Результаты «Heli-Expo 2011»: кризис вертолетам не помеха

Россия уверенно интегрируется в мировое вертолетное сообщество

 С 5 по 8 марта в Орландо (штат Флорида, США) состоялась 63-я ежегодная специализированная выставка-конференция Международной вертолетной ассоциации «Heli-Expo 2011». Традиционно это одно из самых важных событий мировой вертолетной индустрии охватывает практически все аспекты этой отрасли: собственно вертолеты; двигатели; аккумуляторы; комплектующие и запчасти; бортовое и радиоэлектронное оборудование; топливо и топливные баки; аэродромное оборудование и многое другое.

 По количеству экспонентов и посетителей Heli-Expo по праву именуется самой крупной и престижной выставкой в мире вертолетостроения. Несмотря на негативные последствия мирового финансового кризиса, в этом году в Heli-Expo приняли участие более 600 компаний (в прошлом – около 500), разместивших свои экспозиции на павильонах общей площадью 93 тыс. кв. м. (в прошлом – около 20 тыс. кв. м.). На выставке побывало более 18 тыс. посетителей из около 100 стран мира, что свидетельствует о значительном возрастании общественного интереса к Heli-Expo за последние пять лет.

 На статических стоянках «Heli-Expo 2011» демонстрировалось 65 вертолетов различных типов. Свои экспонаты выставили как американские, так и другие ведущие мировые производители. В рамках выставки проведены 21 конференция и 23 семинара для специалистов вертолетной отрасли. При этом все основные события Heli-Expo напрямую транслировались через интернет. Также в ходе выставки состоялось награждение номинантов премии «Salute to Excellence», присваиваемой Международной вертолетной ассоциацией.

В ходе презентации своей экспозиции европейский концерн Eurocopter приоткрыл завесу над разработкой нового двухмоторного вертолета EC145 T2. Машина будет оснащаться двигателями Arriel 2E производства компании Turbomeca, хвостовым ротором типа фенестрон, новой цифровой авионикой и 4-степенным автопилотом. Компания сразу получила 17 заказов на эту модель. Первые поставки намечены на 2013 год.  В дополнение к этому, Eurocopter раскрыл преимущества новой линейки моделей, куда входят AS350, EC135, AS365/AS565 и AS332. Вертолеты получат двигатели Turbomeca Arriel 2D с системой электронного управления FADEC и регистратором параметров работы.

Канадская компания Pratt & Whitney Canada сообщила о поставке двигателя PT6C-67E для второго испытательного вертолета EC175. Двигатель создан по новым технологиям, без примесей кадмия и хрома. Камера сгорания выполнена таким образом, что обеспечивает быстрый и более надежный запуск и низкий уровень эмиссии. Мотор оснащен двухканальной системой FADEC и, по заверениям производителя, будет самым экономичным и надежным в классе. Также сообщается, что вертолет в такой конфигурации будет сертифицирован в следующем году, а первые поставки следует ожидать уже в 2013-м. В ходе выставки российский перевозчик UTair разместил твердый заказ на приобретение 15 единиц ЕС175. Вертолеты будут поставлены на протяжении 2013-2014 годов.  

Американское подразделение Eurocopter выставило компактный тренажер вертолета AS350 B3, произведший фурор среди пользователей моделей AS/Ecoreuil. Устройство, доработанное компанией Indra Systems, названо тренажером нового поколения и предназначено для использования вместе с комплексным симулятором, который находится в штаб-квартире компании в Grand Prairie (штат Техас, США). Тренажер позволяет выполнять тренировки летного и наземного персонала с применением современных компьютерных технологий.

На выставке был заключен контракт на поставку семи легких однодвигательных AS350 B3 для американской компании Air Medical Resource Group. Это первая поставка модели в США. Вертолет имеет мощный двигатель Turbomeca Arriel 2D с системой FADEC. Сообщается, что этот мотор может работать на взлетном режиме до 30 минут. Имеется возможность установки фильтра на ВНА. Сертификация модели намечена на середину, а поставки – на конец этого года.     

