С конверсией по жизни

Военная техника, какая я бы она не была совершенной, со временем устаревает. Как правило, планеры еще имеют ресурс, который может пригодиться в народном хозяйстве. Боевые вертолеты снимаются с вооружения, дорабатываются, сертифицируются и отправляются на коммерческий рынок, где получают новую жизнь. Иногда удачные новые образцы сразу предлагается использовать в коммерции.

Самый наглядный пример, кстати, наш Ми-14. В конце 90-х на «Конверс Авиа» совместно с МВЗ им. М.Л.Миля проводило доработку Ми-14ПС и БТ для гражданского применения в транспортном, поисково-спасательном и пожарном вариантах. Опыт применения этой машины в ГА имеется и за рубежом. Фирма AEROTEC GmbH (Германия) по согласованию с МВЗ им. М.Л. Миля переоборудовала в противопожарные Ми-14БТ авиации бундесвера. Два из них попали в США, где предполагалось получение разрешения от FAA на полеты для тушения лесных пожаров в Калифорнии. Вертолеты были доработаны насосами с гидромоторами канадской фирмы AvCon и гидроблоками с самолетов-заправщиков КС-135В.

Есть более короткие цепочки, когда военный вертолет переделывают в служебный — медицинский или поисково-спасательный. Например, Black Hawk существует в специальной модификации HH-60M Medevac. Дело житейское.

Наши «восьмерки» переделывались многократно для любых служебных и специальных нужд. К примеру, четыре года назад МО Индии одобрило использование вертолетов Ми-17В-5 для перевозки особо важных персон, в том числе президента и премьер-министра. Как сообщалось, временная потребность возникла в связи с известным скандалом AW. Программа конверсии длительностью полгода должна была затронуть шесть машин. В долгосрочной перспективе рассчитывалось объявить новый тендер и закупить для этих целей другие вертолеты.

Мечи на орала

Но есть примеры и настоящей перековки бойцов в граждан. Взять хотя бы проект Subaru Bell 412EPX. Японцы собирались обновлять свой вертолетный флот Сил самообороны, а потом подумали и решили военную версию расширить до коммерческой.

В ходе крайней выставки в Фарнборо Bell и Subaru объявили миру о совместной работе над коммерческим вариантом Bell 412 EPI, получившим в 5 июля сертификат летной годности FAA как дополнение к сертификату 412 EPX. Замена UH-1J в наземных частях Сил самообороны этими машинам начнется в 2022 году, когда стартуют первые поставки. Вертолеты будут использоваться «для защиты островов и оказания помощи при бедствиях».

Subaru Bell 412EPX выигрывает от более прочной коробки приводов с сухим редуктором, увеличения внутренней полезной нагрузки до 12 200 фунтов и крутящего момента на 11% на скоростях ниже 60 узлов. Это обеспечивает операторам несомненный рост транспортных возможностей и эффективности работы. Когда коммерческий вариант станет доступным для клиентов во всем мире, Subaru и Bell не говорят, коротко охарактеризовав сроки «в будущем».

Еще один характерный пример уже целиком наш. Четыре-пять лет назад в СМИ появились сообщения о том, что Россия превращает ударные Ми-24/35 в летающие лимузины для военных. Как и его двоюродный брат Ми-8/17, серия российских Ми-24/35 имеет множество уникальных конфигураций. Тем не менее, одной из самых загадочных является демилитаризированная версия Mи-35МС, способная служить в качестве воздушного такси для военных VIP-персон.

Хотя Ми-24 изначально спроектирован с кабиной, она отличается весьма скромными размерами. Вариант не слишком подходит на роль кандидата на преобразование в VIP-транспорт, хотя новая модификация была замечена в феврале 2013 года на базе «Роствертола» в Ростове. Помимо измененной формы иллюминаторов можно было отметить новое оборудование в передней части фюзеляжа. Предполагается, что вертолет будет оборудован комплексами правительственной связи.

«Вертолеты России» объяснили явление столь загадочной модификации разработкой опытной машины для испытания комплексов связи и радиолокации. При этом, отмечалась установка новой система активной защиты от поражения средствами ЗРК с инфракрасной системой наведения. А подобные комплексы имеются на Ми-8 МТВ президентского авиаотряда.

Согласно западными источникам, у России есть как минимум четыре Ми-35МС, которые периодически уходят в небо с вертолетных площадок Кремля и недавно перестроенного МО. Не исключается, что они управляются российской пограничной службой или Министерством обороны.

Ми-35МС не имеет вооружения, но вид его ливреи не далек от военного. В том месте, где обычно висят ракеты, замечены дополнительные топливные баки и что-то напоминающее сигнальные ракеты. Вместо пушки под бородой имеется большой радарный обтекатель, за которым вдоль позвоночника вертолета кроется целый ряд самых разных антенн. Эта антенная ферма, по всей видимости, включает в себя большую установку спутниковой связи Радуга-МБ за главным ротором вертолета.

Интерьер этих уникальных вертолетов раскрывает современную и роскошную каюту, хотя она может вмещать лишь несколько человек. Как и другие VIP-вертолеты, у него есть дисплеи с плоскими экранами и спутниковый телефон. Диван может использоваться как кровать. В целом, похоже, что в кабине можно удобно разместить около пяти пассажиров.

Тем не менее, нужно задаться вопросом, почему Россия занимается конверсией Ми-35, когда Ми-8 для этих целей подходит намного лучше. Кажется, кому-то на вершине российского военного аппарата хочется, чтобы его воздушная колесница была не только комфортным, но и самым устрашающим транспортным средством в мире.

Ну а главным конверсионным типом всех времен стал S-55, который раньше других начали переводить в коммерческую эксплуатацию в новых модификациях или переводить на гражданку после списания.

Как и многие машины Сикорского, S-55 начинал свой путь военным вертолетом, а позже адаптировался к коммерческой службе. Разработка началась в 1946-м, а серийное производство в 1949 году. Гражданская сертификация коммерческой версии S-55 была впервые получена в 1952-м, а уже в июле 1953-го бельгийская Sabena открыла первую международную вертолётную линию. И трудился на ней S-55!

Время шло, а вертолет продолжал летать в новых ипостасях, с новыми пламенными сердцами и внутренностями. Британская Westland по лицензии построила более 400 таких машин для военного и коммерческого использования. На них летала королевская семья. Лицензионное производство S-55 было также налажено в Японии компанией Mitsubishi и во Франции компанией Sud-Est. В 1993 году Vertical Aviation Technologies начала разработку сверхтихого варианта S-55QT Whisper Jet. Через шесть лет машина с непривычным для нее пятилопастным винтом, новым мотором Allied Signal TSE 331-10 и модифицированной до неузнаваемости кабиной была сертифицирована. Многие их них еще эксплуатируются.

И еще один известный тип — Erickson S-64E Skycrane. Это вариант Sikorsky S-64, когда-то переданный Сикорским шведской частной компании для дальнейшей разработки и производства. Несмотря на свою более чем 50-летнюю историю, эти машины по-прежнему активно используются и сегодня. Хотя, в целом, конечно, более распространена обратная модель — милитаризация гражданских типов. Но это уже совсем другая история.

ПАРТНЕРЫ АВИ