Про технологии дня грядущего

Вполне возможно, что искусственный интеллект станет основой новой смертоносной техники. Пока речь идет в основном об автономных системах, которые будут заменять или дополнять обычные вооружения. Распознавание целей, поиск противника – все будет происходить в фоновом режиме при минимальном участии бойцов с человеческим разумом. 

В настоящее время разрабатываются алгоритмы, позволяющие объединять использование пилотируемых и беспилотных боевых машин. Идея состоит в том, чтобы под рукой иметь «робота-ведомого», который будет способен проверять оборону противника на прочность, находить цели, вести разведку, нести на борту оружие и даже атаковать врага.

Наряду с принятием на вооружение в ряде стран систем быстрого распознавания источника артиллерийского и ракетного огня, тестируются и новые датчики идентификации и отслеживания вражеского огня из стрелкового оружия (HFD) с использованием искусственного интеллекта. Важность технологии была тут же отмечена финансовым курьезом: профильный комитет Конгресса США отказался финансировать закупку боевых машин пехоты Bradley, но выделил $100 млн. на новые разработки.    

Даже если обстрелы для тяжелых бронированных боевых машин не представляют угрозы, большое значение имеет быстрое определение местоположения противника. В настоящее время разработчики из армейского центра связи, электроники, исследований, разработок и инжиниринга (CERDEC) изучают инфракрасные датчики, предназначенные для определения «тепловой» сигнатуры, а также акустические с оценкой возможных алгоритмов применения.

Включение в алгоритм боевых автономных машин интеллектуального драйвера контратаки является фундаментальной задачей. Армия США развертывает систему целеуказания и наведения, которая называется «Общая дистанционно управляемая система вооружений» (CROWS). Подразумевается использование дистанционно управляемых боевых модулей, которые позволят атаковать врага из-под защиты брони. Такого же рода системы разрабатываются национальными ВПК для Народно-освободительной армии Китая и Российской армии.

Технологии рассматриваются в контексте применения искусственного интеллекта, который может быстро обрабатывать входящие данные датчиков для идентификации вражеского огня. ИИ также учитывает сопутствующую информацию и помогает сократить число ложных срабатываний.

Компьютер способен более эффективно систематизировать данные и выполнять ключевые функции, такие как выполнение контрольных карт или определение актуальных задач. Тем не менее, многие эксперты считают, что человеческое знание уникально для решения динамических задач со множеством переменных в режиме реального времени. Человек по-прежнему необходим.

За прошедшие годы было испытано несколько технологий обнаружения огня, которые были внедрены на вертолетах. Одна из них, которая прошла испытания в 2010 году, получила наименование GFAS. Встроенная в ударные вертолеты Apache Attack система использует инфракрасные датчики, а точное место источника вражеского огня вычисляется бортовым компьютером.

При всем сходстве, между технологиями, которые применяются в воздушном бою и наземных операциях, имеются различия. На земле больше движущихся объектов, поэтому рассматриваются возможности взаимодействия HFD и интеграции с системами активной защиты. Технология APS, которая в настоящее время оценивается на танках, использует датчики, технологию управления огнем и средства перехвата снарядов РПГ и ПТУР. Считается, что есть смысл в синхронизации возможностей HFD с APS для большей надежности определения места расположения противника. 

Преимущества такого типа взаимодействия многогранны. Учитывая, что РПГ, ПТУР и стрелковое оружие часто находятся в одной локации,  это значительно улучшает ситуационную осведомленность и возможности прицеливания.

Общая дистанционно управляемая система вооружений – это не только упомянутые датчики и обработка данных на борту. Это и дроны, управляемые с вертолета. США опробовали возможности Apache AH-64E с аппаратурой связи с БЛА Grey Eagle и Army Shadow в Афганистане. По официальным данным Пентагона, особенно полезной технология оказалась для поиска подвижных целей. В некоторых случаях дроны действовали на удалении в 100 км от базового вертолета. Есть и российская разработка. 

Первым аппаратуру связи с беспилотниками получит разведывательно-ударный Ка-52М. Пилоты смогут в режиме реального времени отслеживать передаваемое дронами изображение и в перспективе управлять их полетом. Технология позволит экипажу обнаруживать цели в тылу противника и наносить внезапные удары новыми дальнобойными ракетами, оставаясь вне зоны обнаружения. Предварительные и государственные испытания планируется завершить до конца 2022 года.

Сейчас в российских Вооруженных силах создается единое разведывательно-информационное пространство, которое объединит средства разведки и автоматизированного управления (АСУ) подразделениями всех родов войск. Обмен информацией поможет повысить эффективность боевых действий. Система указания целей будет единой и включит технические средства разведки стратегического и тактического уровня. Это космические спутники, радары ПВО, самолеты ДРЛО, вертолеты и беспилотники. 