Американский вертолетостроитель Sikorsky Aircraft показал на «Heli-Expo 2011» обновленный средний транспортный вертолет S-92. В общей сложности машина прошла 21 доработку, получив в том числе сдвоенные приемники систем точного инструментального захода LPV с функцией WAAS, новое освещение в кабине, позволяющее использование очков ночного видения, дополнительные встроенные топливные баки, новые пассажирские кресла, более мощные стеклоочистители, новые магнитофон и самописцы параметров полета. Вертолет оснащается системой автоматического управления полетом SAR AFCS, приспособленной для выполнения аварийно-спасательных операций. Стало известно о получении сертификата категории А для модели S-92A, позволяющего ее эксплуатацию на малых высотах вблизи площадок, расположенных в густонаселенных районах.

Компания Sikorsky Aircraft также сообщила о подписании контракта на поставку ангольской компании SonAir Servico Aereo (подразделение Национальной нефтяной компании Анголы) шести S-76C++.  В то же время на вторую половину 2011 года намечена поставка пяти таких машин компании Milestone Aviation Group Limited. Кроме того подписан контракт на поставку одного S-76C++ в Индию. Вертолет вооружен более мощным двигателем Turbomeca Arriel 2S2, барьерным фильтром ВНА и обладает пониженным уровнем шумов благодаря новой коробке приводов. С 2012 года компания намеревается начать поставки новой модели S-76D с полностью композитным ротором и двигателями PW210S производства Pratt & Whitney Canada. Вертолет будет оборудован системой активного подавления вибрации и интегрированной авионикой Thales с автопилотом, к слову, также выставленной на показ в Орландо. Сертификация новой модели Федеральной авиационной администрацией США запланирована на конец текущего года.

Другой американский производитель Bell Helicopter в первый же день выставки получил заказы на три 407GX, три Bell 429 и семь Bell 412 (один в VIP конфигурации будет поставлен в Индию, шесть – в Индонезию). Компания показала новую модификацию, вертолета Bell 407 AH, который способен решать целый спектр задач  по обеспечению деятельности правоохранительных органов, пограничных и служб береговой охраны.

Европейский концерн AgustaWestland представил свою новинку – многоцелевой легкий двухдвигательный вертолет AW169, созданный с широким применением композитов. Ударопрочная конструкция кабины и салона рассчитана на 8-10 пассажиров (или двое носилок) и способна выдержать взрыв двигателя. Новая аэродинамика винтов позволяет добиться низкого уровня шумов. В качестве силовой установки выбран двигатель PW210 от Pratt & Whitney Canada мощностью 800 л.с. Сертификация модели запланирована на 2014 год. В планах производителя поставить около 1000 таких машин на протяжении ближайших 20 лет.

Также компания AgustaWestland сообщила о получении сертификатов для среднего двухдвигательного AW139, позволяющих расширить выполнение оффшорных операций этими машинами. Теперь взлет и посадка вертолета разрешена с площадки диаметром всего 15 метров. Правительство Южной Кореи заказало два AW139 в конфигурации, предназначенной для тушения пожаров. Вертолет также способен выполнять аварийно-спасательные, медицинские и транспортные миссии. Поставки намечены на 2012 год. Японцы также заказали восемь вертолетов AW139 для МЧС и береговой охраны. Португальский оператор OMNI Group подписал контракт на поставку трех AW139, а канадская VIH Aviation Group Ltd купила сразу десять AW139, оснащенных двигателями Pratt & Whitney Canada PT6C-67. Компания, строго следующая своей стратегии укрепления связей с клиентами, сообщила о возобновлении работы сервисного центра в Филадельфии, способного выполнять все виды ремонтных работ на AW139.   

Кроме того, AgustaWestland подписала контракт с Министерством обороны Великобритании на постройку тренировочного центра для пилотов AW159 Lynx Wildcat королевских ВМС. Также стало известно о поставке однодвигательного AW119Ke в Чили. Вертолет предназначается для корпоративного использования.

Одной из особенностей выставки «Heli-Expo 2011» стало активное участие российских производителей под общей эгидой вертолетостроительного холдинга «Вертолеты России». Чем же пытались привлечь внимание международного вертолетного сообщества российские разработчики? Прежде всего, это варианты среднего многоцелевого вертолета Ми-8/17, средний Ка-32А11ВС, легкий вертолет Ми-34С1 и многоцелевой Ка-226Т.

