Robinson R44

О вертолете


 

В 1970-х гг. газотурбинные вертолеты начали интенсивно вытеснять поршневые в нишах вместимости от пяти человек и выше. Газотурбинная силовая установка выглядела привлекательнее как более легкая по массе и простая в эксплуатации. Парк легких вертолетов быстро пополнялся 5-местными газотурбинными Hughes 500 и Bell 206 — вертолетами нового поколения с высокими ЛТХ. Производство успешных в 1950-60-х гг. поршневых 3-4-местных Bell 47 и Hiller UH-12 было свернуто.

Постепенно стал образовываться разрыв между оставшимися на рынке недорогими 2-3-местными поршневыми вертолетами и дорогими 5-местными газотурбинными, в 1980-х гг., достигший размера пропасти (цены — $100 тыс. и более $500 тыс. соответственно). В образовавшийся разрыв и решил «направиться» Ф.Робинсон.

В 1986 г. он приступает к разработке 4-местного вертолета. В 1990 г. новая модель R-44 поднимается в небо и уже в 1993 г. выходит на рынок. Хорошая компоновка (2+2), межремонтные ресурсы 2000 час., высокая для легкого поршневого вертолета крейсерская скорость 209 км/час, низкий расход топлива 50 л/час и разумная цена $235 тыс. (1993 г.) привлекли покупателей.

В 1996 г. была сертифицирована амфибийная модель R-44 Clipper с поплавками. Для медиакомпаний в 1998 г. Robinson Helicopters выпускает «новостную» модель R-44 Newscopter. Вертолет оборудован: цифровой видеокамерой Ikegami HL-59WNA с х21 зумом на гироплатформе с круговым обзором; четырьмя мониторами, двумя микровидеокамерами и приемо-передающей аппаратурой. Цена R-44 Newscopter — $549 тыс. (2004 г.)

В 2000 г. появилась модернизированная модель R-44 Raven с гидроусилителем в системе управления цикличеким шагом, эластомерным подшипником ГШ рулевого винта и регулируемыми педалями пилота. С 2002 г. начат выпуск усовершенствованной модели R-44 Raven II с новой электросистемой 28В, 70А, с увеличенной площадью лопастей несущего винта и скругленными законцовками лопастей несущего и рулевого винтов. 

В 1997 г. R-44 стал первым поршневым вертолетом мира, совершившим кругосветный перелет. В 2002 г. R-44 Raven стал первым поршневым вертолетом, приземлившимся на Северном полюсе. Эти достижения явились подтверждением надежности и безопасности вертолетов R-44.

Выдающиеся ЛТХ R-44 уровня легких газотурбинных вертолетов, в три раза меньшая цена (R-44 — $250 тыс.; Bell 206BIII — $750 тыс.; середина 1990-х гг.) и в два раза меньшие прямые эксплуатационные расходы (R-44 — $105; Bell 206BIII — $190) сделали свое дело. К концу 1990-х гг. стал приходить в упадок рынок 5-местных газотурбинных вертолетов: некогда успешных Bell 206, Hughes 500 и нового европейского Eurocpter EC120.

С середины 1990-х гг. фирма Robinson становится крупнейшим производителем вертолетов в мире. В июне 2000 г. фирма Robinson выпустила свой 4000-й вертолет, в апреле 2005 г. — 6000-й. На сегодня выпущено более 7000 вертолетов Robinson.

Более вместительный R-44 постепенно обошел по продажам своего предшественника R-22. За 2006 г. было выпущено 652 R-44, что составляет более половины всех выпущенных легких (1-7-местных) вертолетов мира.

Говоря об успехе вертолетов Robinson, следует иметь в виду, что бум вертолета R-44 приходится на время взлета цен на нефть. Если на момент выхода R-44 на рынок (начало 1990-х гг.) доля стоимости топлива в прямых эксплуатационных расходах легких вертолетов составляла примерно 15% , то в 2000-х гг. она достигла 30%. Поршневой двигатель обеспечивает 25-30% преимущество в расходе топлива на крейсерском режиме перед газотурбинным двигателем. Поэтому в значительной мере успеху R-44 способствовала коньюктура цен на нефть. В другой ситуации R-44 возможно и не достиг бы такого успеха, а газотурбинные Bell 206, Hughes 500, ЕС 120 так легко не уступили бы ему рынок.

Как это не удивительно, но уровень техники вертолетов Robinson соответствует 1940-50-м гг. Конструктивно R-22 и R-44 во многом повторяют успешный (выпущено около 7000 экз.) в прошлом вертолет Bell 47 (1945 г) — двухлопастный несущий и рулевой винты на общем горизонтальном шарнире, ферменная конструкция фюзеляжа, полозковое шасси, кабина с обширным остеклением. Во втулке несущего винта использованы подшипников качения, а в лопасти несущего винта — стальной лонжерон с наконечником. Для силовой установки Ф. Робинсон выбрал поршневые двигатели разработки 1950-х гг. — Lycoming O-320/360/540, с уровнем техники 1930-х гг. Эти двигатели устанавливались и на Bell 47. 
Конечно, на вертолетах Robinson есть и оригинальные конструктивные решения. Это втулка несущего винта с тремя ГШ, необычная Т-образная ручка циклического шага, высокий вал несущего винта, заключенный в килевидный обтекатель и др.

Успех программ R-22 и R-44 можно объяснить талантами Ф.Робинсона как прагматичного инженера, здравомыслящего экономиста и менеджера. Вертолеты R-22 и R-44 отличают: высокая весовая культура; простота технических решений; выбор недорогих конструкционных материалов, конструктивных решений и технологий.

Рекордные продажи R-22 и R-44 демонстрирует знание Ф.Робинсоном рынка, ясное понимание нужд эксплуатанта и потребителя вертолетных услуг. Вертолеты Robinson максимально просты в эксплуатации. Уровень обслуживания между регламентами — на уровне обслуживания автомобиля. Достигнутые значения межремонтных ресурсов агрегатов вертолетов Robinson — 2200 часов — беспрецендентны для своего класса. Для обеспечения такого ресурса поршневому двигателю Robinson Helicopters использует переразмеренный двигатель с ограниченной мощностью. Так на R-44 установлен Lycoming O-540 (260 л.с.) с ограничением мощности 225 л.с.

Оборудование вертолетов Robinson хорошо продумано. На вертолетах установлен автомат поддержания оборотов несущего винта, управляемый контроллером (наподобие электронного блока FADEC газотурбинных двигателей), значительно разгружающий летчика в полете. После появления нареканий по нагрузкам и вибрациям на ручке циклического шага на R-44 был установлен гидроусилитель (R-44 Raven). Вертолеты оборудованы электрической системой запуска двигателя, имеют печку обогрева салона. По желанию заказчика вертолет R-44 может быть оборудован кондиционером.

Удержание цен своих вертолетов на предельно низком уровне в своем классе говорит о незаурядных способностях Ф.Робинсона как менеджера и руководителя фирмы. Более 10 лет цена вертолета R-44 в базовой комплектации не превышала $300 тыс. и только в последнее время поднялась выше. Это свидетельствует о низкой себестоимости производимой техники, высокой производительности труда и минимальных накладных расходах.

ПАРТНЕРЫ АВИ