Полезные «мелочи» для воздушной неотложки

Медицину и авиацию с полным правом можно называть наступательными отраслями, развивающимися подчас в самом футуристическом русле, особенно когда они объединяются. Схожий подход в инновациях не ограниченный рамками практикуют, пожалуй, еще только военные ведомства, когда дело касается запроса на новые виды вооружений. Однако становясь год года все более наукоемким сегментом, воздушная экстренная помощь продолжает оставаться полем для всевозможного рационализаторства и лайфхаков. Казалось бы, это традиция исключительно российских условий, где техника не работает как надо без приемов отечественных кулибиных, однако же, это не так.

Для автора было открытием, что топливо для вертолета можно гнать по трубе на крышу многоэтажного госпиталя из наземного хранилища, нисколько не нарушаю технику безопасности. Например, эта простая идея реализована в травматологическом центре в Норфолке штат Виржиния, США для того, что вертолеты во время короткой посадки на крыше госпиталя могли сделать дозаправку.

Разведка прежде всего

Известно, что диспетчерской службе для принятия обоснованного решения о вылете очень не хватает информации с места ЧП, а точнее не хватает визуальной информации, чтобы оценить ситуацию на месте воочию. Неоправданные вылеты бьют по карману заказчика, даже если речь идет о страховых пулах, они хотят сохранять интерес к вертолетной авиации, как к средству снижающему, а не наращивающему расходы.

Как оказалось, помощь в этом может оказать любой зевака с мобильным телефоном, оказавшийся на месте раньше бригады скорой помощи. Понимание этого привело к разработке приложения к сотовым телефонам под названием GoodSAM (Smartphone Activated Medics). Оно позволяет диспетчеру службы HEMS Швеции с согласия абонента, сообщающего о ЧП, активировать видеокамеру его телефона и транслировать видеоматериалы в центр управления медицинской службы.

Концепция также была протестирована Air Ambulance Kent Surrey and Sussex (AAKSS) в Великобритании в период с марта по декабрь прошлого года в 21 экстренном вызове, главным образом, чтобы непосредственно оценить пациента и получить информацию о травме и месте происшествия. Как результат, команда HEMS была отправлена на место ЧП только в пяти случаях, в остальных были задействованы наземные службы скорой медицинской помощи, так как степень сложности травм позволяла пойти на такой шаг.

Понятно, что в данном случае следует полагаться на ответственность и моральную готовность обывателей играть роль хроникера порой самых трагических ситуаций. К тому же подобный способ «разведки» может дать сбой в удаленной местности, где качество сотовой связи не всегда может обеспечить видеотрансляцию. Но и такая ситуация не станет безнадежной если на вооружении у служб HEMS появится система аналогичная Black Hornet, разработанной норвежской компанией Prox Dynamics.

Комплект PD-100 Black Hornet, состоящий из миниатюрных беспилотников, позволяющих транслировать видеоизображение с их камер, был продемонстрирован на Defence & Security Equipment International (DSEI) Exhibition 2019 в Лондоне. В длину БПЛА достигает десяти сантиметров, масса — менее 20 граммов, скорость перемещения — до 20 километров в час, радиус действия — 2000 метров с перспективой увеличения до 3000. Само собой, обладание подобной системой — прерогатива местных стационаров. Но в случае городов, загруженных транспортом, такое применение миниатюрной винтокрылой техники вполне может себя оправдать в деле принятия решений о направлении к месту ЧП либо вертолета, либо санитарного автомобиля.

Эвакуировать не напрягаясь

Мечту буквально всех сотрудников санитарных служб — быструю механизированную погрузку пациентов в санитарный автомобиль реализовала команда HeliMods, представив в 2016 году специальные носилки, которые позволяют медикам загружать и выгружать пациентов буквально одним нажатием кнопки. Развитием темы стала реализация концепции в санитарной авиации — HeliMods не только решила эту задачу, но теперь включает свою запатентованную технологию Powered Aero Loader (PAL) во все санитарные вертолеты Ornge.

PAL позволяет погрузить носилки и пациента весом до 318 килограмм в вертолет всего за 18 секунд, одним нажатием кнопки. При этом система совместима и с наземными машинами скорой помощи, что значительно сокращает время доставки пациентов в лечебные учреждения. PAL была сертифицирована регулирующими органами в Австралии, США и Канаде. Среди вертолетов, для которых она предназначена, — H145, AW169 и потенциально Bell 429.

Это, конечно, не совсем подручное средство, а продукт инжиниринговой кооперации, но вообразите, что отрасль поступательно развивается уже более 40 лет, а подобные подъемные устройства стали разрабатываться и производиться только сейчас. То есть раньше такое техническое вспоможение при погрузке ни в одной стране не считалось необходимым, санитары как-то справлялись сами, пока не появилась эта мода на технологическую прокачку традиционных модулей.

