Пленарная сессия «Вертолетная индустрия — устойчивость отрасли в новых реалиях и перспективы развития»
19.05.2023
Ключевыми вопросами для обсуждения на Пленарной сессии XVI Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2023 стали — дальнейшая эксплуатация отечественных воздушных судов с зарубежными комплектующими и иностранного производства, отечественный вертолетный парк и перспективы развития модельного ряда российских авиапроизводителей, единое воздушное пространство для пилотируемых воздушных судов и БАС и подготовка авиационного персонала для вертолетной отрасли.
Отечественная гражданская авиация в условиях санкционного давления переживает непростые времена — с одной стороны, есть великое прошлое и потенциал, с другой — появились новые и сложные задачи, требующие качественно иного уровня межотраслевого объединения, согласования интересов всех участников рынка, синергии планов и возможностей государства и бизнеса. Что может дать для решения этих задач вертолетная индустрия, и какое место займет в будущей экономике России — волнует все предприятия и каждого в вертолетном сообществе.
Модератором сессии выступил — главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Андреевич Борисов.
В Пленарной сессии приняли участие:
— Глава Республики Бурятия, Председатель комиссии Государственного Совета по направлению «Транспорт» Алексей Самбуевич Цыденов осветил ситуацию транспортной̆ доступности в Дальневосточном федеральном округе и Арктической̆ зоне Российской̆ Федерации. «Регионы являются якорными заказчиками и плательщиками услуг, конечно, у них заинтересованность, чтобы летный час был дешевле. Вертолетное сообщение в труднодоступных местах, иногда единственная возможность добраться до места. Для туристов субсидий не будет, соответственно, должны быть доступными перелеты. Сибирь и Дальний Восток, безусловно, потенциальный рынок для вертолетов и сервиса…»
— Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Евгеньевич Бочаров рассказал о возможностях поддержки государства вертолетной индустрии и развитии отрасли в новых реалиях. Он поблагодарил организаторов выставки за то, что HeliRussia единственная отраслевая площадка, на которой собираются все заинтересованные представители отрасли, в рамках которой можно вести диалог, решать вопросы и ставить совместные задачи по всем направлениям вертолетной индустрии.
«Основное достижение Правительства на сегодня, что родилась программа, корректирующая взаимодействие создателей вертолетов и эксплуатацию. Мы дали уверенность серийным заводам, что техника будет нужна, куплена и востребована. Задачи на сегодня — вдвое увеличить мощности. Конечно, напряжение сильное. Несмотря на трудности, должен быть диалог между промышленностью и эксплуатацией. Предлагаю создать рабочую группу экспертов и регулярно сверять цифры реализации запланированного…»
— Генеральный директор ПАО «Авиакомпания ЮТэйр», почетный член Ассоциации Вертолетной Индустрии Андрей Зарменович Мартиросов затронул тему эксплуатации отечественной вертолетной техники и воздушных судов иностранного производства, а также проблемы вертолетного рынка.
«У эксплуатантов растут расходы, и уменьшается налет. Если будем терять летные часы, потеряем рынок, рабочие места и сервисные предприятия. Призываю направить ежедневную деятельность на сокращение операционных затрат и избегать ошибочных конструкторских решений…»
— Директор по маркетингу и развитию бизнеса АО «Вертолеты России» Олег Яковлевич Ландин рассказал о состоянии отечественного вертолетного парка, потребностях рынка и новых вызовах. «Международная кооперация пошатнулась — имеем последствия. Вопрос не в том, сколько стоят комплектующие, а в том, есть ли они вообще. Одновременно решаем задачи по импортозамещению и, пока, справляемся. Также появился приоритет по созданию легкого вертолета, который будет и для обучения, в том числе. Без издержек вырулить из сложившихся обстоятельств — сложно… »
— Заместитель председателя Правления Ассоциации Вертолетной Индустрии Вячеслав Владимирович Карцев поднял вопрос о назревшей необходимости разработки стратегии развития вертолетной индустрии.
«Для развития авиации, в том числе в секторе БПЛА, были созданы различные стратегии и программы. Для вертолетного сообщества такого документа не было и он необходим, чтобы определить дальнейшую трансформацию индустрии…».
— Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Андрей Анатольевич Добряков осветил тему поддержания летной годности и безопасности полетов вертолетной техники в России и среднесрочных перспективах интеграции БАС в единое воздушное пространство с пилотируемыми ВС. «Необходимо обратить внимание не только на экономику, но и на безопасность полетов. Мы возим людей, и без безопасности все программы просто разобьются. Чтобы балку менять, конечно, должно быть мнение экспертного сообщества, которое оценит необходимость, риски и последствия. Мы готовы участвовать в программах развития вертолетной индустрии и поддерживать их…».
— Управляющий директор по работе с клиентами АО «ГТЛК» Александр Александрович Врублевский рассказал о программах поставок российским эксплуатантам вертолетной техники по программе льготного лизинга. «БПЛА будут развиваться. Нужно исследовать масштабно рынок и дальнейшую востребованность вертолетов. С Минпромторгом совместно разработана программа, чтобы загрузить заказами производство. Государство пытается стимулировать и помогать вертолетной индустрии…».
— Заместитель Председателя Союза машиностроителей России, Академик Российской академии наук Борис Сергеевич Алешин осветил тему развития рынка пилотируемой авиации и БАС 2050. Планы и перспективы. «Хотим всегда, чтобы старое ушло, а новое быстро пришло, но жизнь гораздо мудрее. На своем веку видел мало новых летательных аппаратов сразу внедренных и увидевших свет. Если сравнивать с иностранными самолетами, то они использовали принципиально новые решения, но востребованности эти суда не имели. Введение принципиально новой техники не всегда правильно…»
Пленарную сессию посетили представители Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Минтранса России, силовых структур и отраслевых ведомств, госкорпораций, ключевых холдингов и концернов и предприятия, входящие в контур их управления, а также крупнейшие эксплуатанты вертолетных парков.