Реализованный «Центром АНОП» и «Хэдс» проект маркировки дронопортов может стать всероссийским стандартом
07.08.2025
Новый шаг к формализации беспилотной авиации в России
Входящие в Ассоциацию Вертолётной Индустрии компании «Центр АНОП» и «Хэдс» разработали проект маркировки для обозначения дронопортов в Российской Федерации.
Дронопорт — это юридически оформленная и физически существующая площадка для взлёта, посадки и управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). До настоящего времени таких площадок в стране официально не существовало, а запуск дронов осуществлялся с аэродромов, вертолетных площадок и других объектов без нормативного статуса.
Первый дронопорт в России — аэродром «Пушистый»
Первым аэродромом в России, который внедрил предложенную маркировку, стал аэродром «Пушистый» на Сахалине. Пока это единственный объект, официально обозначенный как дронопорт.
«Центр АНОП» и «Хэдс» разработали унифицированное обозначение с символом “D”, которое может наноситься на взлётно-посадочную площадку. В проекте представлены уточнённые геометрические характеристики элементов, а также рекомендации по нанесению. За основу проекта маркировки принято новое обозначение дронопортов из сборника Аэронавигационной информации РФ (AIP RF).
— До «Пушистого» дронопортов в стране не было. То есть запуск БПЛА мог осуществляться хоть откуда — с аэродромов, аэропортов, посадочных площадок. Но называть их дронопортами было неправомерно. Мы провели масштабную работу, которая основывается на понимании, что запуск дронов — часть авиации в полном смысле слова, независимо от того, пилотируем аппарат или нет, — отметил Дмитрий Третьяков, руководитель аэродрома «Пушистый».
Перспектива внедрения стандарта по всей стране
Комитет АВИ по посадочным площадкам и наземному обслуживанию с 2021 года работает по вопросу необходимости стандартов проектирования и строительства посадочных площадок различного назначения и видит необходимым издание соответствующих ФАПов, позволяющих классифицировать, создавать и эксплуатировать такие объекты наземной авиационной инфраструктуры с использованием самых современных подходов, способствующих повышению безопасности полетов, в том числе при совместном использовании воздушного пространства пилотируемыми и беспилотными воздушными судами.
Наработки и подходы комитета АВИ стали основой инициативы и разработки предложений, интегрирующих определение понятия дронопорт и систему маркировки такого инфраструктурного объекта в Воздушный кодекс и федеральные авиационные правила.
В настоящий момент инициатива масштабирования стандарта на федеральном уровне «Центром АНОП» и «Хэдс», совместно с «Аврора-БАС», представлена губернатору Сахалинской области Валерию Лимаренко и авиационным властям Российской Федерации для рассмотрения необходимости внесения соответствующих изменений в авиационное законодательство.
В мировой практике уже утвержден ряд регулирующих документов для наземной инфраструктуры БПЛА различных типов, примеру, международный стандарт ISO 5015-2 или стандарт для вертипортов от WTO TBT F3423/F3423M-22. Предстоит решение этого вопроса и России, но пока же, несмотря на массу проектов, ничем не утверждены классификация, названия и определения объектов инфраструктуры, нет технических и эксплуатационных требований, что, с каждым новым шагом, становится все более серьезным препятствием развития нового сектора вертикальной авиации, начиная с проектирования новых типов и заканчивая пересмотром транспортной стратегии страны.