. В этом году состоятся первые летные испытания.

Технический директор ООО «СТАНД» Богданов Алексей Михайлович прочитал доклад на сугубо авиационную тематику: «Развитие требований к современным маслам для авиационных газотурбинных двигателей. Оптимизация применения авиационных масел на парке ВС компаний, оказывающих услуги в области санитарной авиации».

Следующим докладчиком открылся блок медицинских тематик. Инициативы ВОЗ, касающиеся медицинской эвакуации, озвучила Баранова Наталья Николаевна, главный врач ЦСА и СМП ВЦМК «Защита» ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. Это имеет особое значение для отрасли, тяготеющей к национальным стандартам в плане организации авиационных медицинских служб. И как мы знаем, рекомендации Всемирной организации здравоохранения довольно быстро превращаются в письма Минздрава РФ. Она озвучила также актуальные проблемы, такие как: отсутствие стандартов оснащения медицинских бригад, транспорта, отсутствие кадров и повышения квалификации.

Форум санитарной авиации России «САНАВИАЦИЯ-2021» прошел 7 октября по инициативе и при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии. Соорганизаторами Форума выступили ФГБУ ВЦМК «Защита» Федерального медико-биологического агентства и ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России. Мероприятие проводилось при поддержке ФМБА России и администрации Волгоградской области. Генеральный спонсор — холдинг «Вертолеты России»

 

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