«Русский час» на выставке Airshow China 2016 в КНР
08.11.2016
С момента полноценного становления отечественного вертолетостроения Китай стал одной из первых зарубежных стран, сотрудничество с которыми в области вертолетной индустрии было налажено в большом масштабе. На протяжении всей истории это сотрудничество планомерно развивалось, а сейчас готово выйти на новый уровень – такой тренд продемонстрировала международная выставка China International Aviation & Exhibition (Airshow China 2016) и состоявшийся в ее формате «Русский час».
Открывавший «Русский час» заместитель директора департамента развития бизнеса холдинга «Вертолеты России» Максим Андрианов, выразил уверенность, что многолетний опыт применения российских вертолётов в Китае и репутация российских машин вкупе с новейшими технологиями станут прочным фундаментом для реализации стратегических проектов между Россией и Китаем.
История поставок вертолетной техники российского производства в Китай уходит к середине прошлого века. После освоения в производстве Казанским вертолетным заводом (КВЗ) легкого Ми-1, вертолет начал поставляться в КНР. Ему на смену пришел Ми-4, который впоследствии под обозначением Harbin Z-5 производился по лицензии на китайском предприятии Harbin Aircraft Manufacturing Corporation, входящем в крупнейшую китайскую авиастроительную корпорацию AVIC. Также в страну поставлялись тяжелые вертолеты типов Ми-6 и многоцелевые вертолеты типа Ми-8/17.
Сегодня гражданскими операторами и вооруженными силами КНР успешно эксплуатируются вертолеты Ми-8/17, Ми-26ТС, Ка-28, Ка-31 и Ка-32А11ВС. Парк вертолетов российского производства в Китае составляет порядка 400 машин и имеет уверенный потенциал для дальнейшего роста. Именно поэтому в Китае был проведен «Русский час», который позволил лучше осветить вопросы применения вертолетной техники российского производства в КНР.
«Русский час» – это традиционное мероприятие по продвижению российского вертолетостроения на мировых рынках, организуемое Ассоциацией Вертолетной Индустрии (АВИ). Холдинг «Вертолеты России» регулярно выступает генеральным спонсором. Тема прошедшего в рамках Airshow China 2016 мероприятия – «Россия-Китай. Новые вертолеты – новые возможности» – полностью отражала актуальные веяния в сотрудничестве двух стран.
Для гостей мероприятия специалисты холдинга «Вертолеты России» провели презентации новых и модернизированных вертолетов российского производства.
В Китае был представлен легкий многоцелевой вертолет «Ансат». На «Русском часе» выступил ведущий инженер экспортно-технического отдела Казанского вертолетного завода (входит в состав холдинга «Вертолеты России») Марат Аюпов, который рассказал об особенностях этого нового вертолета, к которым относятся высокие летно-технические характеристики и низкие эксплуатационные расходы, безопасность и современное оборудование кабины пилотов, а также применение современных материалов в конструкции.
«Ансат» оснащается современными и экономичными двигателями Pratt & Whitney PW207K и отличается самым большим объемом грузопассажирской кабины в классе. Вертолет может применяться для пассажирских и транспортных перевозок, выполнения медико-эвакуационных полетов, полицейских задач и поисково-спасательных миссий.
В связи с развитием в Китае санитарной авиации, наибольший интерес вызвал «Ансат» в медицинской конфигурации. В этом варианте исполнения в состав оборудования машины входит легкосъемный медицинский модуль, способный вместить носилки и обеспечить мониторинг и поддержание всех жизненных функций пострадавшего на период транспортировки.
Михаил Карпушкин, заместитель управляющего директора Улан-Удэнского авиационного завода (входит в состав холдинга «Вертолеты России») по маркетингу, сбыту и ППО, рассказал на «Русском часе» про обновленный сертифицированный многоцелевой вертолет Ми-171, оснащенный двигателями «Климов» ВК-2500-03. Эти вертолеты хорошо известны в Китае и эксплуатируются в КНР в больших количествах.
Вертолет Ми-171 недавно получил обновленный сертификат от «Росавиации», который также валидирован в Китае. Эти вертолеты славятся по всему миру высокой надежностью, простотой обслуживания и эффективностью применения.
Новые двигатели ВК-2500-03, пришедшие на смену ТВ3-117ВМ, дают заслуженной машине ещё более широкие возможности: увеличение статического потолка и максимальной взлетной массы на всех высотах, повышение безопасности полета за счет большей мощности на чрезвычайном режиме. Для Китая особенно важно, что двигатели ВК-2500-03 более эффективны при полетах в горной местности на больших высотах и при высоких температурах. В конструкции вертолета применена новая цифровая система автоматического контроля.
Стоит отметить, что всего же в Китае эксплуатируется около 350 вертолетов типа Ми-8/17, которые вносят значительный вклад в обеспечение транспортной доступности удаленных регионов и поддержание безопасности. Большую роль эти вертолеты вместе с Ми-26ТС сыграли при ликвидации последствий разрушительных землетрясений в провинции Сычуань в 2008 и 2013 годах.
Региональный менеджер ПАО «Роствертол» (входит в состав холдинга «Вертолеты России») Татьяна Баранникова рассказала на «Русском часе» о самом грузоподъемном в мире вертолете Ми-26ТС, который способен поднять в транспортной кабине или на внешней подвеске до 20 тонн груза. Помимо транспортной, этот вертолет-рекордсмен предлагается в противопожарной конфигурации. Оснащенные водосливным устройством ВСУ-15А, такие вертолеты используются для тушения и локализации различного рода очагов возгораний. Водосливное устройство на внешней подвеске позволяет производить забор воды на режиме висения из любых водоемов, в том числе и мелководных, глубиной не менее 2 метров.
