Потенциал вертолетного рынка Африки

В ожидании повышения спроса

Как для обширного региона крупных стран с плохо развитой дорожной инфраструктурой Тропическая Африка обладает поразительно малым количеством вертолётов гражданской и военной авиации. Этому много причин, и одна из самых значительных заключается в том, что не всегда использование вертолётов является рациональным решением, учитывая огромные расстояния и высокую себестоимость для этого в большинстве своём крайне бедного региона. Кроме того, региону не хватает профессиональных пилотов, инженеров и техников для обслуживания вертолётного парка.

Несмотря на все эти проблемы, в ближайшем будущем прогнозируется увеличение спроса на вертолеты и вертолетные операции на африканском рынке, хотя и на сегодняшний день есть ряд негативных факторов, которые препятствуют этому процессу. Прежде всего, это «эхо» мирового финансового кризиса, послужившее причиной значительного сокращения объемов воздушных транспортных перевозок во всем мире, включая Африку. Также из-за кризиса на мировом рынке скопилось достаточно большое количество бывших в эксплуатации вертолетов (по оценкам экспертов, до 1200 единиц, что в четыре раза превышает нормальный показатель «вертолетной вторички»), и это обстоятельство серьезно тормозит развитие отрасли.

Эти и другие факторы нашли свое отражение в нисходящем тренде на вертолетном рынке Африки. Так, например, если до кризиса лишь одна компания Eurocopter продавала в страны Южной Африки до 20 вертолетов в год, то уже в 2009-м все западные производители вместе взятые поставили только 8 машин в этот регион.

По данным компании Eurocopter, на протяжении следующих нескольких лет в Африке ожидается увеличение продаж до 10-15 суден в год, а затем опять наступит спад активности на африканском рынке авиации. Другие западные компании, такие как AgustaWestland и National Airways Corporation (официальный представитель Bell Helicopter в Южной Африке), имеют такую же точку зрения и ожидают следующие полтора-два года стабильности на африканском рынке.

Спрос на природные ресурся Африки существенно увеличится в средне- и долгосрочной перспективе, следствием чего станут новые исследования в отдалённых районах, которым потребуется воздушная поддержка в транспортировке людей и грузов. Использование наземного транспорта зачастую будет нерациональным, кроме случаев с перевозкой крупногабаритных грузов. Но для срочной доставки персонала, хрупкого оборудования или запасных вертолеты остаются незаменимы.

Учитывая высокую стоимость строительства взлётно-посадочной полосы, особенно в горной или густо заросшей лесом местности, вертолеты зачастую более практичны, чем самолёты. Единственным негативным фактором может быть небольшая дальность полёта, но эта проблема решается с помощью посадки для дозаправки.

При этом ожидается оживление спроса не только на VIP-вертолёты, но и на «рабочие лошадки». В частности, строительная отрасль Африки остро нуждается в вертолётах для выполнения большого спектра различных работ. В то же время непрерывный рост цен на сырьё обусловливает необходимость поиска новых и открытию ранее законсервированных месторождений, и здесь никак не обойтись без вертолетов.

Вертолеты в борьбе за природные ресурсы

По прогнозам международных экспертов, одними из первых отраслей демонстрирующих реальный спрос на вертолетные операции станут морская нефтедобыча в Западной Африке и горнодобывающая промышленность в Центрально-Западной Африке. Именно этот регион имеет большой потенциал для вертолетных операторов, учитывая имеющиеся здесь значительные залежи сырья и трудности сухопутного сообщения. Восстановление рынка, вероятно, начнётся с районов, уже имеющих приличный вертолётный парк, — речь идет об Анголе, Нигерии, Южно-Африканской Республике (ЮАР).

Делая прогнозы на долгосрочную перспективу, необходимо упомянуть и о Восточной Африке, где разведаны новые морские залежи полезных ископаемых, что в ближайшем десятилетии сделает этот регион одним из основных рынков сбыта продукции ведущих вертолетостроителей. Также вертолетные операции будут сильно востребованы в районе Великих озёр в Центральной Африке, на дне которых обнаружены огромные запасы углеводородов.

Высокая эффективность вертолетов уже давно была доказана в ходе проведения оффшорных операций для транспортировки персонала, оборудования и запасных частей на морские нефтедобывающие платформы на побережье Западной Африки. На этом рынке особого успеха добилась компания AgustaWestland со своим двухмоторным вертолетом AW139. В дальнейшем европейский производитель планирует сохранение «умеренного» спроса в этом сегменте.

Немаловажным преимуществом использования вертолетов над открытым морем является безопасность. Например, в нигерийских внутренних водах свирепствую вооруженные экстремистские группировки, такие как «Движение за освобождение дельты Нигера», которые осуществляют нападения на транспортные корабли и катера. Такая же картина наблюдается на побережье Восточной Африки, где не прекращаются атаки морских пиратов на сухогрузы и нефтяные танкеры. В таких ситуациях вертолеты несоизмеримо менее уязвимы и, кроме осуществления перевозок, могут оказывать воздушную поддержку морских судам при отражении пиратских нападений.

