Платформы, которые нечем заменить

Если вести разговор о развитии техники в категориях «белое, черное», то безальтернативным вариантом будет тот, который подразумевает постоянное пополнение ее парка не просто новыми, а кардинально новыми образцами. В вертолетном случае это должны быть исключительно новые платформы, технические решения, способы применения. По большому счету в теории все так и происходит. В свою очередь практика ограничивается наличием ресурсов, что является одной из причин не забывать испытанные временем платформы. Как результат, военные в большинстве случаев получают привычную боевую машину, только с лучшими характеристиками. В самом деле, разве возможно сделать новыми исключительно все 5818 военных вертолетов разных категорий, которые, по расчетам аналитиков должны быть построены в тех же США в период между 2013 и 2022 годами? По данным исследовательской компании Teal Group общая стоимость всех этих воздушных судов превысит $132 млрд.

До 2027 года — в основном доработки

И даже при таких цифрах, ожидается, что по сравнению с 2011 годом в 2018 заказы на боевые вертолеты военным ведомством США снизятся вдвое. Одна из причин такого секвестра связана с планами Армии США и Командования спецопераций ВВС США (AFSOC) по переходу с 2027 года на полностью новое поколение высокоскоростных вертолетов. Начиная с 2025 года планируется заказ около 4000 боевых машин. На первом этапе — программа Future Vertical Lift — Medium — предполагается заменить многоцелевые Sikorsky UH-60 Black Hawk и ударные Boeing AH-64 Apache.

При этом даже в случае успешной реализации планов по поставкам в войска совершенно новой техники (что пока выглядит невероятным) трудно представить, что в течение почти 10 лет строевые вертолеты не будут подвергаться модернизации, а на место выходящим из эксплуатации не придут новые однотипные воздушные суда. Та же Teal Group в этой связи прогнозирует производство 237 новых AH-64E, а также модернизацию 430 вертолетов AH-64D в период до 2022 года. И это только в США.

По данным британской аналитической компании IQPC, самым крупным рынком мирового вертолетного флота является Северная Америка, на которую приходится почти 31 процент от глобальных объемов. Далее следуют Юго-Восточная Азия и Австралия (25,1%), а затем Европа (24,6%). Ближний Восток занимает 8,4%, Латинская Америка и Карибский бассейн — 5,8%. Африка — это 5.2%. Анализируя сделки прошлых лет, в IQPC пришли к выводу, что в Латинской Америке растет спрос на военную вертолетную технику. Естественно, современную и по возможности приемлемую по ценам. И тут без модернизированных образцов, хорошо зарекомендовавших себя платформ не обойтись. Но где их брать?

Пляски вокруг дырки в заборе

Строго говоря, всех основных мировых потребителей боевой вертолетной техники можно условно разделить на две группы: потребляющие/производящие и просто потребляющие. Так вот, к первой по всем параметрам относятся США и Россия. Мало того, они используют примерно одинаковые подходы к обновлению вертолетных парков, своих и партнерских. При этом внимательно наблюдают друг за другом, оценивают возможности и эффективность мероприятий по модернизации техники.

Как пример, линейка российских Ми-8/17 и Ми-24/35. Широко распространенные ударный и транспортно-боевой вертолеты, которые можно встретить во многих странах. Так вот именно их военные США стараются использовать в ходе своих военных учений. Причем, по возможности модернизированные образцы. Зачем? По мнению экспертов это связано с тем, что техника постоянно модернизируется и американской стороне хочется понять, как это работает в условиях, которые максимально приближены к боевым. Заполучить обновленные воздушные суда, как представляется, не просто, но для этого у США существуют партнерские отношения с рядом государств.

Например, Украине, прежде всего по экономической эффективности, содержать большой парк, оставшихся от СССР Ми-24 нет никакого смысла. Так говорят украинские наблюдатели. При этом добавляют, что военные Незалежной, скорее всего «взяли на вооружение» тактику западноевропейских коллег, когда основой парка являются легкие и средние машины, которые могут дольше «висеть» в районе цели, менее заметны, требуют площадки для посадки и взлета меньших размеров. Вполне естественной в таком случае выглядит возможная закупка легких учебных вертолетов Ми-2МСБ и его боевой модификации Ми-2МСБ-В. Опять-таки старые советские машины получили новые двигатели АИ-450М, авионику в виде станции GPS-навигации СН-4312У и прочие девайсы. Что, также является модернизацией, правда, с местным колоритом.

