Приоритеты «РВС»
19.10.2018
В сентябре 2018 года «Русские Вертолетные Системы» приступили к выполнению санитарных миссий в Нижегородской области. Новый специально подготовленный медицинский вертолет «Ансат» Компании, полученный в рамках заключенного в декабре 2017 г. договора с ГТЛК, заступил на круглосуточное дежурство и начал доставлять в лечебные учреждения региона первых пациентов.
Сегодня «Русские Вертолетные Системы» реализует проекты развития санитарной авиации в 5 из 8 федеральных округов России. Белоснежные вертолеты «РВС» каждый день спасают жизни в Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах.
Эффективная и безопасная работа авиакомпании при настолько развитой географии, естественно, невозможна без привлечения специалистов, досконально знающих все местные особенности и обладающих обширным опытом работы непосредственно «на земле» в регионе присутствия.
Традиционно, при организации работы санитарной авиации в регионе, АО «Русские Вертолетные Системы» не просто предоставляет медицинские борта и экипажи, но фактически формирует целую экосистему региональной авиационной медицины, активно создавая новые высокотехнологичные рабочие места, повышая квалификацию сотрудников на местах и постоянно проводя тренинги, как для авиационного, так и медицинского персонала.
Компания не просто создает региональные представительства и координационные центры, но и ставит перед собой амбициозную задачу — построить единую современную службу санитарной авиации, заточенную под эффективное выполнение государственных проектов по повышению доступности санитарной авиации для широких слоев населения.
В «Русских Вертолетных Системах» считают, что одними из базовых элементов такой системы в Компании будут многофункциональные вертолетные центры оперативной медицины которые в дальнейшем должны стать основой межрегиональных хабов санитарной авиации. Первый подобный центр – «Курганский вертолетный центр оперативной медицины» — был введен в эксплуатацию специалистами Компании в феврале 2018.
Отличительные черты подобных центров – расположение в непосредственной близости от областных центров медицины катастроф, наличие многофункционального ангарного комплекса, позволяющего осуществлять не только базирование вертолетной техники, но и проводить ее техническое обслуживание, площадок, приспособленных для выполнения полетов санитарной авиации в круглосуточном режиме, а также мест дежурства и отдыха для летно-технического и медицинского персонала.
В сентябре этого года началась работа по созданию аналогичного центра в Нижнем Новгороде, который в будущем станет основой «Приволжского хаба санитарной авиации». В более отдаленной перспективе – ввод в строй Сибирского, Южного и Северо-Западного вертолетных центров.
Создание подобных центров позволит не только оптимизировать работу санитарной авиации и наземной медицинской инфраструктуры, повысить координацию на межрегиональном уровне, но и создать дополнительные высокотехнологичные рабочие места, сформировать региональные центры по подготовке местных квалифицированных летно-технических и медицинских кадров, внедрить систему эффективного взаимодействия служб санитарной авиации и экстренных служб регионов.
Как уже отмечалось выше, успешная реализация подобных масштабных планов развития объектов социальной инфраструктуры в регионах невозможна без тщательной подготовки соответствующих профессиональных кадров «на местах». В середине сентября специалисты авиационного учебного центра АО «Русские Вертолетные Системы» и ВЦМК «Защита» провели двухдневный интенсивный курс по подготовке авиамедицинских бригад территориального центра медицины катастроф. Группа медиков из 7 человек на территории ГБУЗ НО «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко» смогла ознакомиться с устройством медицинского модуля нового отечественного многофункционального вертолета «Ансат» и на практике смоделировать действия как при плановой транспортировке пациентов, так и экстренной эвакуации пострадавшего. В мероприятии также принимали активное участие представители ключевых медицинских учреждений области.
Одним из залогов успешного выполнения санитарной миссии является слаженная работа медицинского и летного экипажа – пилотам необходимо не только быстро и безопасно долететь до места эвакуации, забрать пациента и транспортировать его в соответствующее лечебное учреждение, но и быть постоянно на связи с медицинским персоналом, осуществляющим как мониторинг состояния пациента, так и, при необходимости, комплекс активных реанимационных или иных медицинских мероприятий.
По словам пилота-инструктора «РВС» Олега Моторного «вертолеты санавиации позволяют выиграть для больного драгоценное время, поэтому важно, чтобы действия пилотов, наземных служб и авиамедицинской бригады были согласованы на всех этапах экстренной эвакуации».
В ходе тренировок участники занятий отработали взаимодействие между медицинским и летным экипажем по радиосвязи. Также была отработана загрузка и выгрузка больных с учетом специфики различных типов заболеваний с применением специализированных технических средств, входящих в состав модуля вертолета и карет скорой помощи. Моделировались и многие другие ситуации, которые могут возникнуть как на земле, так и в полете.