На сегодняшний день Ми-17 проходит серьезную модернизацию. На его базе создается вертолет Ми-171М, на котором планируется внедрить более 80 инноваций. Вертолет будет оснащен новой более мощной силовой установкой ВК-2500, вспомогательной силовой установкой с возможностью запуска на высотах до 6000 м, модернизированными главным редуктором, автоматом перекоса, втулкой несущего винта, трансмиссией, а также композитными лопастями несущего винта и Х-образным рулевым винтом. Предполагается, что проведение всех работ, летные испытания и сертификация модели будут закончены до конца 2013 года.

Ка-32А11ВС уже имеет сертификаты летной годности в различных странах Азии, Америки и Европы. Машина успешно демонстрирует свои возможности в борьбе с пожарами. Особенно в горной местности и на верхних этажах высотных зданий с использованием оборудования для горизонтального пожаротушения. Вертолет также активно применяется для транспортировки грузов на внешней подвеске и в качестве крана для монтажа сложных высотных конструкций.

На территории Северной Америки Ка-32А11ВС уже используются канадскими компаниями для транспортировки древесины с лесоразработок в труднодоступной и горной местности. Канадцы признают высокую надежность и эффективность этой машины, налетавшей за последние годы тысячи часов без капитального ремонта.

Уже несколько сезонов подряд Ка-32А11ВС используются в Чили и Мексике, вертолеты активно применяются для развития инфраструктуры промышленных объектов Бразилии и Перу, а в 2000 году эти машины были переброшены в Северную Америку, где использовались для тушения лесных пожаров на территории Канады и США.

На выставке была представлена новая версия легкого вертолета Ми-34С1, находящегося в завершающей стадии разработки. Первый показ вертолета в воздухе запланирован на середину 2011 года. Также публике был показан многоцелевой вертолет Ка-226Т с соосной схемой расположения несущих винтов и двумя газотурбинными двигателями Arrius 2G1 от французской компании Turbomeca и российским редуктором ВР-226Н. В такой комплектации вертолет способен безопасно выполнять полет даже на одном работающем двигателе. Ка-226Т предназначен для проведения специальных операций, в том числе и в условиях высокогорья. Кроме того, это один из наиболее экологически чистых вертолетов в своем классе. 

В ходе «Heli-Expo 2011» поставщики услуг и разработчики различных систем экспонировали широкий спектр технических достижений и желание продвинуть свою продукцию на американский рынок. В частности, компания Curtiss-Wright Corporation сообщила о заключении контракта с Sikorsky Aircraft на разработку и поставку электронных блоков слежения за положением лопастей и компьютеров, предназначенных для установки на тяжелых CH-53K, которые стоят на вооружении в Корпусе морской пехоты США. Стоимость контракта – примерно $16 млн. В свою очередь, Rockwell Collins объявила об окончании работ по установке системы авионики Pro Line 21 на вертолеты Sikorsky S-61. Кроме того, эта машина получит новый радар TWR-850 с функцией определения очагов турбулентности. 

Крупнейший поставщик ремонтных услуг, компания Jet Support Services, Inc. (JSSI), объявила о новой программе для вертолетов Eurocopter EC135 и EC 145, которая охватывает обслуживание двигателей Turbomeca Arrius 2B2 и Pratt & Whitney Canada PW206B2. С конца текущего года эта программа включит полное сервисное обслуживание конструкции этих машин.

Компания Garmin International Inc сообщила о создании  системы авионики G1000H, специально предназначенной для вертолетов, которая существенно отличается от своего предшественника – G1000.  С помощью системы синтетического видения HSVT пилоты смогут наблюдать реалистичную 3D-картинку на дисплеях вне зависимости от погодных условий. Система HTAWS обеспечит пилотов необходимой графической и аудио- информацией в случае угрозы столкновения с земной поверхностью или иными препятствиями. Первыми такую систему получат вертолеты Bell 407GX.

Французская компания Turbomeca известила о запуске новой линейки силовых установок Arriel 2+. Двигатели этой серии Arriel 2D, Arriel 2E и Arriel 2N предназначены для вертолетов AS350 B3e, EC145T2 и AS365 N3e. Производитель сообщает, что эти моторы будут просты в обслуживании и их использование позволит существенно снизить эксплуатационные расходы.

В рамках Heli-Expo состоялся «Русский час» — уже ставшая традиционной развернутая пресс-конференция руководителей российской вертолетной отрасли c американской прессой. Это главное место и время в году, когда западные специализированные издания могут напрямую пообщаться с ключевыми русскими ньюсмейкерами и услышать из первых уст о деятельности, достижениях и планах компаний вертолетной отрасли России.