Благодаря внедрению ИИ, АСУ сможет выделять силы и средства, оптимальные для решения разных боевых задач. «Умная» система поможет подобрать подходящие боеприпасы, рубежи для нанесения удара, а при необходимости, изменит полетное задание.

Подобные и более мелкие БЛА скоро станут общевойсковыми. Их уже закупают миллионами. Реализуется еще одно, совсем футуристическое решение, которое пошло уже в серию. FLIR Systems выиграла дополнительный контракт на сумму $20,6 млн. от Армии США на системы персональной разведки Black Hornet 3 (PRS). Крошечные БПЛА будут поддерживать возможности наблюдения и разведки на уровне взводов и небольших подразделений.

Чрезвычайно легкий, почти бесшумный и имеющий время полета до 25 минут карманный компьютер Black Hornet передает живое видео и статические изображения высокой четкости в реальном времени. Устройство скрытно обеспечивает высокий уровень ситуационной осведомленности и преимущество на поле боя. Поставки начнутся в конце этого года.

Соответственно, будет меняться все железо, вся техника сопровождения. Станет больше пилотируемых и беспилотных eVTOL. ВВС США уже планирует закупить не менее 30 гибридных и полностью электрических VTOL для различных задач. 

В апреле этого года в течение недели американские ВВС проводили виртуальное развертывание Agility Prime. Благодаря этому, инициатива вышла за рамки государственных контрактных норм и дала возможность коммерческому сектору принять участие в разработке современных гибридных и полностью электрических БЛА для военных.  В рамках тендера, который открыт для всех желающих вплоть до 2025 года, ВВС ищут  «исключительно дешевое в эксплуатации и простое в пилотировании средство», не требующее настоящих пилотов. 

Военно-воздушные силы делают ставку на то, что eVTOL могли бы выполнять различные миссии с меньшими затратами, с большей безопасностью и сниженной шумностью. Предполагаемые транспортные средства должны уметь делать то, что в настоящее время делают пилотируемые вертолеты и самолеты, но более гибко и экономично.

Предполагается сотрудничество с компаниями, задействованным в создании модных средств городской мобильности. Военные хотят купить те же машины, которые их инвестиции сделают доступными на внутреннем коммерческом рынке. Однако производители должны показать, что у них есть производственные линии с цепочками поставок, которые могут масштабироваться на национальном уровне.

Несмотря на то, что особых требований к промышленности быть не должно, ВВС начали публиковать предъявляемые требования к eVTOL, которые они будут спонсировать. Первая зона интересов (AOI-1) – транспортное средство, способное перевозить от четырех до пяти пассажиров или эквивалентный груз. Вторая (AOI-2) – меньшее транспортное средство на одного или двух пассажиров или эквивалентным весом груза, с дальностью около 20 км, скоростью более 80 км/ч и продолжительностью полета более 15 минут.

AOI-3 предусматривает грузовой самолет, не обязательно предназначенный для перевозки пассажиров. Максимальный взлетный вес должен быть более 600 кг, полезная нагрузка – более 225 кг, дальность полета – 320 км и более, скорость полета – свыше 185 км/ч, продолжительность полета – 100 минут. Во всех трех категориях ВВС хотят увидеть первый полет полномасштабного прототипа до 17 декабря 2020 года. 

Американские ВВС обязуются провести проекты-победители через сертификацию ФАУ, НАСА, министерство транспорта, другие правительственные и регулирующие органы.

COVID-19 не ослабил энтузиазм американских ВВС в отношении eVTOL, которые разрабатываются для коммерческого применения и которые потенциально могут использоваться для логистических и других военных задач. 

Это подтвердил виртуальный запуск инициативы Agility Prime, нацеленной на ускорение развития коммерческого сектора eVTOL. В рамках мероприятия ежедневно демонстрировалось четыре часа видеоконтента в прямом эфире, что уже назвали «первой в мире виртуальной выставкой летающих автомобилей». Всего участвовало около 50 компаний, разрабатывающих eVTOL.

Agility Prime стремится привлечь значительные частные инвестиции на развивающемся рынке eVTOL для закупки платформ воздушной логистики при существенной экономии для бюджета. Разработчики выиграют, получив в краткосрочной перспективе доступ к военным полигонам и другим ресурсам с возможностью продавать транспортные средства ВВС уже в 2023 году. 

Виртуальный запуск завершился представлением грузового беспилотника Sabrewing Rhaegal-A – первого ЛА, предназначенного для испытаний в рамках Agility Prime. Разработчик получил двухлетний контракт на сумму $3,25 млн. с целью дальнейшего развития гибридно-электрического аппарата. В том числе, способности работать без покрытия GPS и использования в качестве автономной платформы для эвакуации пострадавших.

Достойный пример государственно-частного партнерства, но военное ведомство пока не выделяет достаточно средств для ускорения процесса. Возможно, он руководствуется логикой, что хороший коммерческий проект не нуждается в дополнительной поддержке.

ПАРТНЕРЫ АВИ