Теперь такое оборудование обеспечивает плавный переход от вертолета к наземной системе, что повышает способность медиков оказывать помощь пациенту в критических случаях.

Контракт на поставку специальных носилок был заключен с компанией HeliMods в октябре 2018 года, первые поставки начались в 2019 году.

Все под контролем независимо от расстояний

Если санитарным бригадам удается отработать правило «золотого часа», то по логике вещей пациента просто обязан принять стационар и оперативно оказать ему высокотехнологическую медицинскую помощь. Правда, между этими двумя пунктами очень большое расстояние, как правило — технологическое.

В самом деле, даже для высококлассных врачей стационара каждая встреча с новым пациентом, особенно доставленным с места ЧП — задача с множеством неизвестных. И здесь важно быть готовым к ней заранее. Среди множества технических систем, позволяющих контролировать состояние здоровья пациента на пути в больницу, — современные спутниковые системы передачи данных.

Четыре года назад летно-десантные спасательные экипажи британской компании Bristow стали использовать одновременно голосовые каналы и бесперебойную передачу данных по Wi-Fi благодаря услуге OpenPort от Iridium Communications. Компания Appareo Systems в партнерстве с Iridium начала предлагать спутниковую телематику для авиации общего назначения. И это был настоящий прорыв в системах спутниковой связи. Теперь на пике популярности системы, которые используют медики для передачи данных с борта вертолета.

Так, Outerlink Iris — полнодуплексная коммуникационная услуга, ранее не доступная за пределами вооруженных сил, начала применяться в США. Она позволяет парамедикам использовать Wi-Fi для передачи жизненно важных данных, таких как ЭКГ и фотографии в больницу, куда их перевозят на вертолетах оператора UT Health East Texas EMS.

Такая технология особенно полезна для пациентов с инсультом или сердечным приступом, потому что врачи с ее помощью могут планировать следующий курс действий еще во время транспортировки в больницу. По сути это система спутниковой связи, основное назначение которой — контроль всего, что происходит в кабине вертолета и помощь пилотам в выполнении полетных заданий».

Лишние руки никогда не помешают

И все же, как бы не контролировалось здоровье пациента во время перелета с места ЧП в стационарное лечебное заведение, какие бы советы в ходе транспортировки не приходили с земли, главное, на что приходится полагаться в этот момент — профессионализм и физическая подготовка бригады воздушной медицинской помощи. Да, да, именно физической, так как порой значительную часть дороги им приходится делать искусственное дыхание пациенту, закрытый массаж сердца и другие манипуляции, требующие значительной затраты физических усилий.

Облегчить работу медиков в таких ситуациях призваны всевозможные механические приспособления. Одно из них — машина Лукаса, устройство сжатия грудной клетки LUCAS, которое с успехом использует авиакомпания Atlantic Airways, работающая к югу от Северного Полярного круга и почти на равном расстоянии между Великобританией, Норвегией и Исландией, Фарерских Островов.

Машина Лукаса похожа на третьего медика на борту. Она автоматически делает компрессию грудной клетки, что дает спасателям-парамедикам возможность выполнять другие важные задачи.

Оборудование улучшает качество компрессии грудной клетки пациента, увеличивает уровень ETCO2, а также может поддерживать жизненно важную циркуляцию во время длительных попыток реанимации. Устройство LUCAS было тщательно изучено, показало, что оно безопасно и эффективно спасает пациентов.

Кстати, в компании Atlantic Airways спасатели также являются техниками, проводящими техническое обслуживание вертолетов. Поскольку на данный момент в компании нет пловца-спасателя, который полностью лицензирован для работы на вертолете, его функции выполняет лицензированный техник. Программа стажировки инженера длится около четырех лет. Для подготовки спасательных пловцов одна только медицинская теория занимает примерно год, затем еще год практического обучения.

Моду на прикладное изобретательство, куда в равной степени относятся и оригинальные приложения для смартфонов и механические устройства, собранные в гараже, можно объяснить самой спецификой работы аэромедицинских экипажей, которые, несмотря на оснащение бортов автопилотами, приборами ночного видения и средствами навигации,

не освобождаются от необходимости ежедневно проявлять выносливость и жизнестойкость. И в жестких условиях эксплуатации в технических решениях всегда обнаруживаются бреши, которые не предусмотрел разработчик.

Несомненно, представленные приспособления, технические хитрости и полноценное спецоборудование не являются обязательными к применению. Вместе с тем, они задают тренд развития отрасли, демонстрируют поиск в области увеличения безопасности использования авиационной техники в медицине, помощи людям, получившим травмы и нуждающимся в срочной госпитализации. Понимание преимуществ такого подхода могло бы во многом поспособствовать дальнейшему развитию российской отрасли вертолетных медицинских перевозок, с точки зрения расширения рынка дополнительных услуг в интересах санавиации как первого и пока единственного удачно запущенного отраслевого драйвера.

Николай Коробов

ПАРТНЕРЫ АВИ