Особое внимание на занятиях было уделено транспортировке грудных детей. Медицинский модуль вертолета позволяет разместить специальное устройство для перевозки новорожденных – кювезу. Это, фактически, специальный высокотехнологичный инкубатор с автоматическим поддержанием оптимальной температуры и подачей кислорода, который позволят безопасно и с минимальным стрессом транспортировать недоношенного, заболевшего или просто недостаточно окрепшего новорожденного. Каждая кювеза оборудована увлажнителем воздуха, а электронный блок управления в автоматическом режиме регулирует такие параметры, как температура, влажность и содержание кислорода для создания безопасной и комфортной среды для самых маленьких пациентов. Естественно, что в случаях перевозки новорожденных в состав медицинской бригады обязательно включают педиатра или неонатолога, прошедшего специальный тренинг.
Во время занятий медики отдельно отметили возросший объем рабочего пространства в сравнении с отечественными вертолётами предыдущего поколения и современными зарубежными аналогами «Ансата», что положительно сказалось на эргономике кабины, а также значительно повысило комфорт работы авиамедицинской бригады и самого пациента.
У санитарной авиации «Русских Вертолетных Систем» уже есть успешный опыт взаимодействия с Администрацией Нижегородской области и региональными экстренными и медицинскими службами – летом этого года, во время Чемпионата мира по футболу, медицинские вертолеты «РВС» стояли на дежурстве около нижегородских объектов, где проходили спортивные мероприятия.
Специалисты Компании не только провели анализ основных маршрутов следования и скопления зрителей, транспортных потоков, вводимых на время матчей ограничений и, на основании полученных данных, отобрали точки базирования, взлета/посадки вертолетной техники, а также оптимальные маршруты доставки пациентов в лечебные учреждения, но и провели комплексную работу по модернизации существующих и созданию новых объектов инфраструктуры санитарной авиации в Нижегородской области.
Вертолетные площадки при Нижегородской областной клинической больнице им. Н.А. Семашко и стадиона «Нижний Новгород» были оснащены специализированным светотехническим оборудованием, что позволило гарантировать круглосуточную доставку пациентов в крупнейшее медицинское учреждение региона. Благодаря тщательному подбору площадок базирования и дежурства, подлетное время от стадиона до лечебного учреждения составлялоо всего 5 минут. Помимо этого, в преддверии Чемпионата Мира специалисты медицинской службы «РВС» провели обучение группы из 20 сотрудников регионального центра медицины катастроф с учетом специфики использования санитарных вертолетов и сегодня медики НТЦМК квалифицированы для работы в авиамедицинских бригадах.
Для внешнего наблюдателя может показаться, что перевозка пациентов на вертолете по своей схеме не сильно отличается от перевозки на реанимобиле, но это не так – санитарная авиация не только требует наличие особых навыков у пилотов, но и у сотрудников медицинской бригады. Помимо этого существуют особые требования к оборудованию входящему в состав медицинского модуля, обусловленные, в первую очередь, мерами безопасности.
По словам Директора Нижегородского центра медицины катастроф Светланы Ермоловой, «подобные интенсивные занятия позволяют ответить на возникающие у медиков вопросы и подготовить экипаж вертолета к разным ситуациям, включая и нештатные, не допуская при этом промедлений, что в итоге повышает безопасность и качество выполняемых санитарных рейсов».
В то же время, создание современной службы санитарной авиации невозможно без развитой наземной технической инфраструктуры и высококвалифицированного персонала, обладающего соответствующими навыками. «Русские Вертолетные Системы» приступили к созданию сети круглосуточных специализированных заправочных пунктов для повышения оперативности реагирования и увеличения радиуса действия санитарной авиации.
Специализированная служба ГСМ Компании уже оснастила современным заправочным оборудованием вертолетные площадки Нижегородской областной больницы им. Семашко и центр дозаправки в городе Урень. Оба комплекса оборудованы современными светотехническими средствами и позволяют осуществлять не только взлет-посадку, но и заправку медицинских вертолетов 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В планах Компании в ближайшее время создать еще нескольких подобных объектов на территории региона.
Для организации бесперебойной и, что самое главное, безопасной работы службы ГСМ, специалисты авиационного учебного центра АО «Русские Вертолетные Системы» провели подготовку технических специалистов из числа жителей Нижегородской области. С новыми штатными сотрудниками Компании были проведены специализированные теоретические и практические занятия, в т.ч. и по устройству вертолетной техники, обслуживанию специализированного топливозаправочного комплекса и, конечно же, безопасности.
Немаловажным стоит отметить то, что создаваемая «Русскими Вертолетными Системами» инфраструктура и подготавливаемые специалисты формируют на многие годы основу для вновь создаваемой региональной санитарной авиации. По словам директора Нижегородского центра медицины катастроф Светланы Ермоловой в течение последний 10 лет возможность использовать воздушные суда для эвакуации больных в регионе практически отсутствовала и ситуация изменилась только в этом году.
Серьезность намерений региональных властей и дальше развивать санитарную авиацию подтвердил и.о. Заместителя Губернатора Нижегородской области Сергей Шевченко: «Санитарная авиация – реальная возможность в кратчайшие сроки госпитализировать человека, которому понадобиться медицинская помощь. Санавиация – не разовая акция, она продолжит и дальше работать для нижегородцев».