Вертолет с открытой архитектурой

Что касается Ми-24, то здесь отчасти иные причины долголетия, пусть и великолепного, но все же ветерана. Дело в том, что, по мнению наблюдателей, при всем росте поставок более современной техники в войска сегодня достаточно трудно довести число новых боевых машин до оптимальной величины — 450-500 единиц. Для этого требуются время и средства. И Ми-24 в данном случае достаточно эффективно восполняют недостаток. Часть парка проходит глубокую модернизацию, часть поддерживается в летном состоянии за счет ремонтов и замены двигателей, с ограниченным вводом нового оборудования типа очков ночного видения и спутниковой навигации.

Тот факт, что за все время существования экспортной версии Ми-24 было построено около 2300 единиц для 30 стран мира, говорит о том, что «крокодил» послужит еще долго. Причем, модернизируют этот вертолет не только в «родных стенах». К примеру, услуги по модернизации, связанной с улучшением оперативных качеств Ми-24, предлагает компания Elbit Systems. Она подготовила семь вертолетов для Грузии, шесть — для Македонии и еще семь машин для Шри-Ланки. Израильская IAI/Tamam предлагает собственную систему апгрейда — Mission 24. Ее услугами воспользовались индийские ВВС, модернизировавшие 25 вертолетов Ми-24: боевые машины получили приборы для применения в ночное время, а также возможность установки ракет 9К114 «Штурм» и Rafael Spike-ER. Super Hind, одну из наиболее продвинутых программ модернизации Ми-24, предлагает южно-африканская компания Advanced Technologies and Engineering. ATE доработала 40 вертолетов для Алжира — версия Mk III включала замену пулеметов ЯкБ-12,7 на 20-мм F2 и установку ПТУР Ingwe (Denel Dynamics). Совместно с украинской ГК «Авикон» компания модернизировала четыре вертолета для Азербайджана до модификации Ми-24Г, оснастив боевые машины украинским противотанковым ракетным комплексом «Барьер» разработки киевского КБ «Луч».

В свою очередь на родной земле, в России, Ми-24 модернизируют более основательно. Так еще в 2000 году «Роствертол» и Московский Вертолетный завод имени М. Л. Миля приступили к работам по созданию опытного образца вертолета Ми-35. Для повышения эксплуатационной технологичности и унификации конструкции на новой машине установили те же несущую систему и двигатели, что и на Ми-28Н. Это позволило создать машину, обладающую массой неоспоримых преимуществ и составившую достойную конкуренцию современным образцам зарубежной военной техники.

Между прочим, одна из причин заказа Министерством обороны вертолетов Ми-35 — возможность облегчить переход с Ми-24 на Ми-28, что обусловило больший процент Ми-35 в учебных подразделениях по сравнению с боевыми. Ну и, конечно Ми-35 позволил увеличить темпы поставок новой техники на фоне проблем с освоением Ми-28.

Что бы то ни было, во всей этой истории ясно одно: возможности современного оборудования позволяют поддерживать армейскую авиацию ВКС России на должном уровне при любом выборе — будь то дальнейшее производство любого из трех новых вертолетов как основного, или же сосредоточение на модернизации парка Ми-24.

Кстати, глубокая модернизация позволяет не только поддерживать современный уровень боевых вертолетов, но и создавать боевые машины нового поколения. Пример тому — вертолет Ка-52 «Аллигатор», который считается одним из самых перспективных боевых вертолетов на рынке вооружений. 114 разведывательно-ударных модификаций этой машины будет поставлено в ВКС России в ближайшие годы. При этом Минобороны России намерено профинансировать проекты по модернизации Ка-52 и созданию винтокрылой машины следующего поколения, способной развивать скорость до 400 км/ч.

Что значит глубоко копать…

Чтобы понять, какими определениями оперируют специалисты вертолетостроительной отрасли, характеризуя глубокую модернизацию, стоит обратиться к процессу обновления вертолетов в России и Франции.