Еще одна потенциальная сфера использования вертолётов в Африке — строительство линий электропередач в труднопроходимой местности. Применение вертолетов здесь необходимо для исследования сухопутных маршрутов передвижения, воздушной поддержки строительных работа, а после их окончания — для мониторинга уже построенных линий электропередач и обеспечения ремонтных работ.

Интересной сферой использования вертолётов является морская добыча алмазов, которая проводится в основном в Намибии. Также большой потенциал развития этой отрасли имеет Сьерра-Леоне благодаря стабильности в стране, наблюдающейся в последнее время.

Огромный потенциал для применения вертолетов представляют работы по лесозаготовке в Тропической Африке. Здесь они могут быть использованы не только для транспортировки персонала, но и для перемещения срубленных деревьев на пункты сбора, что устраняет необходимость постройки новых дорог. Такое решение позволяет добывать экзотические породы деревьев с минимальным ущербом для окружающей среды. Например, латвийский оператор GM Helicopters уже активно работает в этой сфере. С помощью вертолётов Ми-8 эта компания транспортирует грузы весом до 3000 кг с лесосек в восточной части Демократической Республики Конго (ДРК).

Динамика продаж в сегменте корпоративной авиации в тропической части Африканского континента, скорей всего, будет напрямую зависеть от общего экономического развития региона, и покажет самый быстрый рост в государствах Центрально-Западной Африки, где даже в больших городах дорожная инфраструктура находится в плачевном состоянии. По мнению аналитиков, очень скоро местные промышленники поймут, что в междугороднем сообщении легкий вертолёт может стать серьезной альтернативой даже самому комфортабельному и быстрому автомобилю. Учитывая проблему нормального трафика в центральных районах некоторых мегаполисов, вертолет может найти свое применение также и в черте города. Еще одним, немаловажным для африканского континента, аргументом в пользу вертолетов является большая защищенность винтокрылых машин от похищений с целью выкупа, что довольно часто практикуется относительно дорогих автомобилей в странах Западной Африки.

На вооружении общественных служб

Если мы говорим о Тропической Африке, то имеем в виду, в большинстве своём, нестабильный регион, где армия и полиция плохо оснащены. Как уже отмечалось, фактор безопасности имеет здесь особенное значение, и это «играет на руку» производителям вертолётов, которые готовы поставлять свои изделия вооруженным силам, полиции и другим общественным службам. Среди них можно выделить таможенную и портовую службы (перемещение грузов и персонала), департаменты здравоохранения (доставка бригад скорой помощи и врачей), департаменты сельского хозяйства (транспортировка ветеринарных инспекторов и специалистов по техническому переоснащению аграрного сектора), органы местного самоуправления (пожаротушение и борьба с последствиями стихийных бедствий).

С учетом интенсивного разрастания городов и перегруженности автодорожного движения во многих африканских странах возрастает интерес к использованию вертолетов для предоставления экстренной медицинской помощи. Сегодня это явление наблюдается в основном в Южной Африке, но уже скоро ожидается его распространение по всему континенту. Большинство таких услуг будут предоставляться частными компаниями, но некоторые могут обеспечиваться и государством. Например, флот «Красного креста» в ЮАР состоит из трёх вертолётов AW119 (ожидается поставка четвёртого) и одного AW109 Grand. В то же время частная медицинская компания «Netcare 911» оснащена двумя вертолетами Bo105, которые работают в округе Йоханнесбурга.

Среди правоохранительных органов единственным крупным оператором является полиция ЮАР, чей флот составляют 15 вертолетов AS350B2/B3, 13 вертолетов Bo105CBS, три MD 500, один BK 117B1 и шесть R44. Большинство машин оснащено системой видеонаблюдения, работающей в режиме «день/ночь». Также в Анголе, Ботсване и Намибии, полиция использует вертолёты AS350, которые постепенно становятся стандартом в этой сфере, а полиция Танзании оснащена вертолётами компании Bell Helicopter (JetRanger и LongRanger). Полицейские службы Руанды, Уганды и Кении имеют небольшой флот, в состав которого входят Bell 206, Bo105 и Ми-17. В то же время Корпус безопасности и гражданской обороны Нигерии оснащён двумя Bell 222 и двумя Agusta-Bell 212; батальон быстрого реагирования Камеруна — двумя Bell 412; жандармерия Габона — двумя AS350 и одним AS355; полиция Мавритании — четырьмя Alouette III.

Учитывая, что флоты полиции стран Тропической Африки небольшие, а города продолжают разрастаться и, соответственно, увеличивается количество преступлений, то в ближайшей перспективе следует ожидать пополнения парка полицейских вертолётов в основном судами класса AS350. В то же время эксплуатация российского вертолёта Ми-17 полицией Кении даёт возможность прогнозировать увеличение спроса на эти машины полицейским службами, работающими в сельской местности, что открывает для России абсолютно новый рынок, параллельно с продажей военных вертолётов.

Кто и на чем летает?