Примером эффективной работы противопожарного Ми-26ТС стала работа вертолета в провинции Хайлундзян, где в 2007 году на площади свыше 20 тыс. кв. м. горели реликтовые леса. Противопожарные работы велись в экстремальных условиях, связанных с низкой облачностью и постоянными атмосферными осадками. Основной задачей Ми-26ТС была доставка пожарных подразделений к месту непосредственного возгорания: вертолет в оперативные сроки доставил в район бедствия более 300 пожарных, которым удалось сначала изолировать огонь, а затем провести эффективную операцию по окончательной ликвидации очагов возгорания.
Летом 2010 года Ми-26ТС применялся для тушения пожара в горах Дасинаньлин. За день работы Ми-26ТС перевез 300 пожарных и осуществил сброс более 200 тонн воды на горящие деревья. Кстати, в 2016 году вертолет Ми-26ТС принял участие в тушении трех пожаров возле города Ханчжоу (провинция Чжэцзян), где проходил саммит «Большой Двадцатки». В ходе одного из пожаров, Ми-26ТС потушил горящий лес за два часа, вылив на огонь 120 тонн воды.
На сегодняшний день коммерческими и государственными компаниями Китая эксплуатируется четыре вертолета Ми-26ТС. Один вертолет Ми-26ТС находится в вертолетном парке компании QingDao Helicopter, еще три использует компания China Flying Dragon.
Недавно вертолет типа Ми-26Т был модернизирован разработчиком – Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля – в версию Ми-26Т2. Оснащенная новейшей авионикой, эта версия также предлагается «Вертолетами России» на международном рынке.
На «Русском часе» обсудили хорошо-зарекомендовавший себя в Китае средний многоцелевой вертолет с соосной схемой несущих винтов Ка-32A11BC. Такие вертолеты эффективно выполняют задачи в условиях плотной городской застройки, труднодоступной горной и лесистой местности, а также способны приземляться на палубы маломерных судов, площадки буровых платформ и на неподготовленную поверхность.
Вертолеты Кa-32А11ВС успешно применяются в Китае в интересах государственных и коммерческих операторов. Они используются компаниями Sino-Russian Helicopter Technology, Jiangsu Huayu General Aviation Company, Jiangsu Baoli Aviation Equipment Investment, Shandong General Aviation Services, CITIC Offshore Helicopter. Государственное океанографическое управление КНР и Управления общественной безопасности г. Шанхай и г. Ордос также используют Кa-32А11ВС.
Безусловно, ключевым элементом обеспечения эффективного применения вертолетной техники служит сервисная поддержка. Руководитель Департамента развития международного бизнеса стран Юго-восточной Азии холдинга «Вертолеты России» Сергей Петриков ходе «Русского часа» рассказал о планах развития системы послепродажного обслуживания в Китае.
По его словам, холдинг «Вертолеты России» ведет работу по введению электронной технической документации, авторизации существующих региональных центров технического обслуживания и ремонта и созданию новых. В перспективе холдинг планирует перевести эксплуатацию всех типов вертолетов на обслуживание по техническому состоянию.
Китайским операторам «Вертолеты России» предлагают проекты по модернизации имеющегося парка вертолетов, которая позволит значительно улучшить их эксплуатационные характеристики.
В целом, «Русский час» подтвердил высокий интерес со стороны китайских операторов к вертолетной технике российского производства. Так, одним из важных итогов выставки Airshow China 2016 стали договоренности холдинга «Вертолеты России» с китайскими компаниями Wuhan Rand Aviation Technology Service и Jiangsu Baoli Aviation Equipmen на поставку крупных партий вертолетной техники.
Китай станет первым иностранным оператором вертолета «Ансат» с гидромеханической системой управления. «Ансат» совсем недавно вышел на российский рынок: машина в медицинской версии впервые поступила в распоряжение Минздрава Республики Татарстан, а первым коммерческим оператором «Ансата» стала компания «Русские Вертолетные Системы».
Всего до конца 2018 года холдинг «Вертолеты России» планирует поставить в Китай порядка 20 вертолетов, среди которых Ми-171, Ансат, Ка-32.
Партнерство России и Китая в области вертолетной индустрии не ограничивается поставками вертолетов и их обслуживанием. Холдинг «Вертолеты России» и китайская корпорация AVIC реализуют совместный проект в области создания перспективного тяжелого вертолета для китайского рынка, который получил обозначение Advanced Heavy Lift.
«Русский час» на выставке Airshow China 2016 прошел с большим успехом: мероприятие собрало полный зал и продемонстрировало рост интереса со стороны китайских коллег к российскому вертолетостроению.
Благодаря удобному формату проведения и возможности получить информацию из первых рук, «Русский час» был и остается одним из самых заметных мероприятий по теме российского вертолетостроения за рубежом. Можно с уверенностью предположить, что это мероприятие обязательно получит продолжение в Китае вместе с развитием сотрудничества двух стран в сфере вертолетной индустрии.
Ранее «Русский час» проводился Ассоциацией Вертолетной Индустрий в США и во Франции в рамках выставок Heli-Expo и Paris Air Show соответственно, в этом году мероприятие состоялось в Австралии в рамках международной конференции по воздушному пожаротушению Aerial Firefighting Asia Pacific.