Американцам было важно присутствие не только госчиновников и отраслевиков, но и руководителей российских вертолетных операторов – «UTair», «Вертикаль-T», «ПАНХ» и «Авиашельф».

Мамед Касумов, представитель UTair, описывая достижения вертолетного подразделения компании за последние годы, подвел итог: «Сегодня компания UTair Aviation превратилась в глобального оператора, и в этом качестве мы осваиваем вертолетную технику не только российского, но и западного производства». Авиапарк компании активно пополняется вертолетами Eurocopter, и на Heli-Expo был подписан контракт на приобретение 15 вертолетов EC175. Касумов также отметил, что компания ведет переговоры о поставках техники с AgustaWestland и Robinson Helicopter. UTair имеет дочерние подразделения в Европе, Южной Африке, Индии и Перу, годовой оборот которых превышает 1,5 млрд долларов США.

Компания «Вертикаль-Т» также является глобальным оператором, и, по словам заместителя генерального директора Людмилы Бараней, в настоящее время изучает возможности развертывания деятельности на Аляске, в Австралии, Индонезии и Латинской Америке. Парк машин компании насчитывает 25 вертолетов, включая Ми-26.

«Вертикаль-Т» заслужила особую репутацию в США после спасения вертолетов CH-47 Chinook и Super Puma, сбитых в Афганистане. Бараней сказала: «После спасения Chinook мы получили персональную письменную благодарность президента Обамы».

Виктор Аксютин, генеральный директор компании «Авиашельф», созданной в 1998 году для поддержки проектов газодобычи на о. Сахалин на восточном побережье России, в настоящее время также обеспечивает перевозку грузов в удаленные регионы с выполнением операций по ликвидации аварий, поисково-спасательных работ, а также по локализации лесных пожаров. Главный акционер компании – оператор вертолетов Ми-8 МТВ-1 и Ми-8T – Bristow Group.

Олег Худоленко, заместитель гендиректора компании «ПАНХ», посвятил свое выступление несовершенствам российского авиационного законодательства и отметил необходимость принятия поправок в только что принятые правила, потребность в которых показал опыт работы с международными стандартами. «После принятия этих документов возникли проблемы, – заявил он. – Некоторые из положений не отличаются высоким качеством, но этих проблем можно было бы избежать, если бы у нас был диалог с международными коллегами на этапе принятия документов».

Худоленко также предложил западным производителям вертолетов, которые планируют сбыт своей продукции в России, активнее развивать работу в области технического обслуживания и сервиса, что станет залогом лучших продаж.

Европейские производители вертолетов уже движутся в этом направлении. На пресс-конференции гендиректору компании AgustaWestland Джузеппе Орси была вручена почетная медаль АВИ за вклад в российскую вертолетную промышленность и конкретно за учреждение совместного предприятия по сборке вертолетов AW139, которое компания организовала совместно с корпорацией «Оборонпром», которую на «Русском часе» представлял ее руководитель Андрей Реус. Пуск завода планируется на будущее лето. «Мы не единолично владеем секретом обеспечения конкурентоспособности и всегда открыты для сотрудничества, – сказал Орси, принимая награду. — Российский рынок чрезвычайно важен для нас, и мы планируем производство нашей «царской драгоценности» – 139-го – на совместном предприятии в России».

Москвич Михаил Фарих в своем выступлении представил перспективы частного вертолетного пилотирования в России. «После распада СССР многие аэродромы закрылись. У нас 9 часовых поясов и всего 338 аэродромов», – сказал он, отметив крайний недостаток посадочных площадок для самолетной авиации. «Поэтому, я считаю российский рынок полностью открытым для вертолетов»

Для России «Heli-Expo 2011» стала важным этапом в налаживании начало более тесного сотрудничества между российской Ассоциацией вертолетной индустрии (АВИ) и Международной рабочей группой по безопасности полетов вертолетов (IHST), Международной вертолетной ассоциацией, Федеральной авиационной администрацией США и Европейским агентством по авиационной безопасности, Все это сигнализирует о растущем признании работы АВИ и возможности быстрой интеграции российских структур в мировое вертолетное сообщество.

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