На вертолетном рынке Тропической Африки лидирующие позиции занимают европейские производители Eurocopter и AgustaWestland, а также американские Bell Helicopter и Robinson Helicopter. Кроме того, американский вертолетостроительный гигант Sikorsky Aircraft существенно представлен на африканском рынке оффшорных операций. Российские вертолеты используются в незначительном количестве, возможно из-за отсутствия подходящих лёгких и средних моделей класса AS350, AW109 или AW139.

Забегая наперед, следует ожидать, что Китай выйдет на этот рынок вслед за расширением своей экономической деятельности в Африке. Сначала ожидается возрастание продаж китайских вертолетов, а затем и выход китайских операторов на Африканский континент для обеспечения работы нефтяных и горнодобывающих компаний.

На сегодня самыми крупными вертолетными операторами в Тропической Африке являются компании Starlite Aviation (ЮАР) и Titan Helicopter (Великобритания). Базирующийся в Дурбане оператор Starlite Aviation интересен не только тем, что имеет собственный большой парк вертолетов (32 единицы), но также и тем, что его специалисты занимаются обучением пилотов полиции и военно-воздушных сил ряда африканских и ближневосточных стран, а именно: Ботсваны, Кении, Намибии, Свазиленда и Объединенных Арабских Эмиратов.

Принадлежащие Starlite Aviation вертолеты также выполняют задачи в других частях света. В частности, южноафриканский оператор направлял свои машины для тушения пожаров в Испании; для проведения оффшорных операций во Вьетнаме (совместно с британским оператором Bristow Helicopters); для ликвидации последствий цунами на Суматре; для обеспечения гуманитарных операции в Пакистане и Мьянме.

Что же касается Африки, то Starlite Aviation отправлял свои вертолёты для обеспечения проведения выборов в Кении и ДРК; для ликвидации последствий наводнения в Мозамбике; и для поддержки работ на море в Намибии. Также этот оператор предоставляет вертолетные перевозки VIP-класса для правительств Ботсваны, Центральноафриканской Республики, Габона, Кении, Лесото, Мадагаскара, Мозамбика, Танзании, Уганды и Замбии.

Британская компания Titan Helicopter — не настолько крупный оператор, как Starlight Aviation, но также предоставляет свои вертолёты для выполнения большого спектра специфических заданий и является одним из немногих операторов Тропической Африки, имеющим в своём парке российские вертолёты. В его состав входят операторы Court Helicopters (обеспечивает работу корпорации De Beers по морской добыче алмазов в Намибии) и Indwe (обеспечивает работу морской платформы в ЮАР). Специализированные услуги, которые оператор предоставляет с помощью российских Ми-8 и Ka-32, включают в себя: пожаротушение, подъем тяжёлых грузов в ходе строительных работ, воздушная поддержка строительства линий электропередач и лесозаготовок, а также спасательные работы.

Среди ключевых иностранных операторов, осуществляющих оффшорные операции в районе Западной Африки, можно назвать французскую компанию Heli-Union и американскую PHI (базируются в Анголе), а также канадскую CHC и британскую Bristow Helicopters (базируются в Нигерии). Среди крупных африканских оффшорных операторов известны Son Air (Ангола) и Caverton Helicopters (Нигерия). Обе компании занимаются преимущественно морскими операциями. Son Air, дочернее предприятие ангольской национальной нефтяной компании Sonangol, имеет в своём парке восемь AS332L2 Super Puma, девять S-76C+/++, пять AS365N3 Dauphin и десять EC225. Нигерийский оператор Caverton Helicopters подписал пятилетний контракт (на сумму $80 млн.) на транспортировку грузов и персонала для морских нефтяных платформ. В дальнейшем компания будет работать совместно с датским оператором DanCopter, который специально для операций в Африке три AW139. Кроме этих вертолётов, в общем флоте компаний состоят семь EC155 и два EC175.

В ЮАР работает много небольших вертолетных операторов, которые выполняют узкие специфические задачи. Например, компания Archer Aviation использует три A109 для транспортировки лоцманов, Savannah Helicopters использует AS350B2/B3 для доставки команд исследователей и быстрого перемещения буровых установок, а компания Kriek Helicopters обеспечивает работы по добыче алмазов.

Ну а что же Россия?

Пока что присутствие Росси на вертолетном рынке Африки ощущается слабо, хотя для российских вертолетостроителей огромный потенциал этого региона очевиден. На сегодня российская авиакомпания UTAir работает в Африке в качестве многолетнего партнера ООН, отправляя свои вертолёты Mи-8 и M-26 в Чад, Кот-д’Ивуар, ДРК, Либерию, Мозамбик, Сьерра-Леоне, Судан, Западную Сахару и другие страны Тропической Африки. Например, в 2008 году в Чад было направлено одиннадцать Mи-8T и восемь Mи-8MTV, а в ДРК на данный момент находятся девять Mи-8MTV и два Mи-26 компании UTAir. В то же время продукция российской вертолетостроительной индустрии могла бы найти более широкое применение в Африке, что, очевидно, мы сможем увидеть уже в ближайшем будущем.

ПАРТНЕРЫ АВИ