И здесь не обойтись без Ми-8/17. Стоит отметить, что эта платформа, имеющая огромный потенциал для модернизации, позволяет не только поддерживать имеющийся парк на хорошем уровне, но и создавать практически новые многоцелевые вертолеты. Так в начале 2018 года завершились летные испытания Ми-171Е2 с новой силовой установкой и несущей системой. Вертолет оснащен «высотными» двигателями ВК-2500ПС-03 повышенной мощности и цифровой системой управления FADEC, а также новым несущим винтом из полимерных композиционных материалов с улучшенным профилем и Х-образным рулевым винтом. Кроме того Ми-171Е2 имеет модернизированный фюзеляж, хвостовую балку и большой стабилизатор.

В свою очередь в конце 2017 года ВВС Франции получили от компании Airbus Helicopters первый модернизированный вертолет EC 665 Tiger.

Всего Минобороны Франции заказало модернизацию 36 ударных вертолетов Tiger модификации HAP (Helicoptere d’Appuit et de Protection) до версии HAD (Helicoptere d’Appui Destruction). По словам представителей компании Airbus Helicopters, вертолет получил более сотни изменений в планере и порядка 1500 новых деталей. В частности, при обновлении боевых машин Tiger до модификации HAD они оснащаются новыми, более мощными двигателями. Кроме того, все французские «Тигры» получат обновленную систему лазерного целеуказания, что позволит им использовать ракеты Hellfire II.

Вертолеты производятся с 1991 года, но официально поступили на вооружение французских ВВС только в 2003 году. На сегодняшний день произведено более 200 Tiger в различных модификациях, которые несут службу в ВВС Франции, Германии, Испании и Австралии. Согласно докладу Teal Group, в период до 2022 года зарубежными заказчиками будет приобретено 88 таких вертолетов.

И в 2060 году фюзеляж будет таким же

Как уже говорилось, модернизация боевых вертолетов позволяет России в достаточно щадящем финансовом режиме проходить некомфортные периоды своего развития, сохраняя современный уровень парка воздушных судов и создавая перспективные модели. Несколько иные подходы к модернизации, хотя в целом и имеющие большое сходство с российскими, можно встретить в США. В данном случае показательным можно считать усовершенствование более 500 вертолетов CH-47F Chinook до версии Block II, что позволит эксплуатировать их армией США до… 2060 года. Об этом заявил Чак Дабундо, вице-президент Boeing Cargo Helicopters и менеджер программы H-47. Сборка первого CH-47F Block II стартовала 27 июня нынешнего года.

«Этот вертолет представляет собой завтрашний день тяжелых машин для армии США и ее союзников, — сказал полковник Грег Фортье, управляющий проектом грузовых вертолетов армии США. — Он обеспечит наземным тактическим командам огромные возможности для победы в современной битве».

В июле 2017 года Boeing получил контракт на разработку следующего поколения Chinook для сил обычных и специальных операций армии США. Программа Block II включает в себя несколько модернизаций для увеличения грузоподъемности, включая усовершенствованные лопасти несущего винта Chinook, модернизированный фюзеляж, новую топливную систему и новую трансмиссию. Эти обновления сближают воздушный флот США и союзников, тем самым снижая затраты на техническое обслуживание. Ожидается, что выкатка первого экземпляра CH-47F Chinook, модернизированного до Block II, состоится в 2019 году. Первая поставка в войска запланирована на 2023 год.

Таким образом, имея некоторые отличия в частностях, общий взгляд на обновление российской и западной военной техники имеет много общего. Несмотря на сложившийся в СМИ тренд, пропагандирующий разработку исключительно новых вертолетных платформ, новых способов их применения, и в России, и в США конструкторы вертолетной техники даже не думают отказываться от проверенных временем и испытаниями конструкций, и возвращают их в строй. Как выясняется, это самый оправданный вариант, как по затратам, так и по техническим решениям. Ну, а разговоры в формате «белое, черное», видимо, лучше оставить для досужих наблюдателей, от которых, как видится, ничего не зависит.

ПАРТНЕРЫ АВИ