Семинар «Новые технологии управления безопасностью полетов» 17 мая 2013
Организатор: Комитет по безопасности полетов Ассоциации Вертолетной Индустрии (КБПВ АВИ),
Модератор: В.С. Аксютин, руководитель Комитета по безопасности полетов АВИ, генеральный директор ЗАО СП «АК Авиашельф — Aviashelf»
Тематика докладов и презентаций была подобрана таким образом, чтобы участники семинара имели возможность получить информацию о современных управленческих и технических решениях, применяемых в вертолетной отрасли и направленных на повышение безопасности полетов.
Участниками семинара было представлено 11 докладов:
- Мэтт Зукарро, президент Международной вертолетной ассоциации (США). Тема доклада «Безопасность полетов — главный приоритет»; Аудизапись выступления.
- С.А. Поспелов, представитель МАК. Тема доклада «Анализ безопасности полетов в авиакомпаниях государств — участников „соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства“ в 2012 году».
- Ф.М. Мирзаянов, исполнительный директор АВИ. Тема доклада: «Управление безопасностью по Приложению 19 ИКАО».
- Д.А. Антропов, заместитель летного директора по безопасности полетов и качеству, OAO «Авиакомпания «ЮТэйр». Тема доклада: «Система управления безопасностью полетов в ОАО OAO «Авиакомпания «ЮТэйр».
- А.В. Аношин, заместитель генерального директора по безопасности полетов и качеству, ЗАО СП «Авиашельф». Тема доклада: «Презентация метода анализа рисков, рекомендованного Европейской группой по безопасности полетов коммерческой авиации (ECAST).
- В.В. Голованов, начальник отдела авиационных приводов, ФГУП „ЦИАМ имени П.И. Баранова“. Тема доклада: „Результаты разработки и применения аппаратно- программных средств контроля и диагностики агрегатов силовых установок вертолетов по сигналам вибраций“.
- Д.О. Попов, заместитель генерального директора по ИАС, ЗАО СП „Авиашельф“. Тема доклада: „Эксплуатация бортовой системы контроля и диагностики (БСКД-МДР) на вертолете Ми-8МТВ-1“.
- Ю.П. Чернышев, ведущий инженер ФГУП „ГосНИИАС“. Тема доклада: „Опыт использования АЗН-В и примыкающих применений в ходе проведения наземных и летных испытаний на вертолетах Ми-8МТВ-1 ООО „Авиапредприятие „Газпром авиа“ в районе полуострова Ямал“.
- Н.Д. Осипов, руководитель аналитической группы ФГУП “ ГосНИИ ГА». Тема доклада: «Статистика как инструмент управления безопасностью полетов вертолетов».
- Д.В. Сиваков, главный конструктор, ООО НИЦ «ИРТ». Тема доклада: «Применение волоконно-оптической системы для мониторинга конструкции вертолета».
- М.А. Ерусалимский, генеральный директор, ФГУП «Авиапромсервис». Тема доклада: «Автоматизированная информационно-аналитическая система ОАО «Вертолеты России».
Участникам семинара также был предложен в виде брошюры методический материал «Безопасность полетов вертолетов», подготовленный Консультативно-аналитическим агентством «Безопасность полетов».
В представленных докладчиками материалах нашли отражение современные направления дальнейшего развития методов управления безопасностью полетов, совершенствования авиационной техники и технологий производства полетов.
Безусловно, все доклады представляют большой интерес для специалистов отрасли, и каждый из них достоин отдельного обсуждения. К сожалению, в формате данного семинара не представилось возможным обменяться мнениями и обсудить идеи и предложения, содержащиеся в докладах, но АВИ предоставляет всем желающим возможность выразить свое мнение заочно, по адресу hia.pilot@gmail.com.
Состояние безопасности полетов вертолетов было охарактеризовано в докладах двух участников семинара. В анализе за 2012 г., представленном С.А. Поспеловым, в качестве основных причин авиационных происшествий с вертолетами указаны эксплуатационные ошибки, нарушения установленных правил полетов и отказы авиационной техники, а также даны восемь рекомендаций по повышению безопасности полетов, в числе которых внедрение СУБП в авиакомпаниях, эксплуатирующих вертолеты, совершенствование методов тренировки и проверки профессиональных качеств летного состава, совершенствование системы использования данных бортовых самописцев для повышения качества выполнения полетов.
