Принять, что произошло непредвиденное, и начать действовать

Федеральное управление гражданской авиации США шесть раз в год публикует FAA Safety Briefing (раньше назывался FAA Aviation News). Это официальный голос политики безопасности FAA для авиации общего назначения.

В новом выпуске был представлен материал об особом взгляде, особом ракурсе на «человеческий фактор» как причине авиационных происшествий. Речь о проблеме внезапных событий в ходе выполнения полета и каскаде ошибок пилота в ответ на незапланированную ситуацию.

FAA Safety Briefing попытался обобщить опыт таких происшествий и формализовать перечень рекомендаций для пилотов АОН для предотвращения и парирования подобных опасных ситуаций.

Неадекватных реакция на неожиданные события является одной из частых причин несчастные случаев со смертельным исходом в авиации общего назначения. Планирование, обучение и подготовка могут способствовать более эффективному и своевременному реагированию на чрезвычайные ситуации, такие как отказы общей системы самолета, и получению навыков и знаний, необходимых для надлежащего управления цепочкой событий, которые могут привести к катастрофе.

Ожидайте неожиданного

Каждый пилот должен подготовиться к неожиданностям. Чрезвычайные ситуации могут произойти в любое время. Потеря управления самолетом является распространенным фактором аварий, которым удалось бы уцелеть, если бы пилот сохранял контроль во время чрезвычайной ситуации. В некоторых случаях навыки и знания пилота недостаточно развиты для подготовки к чрезвычайной ситуации. В других случаях неадекватная реакция может запустить цепочку событий, которые приводят к катастрофе. Пилоты не всегда имеют привычку продумывать, как они будут справляться с ненормальными и аварийными ситуациями, за исключением разбора полетов или периодических тренировок.

Статистика аварий с октября 2009 года по май 2022 года показывает, что 2041 (17%) из 11 682 причинных факторов были связаны отказом систем ЛА.

Из них — четыре основные причины:

  • Системы шасси (49%)
  • Топливные системы (21%)
  • Системы управления полетом (13%)
  • Системы электроснабжения (5%)

Неожиданные события часто происходят вблизи земли, практически не оставляя времени на размышления, не говоря уже об использовании контрольного списка. Ваши шансы на безопасный исход значительно повышаются, когда вы немедленно признаете, что произошло неожиданное, а затем принимаете меры.

Планируйте, готовьтесь и практикуйтесь

Планируйте, готовьтесь и практикуйтесь заранее, как вы отреагируете на неожиданное событие. Попробуйте полет на стуле, чтобы просмотреть, визуализировать и попрактиковаться в голове, как вы справитесь с неожиданным отказом компонентов, таких как шасси, топливная или электрическая система или органы управления.

Примените следующие цели к своему плану:

  • Выйти из чрезвычайной ситуации живым
  • Подготовка к посадке

Вот сценарий — представьте, что защелка выходит из строя, и дверь вашей кабины внезапно открывается сразу после взлета. Что вы можете сделать, чтобы этот «сбой» не стал «аварийным» и, возможно, несчастным случаем? Просмотрите, визуализируйте и практикуйте свой ответ и зафиксируйте его в памяти.

Еще лучше — сядьте в свой самолет, визуализируйте возникновение проблемы, а затем следуйте пошаговому процессу восстановления, говоря вслух, когда вы протягиваете руку и касаетесь органов управления или инструментов, которые вам нужны. Умственные упражнения, подобные этому, но не в стрессовой среде (например, ваш любимый стул дома!) помогут вам разработать заранее спланированный курс действий и проверить свое мастерство в ваших аварийных контрольных списках.

И если вы готовы протестировать свои новые и/или пересмотренные процедуры, подумайте о том, чтобы встретиться с летным инструктором и попрактиковаться в тренировочном полете.

Моделирование полета — еще один отличный инструмент, который поможет вам спланировать и подготовиться к чрезвычайным ситуациям. С помощью квалифицированного инструктора вы можете испытать отказ двигателя после взлета или попрактиковаться в реакции на основной или многофункциональный сбой дисплея полета. Ваш инструктор также может дать вам практику с электрическими сбоями, сбоями системы управления и многим другим.

Программное обеспечение для моделирования полета на вашем домашнем компьютере или персональном электронном устройстве также может помочь вам попрактиковаться в устранении различных неисправностей и сбоев. Некоторые из этих программ позволят вам настроить случайные сбои во время полета и позволят вам испытать их, как в реальном полете.

Одним из самых больших преимуществ подобной практики является способность испытывать как внезапные, так и тонкие сбои, знакомиться с их ранними признаками и практиковать преодоление естественной человеческой тенденции к отрицанию («это не может происходить со мной») и рационализации («вероятно, это просто проблема датчика»).

Три ключа к успеху

Планируйте, что вы будете делать в чрезвычайных ситуациях. Для взлета знайте длину взлетно-посадочной полосы и рассчитайте расстояние ускорения/остановки. Также знайте, куда вы отправитесь, если не сможете вернуться в аэропорт вылета. Для многомоторных самолетов знайте свою лучшую скорость набора высоты с одним двигателем (Vᵧₛₑ). Это будет ваша целевая скорость полета после отказа двигателя.

Просмотрите свой план перед полетом. Профессиональные экипажи кратко описывают каждый взлет, заход и посадку. Вы должны сделать то же самое. Обзор того, что вы будете делать, прежде чем сделать это, может повысить вероятность своевременного и правильного ответа.

Практика с летным инструктором. Это лучшая подготовка к успешному реагированию на чрезвычайные ситуации.

ПАРТНЕРЫ АВИ