Самолеты-амфибии для «пятого океана»

За столетие развития гидроавиации в нашей стране разработаны всемирно известные самолеты, характеристики которых подтверждены десятками мировых рекордов. Их создание закрепило за нашей страной лидерство в области гидросамолетостроения. Сегодня в России разрабатываются современные самолеты-амфибии, оборудование для которых создается и на предприятиях Ростеха.

Гидроавиация зародилась еще в начале прошлого века. За несколько десятилетий гидросамолеты прошли путь от фанерного поплавкового самолета до надежного транспортного средства.

Использование гидроавиации в нашей стране в XX веке началось по инициативе Морского Генерального штаба России. Военные моряки приложили немало усилий, чтобы подготовить авиаторов, приобрести новые гидропланы, а также организовать их строительство в России. Считается, что именно из-за этого в нашей стране процесс движения летательных аппаратов называется воздухоплаванием, небо – пятым океаном, а сама авиация – воздушным флотом, в котором используются такие морские термины, как «штурман» и «штурвал».

Основателем русской гидроавиации считается великий авиаконструктор и авиатор Игорь Сикорский, который впервые в мире смог поднять в воздух поставленный на поплавки двухмоторный самолет «Русский витязь» и четырехмоторный «Илья Муромец».

А в 1913 году в России появился первый в мире гидросамолет конструкции Дмитрия Григоровича. Это была летающая лодка М-1, которая успешно участвовала в Первой мировой войне.

Заметный вклад в развитие гидроавиации внес конструктор и историк авиации Вадим Шавров. Большую известность приобрел спроектированный им первый советский серийный самолет-амфибия Ш-2, который эксплуатировался до середины 1960-х годов.

Большую роль в развитии гидроавиации сыграл другой выдающийся советский конструктор – Георгий Бериев. Его первый деревянный гидросамолет МБР-2 поднялся в воздух в мае 1932 года и оказался очень удачным. В ЦКБ морского самолетостроения, которое возглавил Бериев, создали двухмоторную летающую лодку Бе-6, «летающее такси» самолет-амфибию Бе-8 и 35-тонный Бе-12, установивший 42 мировых рекорда. В 1983 году КБ разработало знаменитый реактивный самолет-амфибию А-40 «Альбатрос», на котором установлено 148 мировых рекордов. На его основе был создан Бе-200 – один из наиболее необычных и многоцелевых самолетов.

Базовая конфигурация самолета-амфибии Бе-200 предназначена для тушения лесных пожаров с воздуха, но она позволяет производить модификации для грузопассажирских перевозок, медицинских и поисково-спасательных операций. Самолет способен взлетать с земли и воды и по ряду летно-технических характеристик не имеет аналогов в мире.

Сегодня на ТАНТК им. Г. М. Бериева разрабатываются проекты будущих гигантских самолетов-амфибий со взлетной массой, превышающей 1000 тонн. Среди них перспективный самолет Бе-2500 «Нептун» – самый большой из когда-либо задуманных гидросамолетов.

Такие летательные аппараты смогут доставлять грузы и пассажиров на большие расстояния на высотах и скоростях, свойственных самолетам, используя при этом транспортную инфраструктуру существующих морских портов.

Также Бе-2500 можно будет использовать для доставки десантных подразделений быстрого реагирования, проведения спасательных операций на море, в процессе добычи полезных ископаемых в зоне шельфов и архипелагов. Кроме того, ожидается что Бе-2500 станет идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли.

Макет супергиганта Бе-2500 уже был представлен на международной выставке «Гидроавиасалон» в Геленджике. В этом году на экспозиции концерна КРЭТ можно будет увидеть макет-демонстратор кабины Бе-200, разработанной Научно-исследовательским институтом «Авиационное оборудование». КРЭТ отвечает за состав бортового оборудования на этом воздушном судне. Интегрированный комплекс бортового оборудования для Бе-200 разработал НИИ авиационного оборудования, входящий в состав концерна.

 

Холдинг «Авиационное оборудование» поставит c 2014 до конца 2015 года для самолета-амфибии Бе-200 новую технику на сумму около 43 млн рублей. Холдинг разработал электронный регулятор режимов ЭРРД-436 для турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436ТП. Агрегат относится к электронно-цифровой системе управления двигателем с полной ответственностью FADEC (Full Authority Digital Engine Control System) и предназначен для поддержания оптимальной работы авиадвигателя с минимальным расходом топлива. Сумма заказа ЭРРД-436 для самолета-амфибии составит более 8 млн рублей.

 

Кроме того, Бе-200 получит комплекты зажигания ПВФ-11-1 для воспламенения топливовоздушной смеси в камерах сгорания Д-436ТП, разработанные уфимским научно-производственным предприятием «Молния», а также разработанные блоки кислородного питания БКП-2-2-210, блоки кислородного оборудования БКО-5К, которые позволяют экипажу пользоваться кислородной маской даже при выполнении длительного полета, и кислородные маски для пассажиров МКП-1Т, которые имеют низкую массу и способны выдержать большое количество циклов нагружения избыточным давлением. Общая сумма поставки около 25 млн рублей.

В этом году Международная выставка и научная конференция «Гидроавиасалон» пройдет с 4 по 7 сентября на территориях испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г. М. Бериева и аэропорта Геленджик.

Ростех

 

Теги записи: , , , , , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