В докладе Осипова Н.Д. представлена статистика, характеризующая безопасность полетов на вертолетах Ми-8Т и Ми-8 МТВ-1(АМТ). Статистика демонстрирует, что наиболее аварийным месяцем для этих вертолетов является июль, затем декабрь, ноябрь и март. Согласно приведенной статистике за период 1994-2012 гг, наработка на авиационное происшествие на вертолетах Ми-8Т неуклонно росла, в то время как на вертолетах Ми-8 МТВ-1(АМТ) она остается практически на одном уровне с 2003 года.
Ведущей организацией в мире по повышению безопасности полетов вертолетов является международная организация IHST (International Helicopter Safety Team), поставившая в 2006 году цель снизить аварийность на вертолетах на 80% в течение десятилетнего периода. Данная инициатива была поддержана Советом по авиации стран СНГ, в результате чего в 2012 году создан Координационный совет по безопасности полетов на вертолетах в СНГ (IHST-CIS). Как следует из доклада президента HAI, сопредседателя IHST М. Зукарро, теперь эта цель заменена на еще более амбициозную — полное отсутствие авиационных происшествий! Эта смена международных ориентиров требует осмысления и обсуждения как на уровне IHST-CIS, так и в рамках Комитета по безопасности полетов АВИ.
Актуальная тема внедрения и совершенствования систем управления безопасностью полетов (СУБП) была представлена в четырех докладах. Ф.М. Мирзаянов на основе содержания Приложения 19 к Чикагской конвенции подробно объяснил требования ИКАО по управлению безопасностью авиационной деятельности, включая роль и ответственность государства и авиационного комплекса. Им была также высказана мысль о том, что требования ИКАО к СУБП вертолетных компаний должны учитывать их особенности, заключающиеся в большом разнообразии видов работ, условий полетов, количества эксплуатируемых вертолётов, а также недостаточной их оснащенности. По этому поводу хотелось бы заметить, что эти особенности вполне вписываются в требования к СУБП, изложенные в РУБП ИКАО и в Приложении 19, и должны учитываться каждой авиакомпанией, эксплуатирующей вертолеты, при организации процесса управления рисками.
Участникам семинара была представлена СУБП авиакомпании ЮТэйр. Д.А. Антропов рассказал об истории создания СУБП, ее структуре, организации функционирования, методике оценки рисков, информационной системе.
Новая методика оценки эксплуатационных рисков в авиационных организациях была представлена А.В. Аношиным. Данная методика, рекомендованная ECAST, была разработана специалистами крупных авиакомпаний и предназначена в основном для оценки рисков летной эксплуатации, но она рассчитана также на применение и в авиационных организациях, не эксплуатирующих воздушные суда.
Новый подход к информационному-аналитическому обеспечению СУБП представлен в докладе М.А. Ерусалимского. Суть подхода состоит в создании централизованной системы, способной обеспечить оперативный автоматизированный многопользовательский обмен информацией между разработчиками, изготовителями и эксплуатантами ВС. Создание этой системы может стать важным интегрирующим элементов СУБП, существенно повышающим ее эффективность как на уровне авиационной отрасли, так и на уровне организаций.
Современные технические решения, направленные на повышение безопасности технической эксплуатации вертолетов, нашли отражение в трех докладах. В докладах В.В. Голованова, Д.В. Сивакова и Д.О. Попова была представлена бортовая система контроля и диагностики агрегатов силовых установок вертолетов по сигналам вибраций (БСКД — аналог HUMS), объяснены принципы ее работы, функциональные возможности, особенности эксплуатации, возможности расширения функциональных характеристик за счет контроля состояния элементов конструкции вертолета с использованием волоконно-оптической технологии.
Система АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение — вещательное) является современным техническим решением, значительно повышающим безопасность использования воздушного пространства. Результаты испытаний нового комплекса бортового оборудования АЗН-В представлены в докладе Ю.П. Чернышева. Система АЗН-В предназначена для обмена по УКВ — радиоканалу информацией о местоположении ВС по принципу «каждый с каждым» («борт-борт», «борт-земля», «земля-борт»). Навигационные данные формируются по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАCС и GPS. Проведенные наземные и летные испытания вертолетов Ми-8МТВ-1, оснащенных комплексом бортового оборудования АЗН-В, подтвердили заданные характеристики системы возможность ее использования для управления полетами.
Всего в семинаре приняли участие 126 человек.
Уважаемые коллеги и заинтересованные компании!
Для более успешной работы по теме мероприятия предлагаем направить свои предложения, отклики, замечания в адрес hia.pilot@gmail.com.