Подъемная сила

Минздрав РФ подсчитал, что годовая потребность в санитарных авиарейсах в стране составляет более 32 тысяч вылетов. Пока выполняется вдвое меньше. Решать проблему власти намерены, субсидируя полеты. Средства из федерального бюджета будут поступать в течение трех лет, дальше финансирование пойдет только из казны регионов.

На развитие санитарной авиации в этом году государство выделяет более трех миллиардов рублей. В приоритетном проекте участвуют 34 субъекта РФ, в том числе шесть дальневосточных: Хабаровский и Камчатский края, Амурская и Магаданская области, Республика Якутия и Чукотский автономный округ.

Есть, правда, важный нюанс. Софинансировать из госбюджета будут стоимость летного часа только на относительно новых отечественных вертолетах, выпущенных не ранее 1 января 2014 года и оснащенных медицинскими модулями. Но такой техники у авиаперевозчиков, выполняющих санрейсы по государственным контрактам, нет. Авиапарк в ДФО изношен, до последнего времени он не обновлялся, а только сокращался. Например, по словам министра транспорта Якутии Семена Винокурова, сейчас в республике 22 винтокрылые машины. Износ техники — 80 процентов, исправность — 50.

Только в Приморье год назад появилась пара новых легких медицинских вертолетов, приобретенных правительством края для санавиации. В остальных дальневосточных регионах используют воздушные суда МЧС и местных авиакомпаний. Чтобы претендовать на субсидию, последним придется приобретать «вертушки» с медицинскими модулями в лизинг на льготных условиях.

— Сделано это для того, чтобы не распылять средства по всему авиапарку и чтобы авиакомпании смогли позволить себе платежи по лизингу. В противном случае они решили бы обойтись старыми бортами. Увеличение количества летных часов приведет к быстрому износу техники, которая и так эксплуатируется достаточно долго. А медицинские вертолеты можно будет использовать только по прямому назначению, — отметил начальник отдела минздрава Хабаровского края Владислав Ходжер.

Софинансироваться из госбюджета будет стоимость летного часа только на относительно новых отечественных вертолетах. Но такой техники в ДФО сегодня нет

Но найдется ли нужное количество новых «вертушек» отечественного производства для 34 регионов? На недавнем заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте РФ выяснилось, что за три месяца по заказам субъектов Федерации закуплено лишь пять легких медицинских вертолетов. Дескать, ситуация на рынке авиатехники сложная.

Но, в отличие от Приморья, остальные регионы ДФО легкими «вертушками» не обойдутся — расстояния не те, да и порой приходится брать на борт сразу несколько пациентов. Якутия, например, собирается в этом году заказать два медицинских Ми-8. Правительство Хабаровского края ведет переговоры с государственной транспортной лизинговой компанией и настаивает на первоочередной поставке двух вертолетов в регион, ссылаясь на обширную территорию, отсутствие автодорог и короткий сезон речной навигации в отдаленных северных районах.

Приоритетный проект должен снизить остроту еще одной проблемы — стоимости санитарных рейсов, которая растет год от года. Самые заоблачные тарифы в Якутии, где час полета Ми-8 обходится в 236 тысяч рублей. Зачастую расстояние от места базирования воздушного судна до пункта, где необходима скорая санитарно-авиационная медицинская помощь,  — свыше тысячи километров. Вот и считайте… Республика Саха ежегодно тратит более 1,3 миллиарда рублей на санавиацию — на порядок больше, чем другие регионы ДФО. По словам главы якутского минздрава Михаила Охлопкова, с учетом федерального софинансирования, которое составит 30 процентов, экстренная авиапомощь станет доступна для всех нуждающихся.

Но цель приоритетного проекта — не только удвоить количество вылетов санавиации и летных часов.

Нужно увеличить долю пациентов, которые в течение первых суток после развития таких грозных заболеваний, как инфаркт или инсульт, доставляются в стационар. И не в центральную районную больницу, а в краевую или областную клинику, оказывающую специализированную помощь, — подчеркивает Владислав Ходжер.

Для этого требуются взлетно-посадочные площадки, расположенные вблизи медицинских учреждений или в 15 минутах езды от них. По условиям приоритетного проекта регионы-участники должны построить или реконструировать по одной ВПП на средства бюджета либо в рамках государственно-частного партнерства.

В Хабаровске, например, вертолеты способна принимать только краевая клиническая больница №1. Другие региональные специализированные медцентры окружены плотной застройкой, поэтому новая вертолетная площадка, скорее всего, появится не в Хабаровске, а в Комсомольске-на-Амуре возле горбольницы №2.

Российская газета

 

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