Sikorsky и Турция: сделка века на грани срыва?

Недавно развернувшийся спор между Sikorsky Aircraft и турецким секретариатом оборонной промышленности, может стать серьезной проблемой, осложняющей отношения между Турцией и США.  

Как известно, американская компания Sikorsky Aircraft победила итало-британскую AgustaWestland в тендере на поставку Турции первой партии из 109 многоцелевых вертолетов. Общая стоимость сделки оценивается в $3,5 млрд. Sikorsky Aircraft предлагает туркам T-70 Black Hawk (версия S-70 Black Hawk International), тогда как AgustaWestland выставляла на тендер TUHP 149 – турецкую версию A149.

Турецкие власти приняли решение в результате заключительного раунда переговоров с двумя конкурирующими компаниями, но стороны так и не подписали контракт в течение последующих 20 месяцев после оглашения итогов тендера, как это должно было быть согласно предшествующим договоренностям. По словам официальных представителей США, условия контракта требуют пересмотра.

Продажа третьим странам и передача технологий

До сегодняшнего дня Sikorsky Aircraft продала турецким военным сотни вертолетов Black Hawk и Seahawk. По информации американского посла в Турции Фрэнка Рикардоне, новый контракт предусматривает совместное производство более 600 вертолетов Black Hawk, большая часть из которых будет продана третьим странам. Правда, не называется, ни количество вертолетов, выставленных на продажу, ни каким странам они будут поставляться. Несмотря на то, что, по прогнозам экспертов, Турция к 2023 году должна войти в десятку самых развитых экономик мира, турки не хотят упускать своей выгоды и хотят взять по-максимуму с целью быстрого возвращения вложенных средств и действительно эффективного развития собственного вертолетостроения.

И вот именно здесь, начинаются серьезные разногласия с американцами по поводу передачи части технологий туркам и вовлечения большего числа турецких компаний в процесс производства. В планы Sikorsky Aircraft не входит передача всех своих технологий турецкой стороне. Американцы более заинтересованы в продаже готового продукта, что всегда дороже собственно разработки, пусть даже и лицензионной.Кроме того, первая партия предназначена исключительно для турецких клиентов – Армии, ВМС, ВВС и Командования спецоперациями Турции. Остальные машины будут распределены между департаментами полиции и пожаротушения.

Партнеры или конкуренты?

Видимо, турки хотят договориться уже сейчас о том, сколько вертолетов (из 600 предполагаемых к совместному производству) может быть поставлено за пределы Турции. Вопрос заключается в правах на производство, которые американцы хотят оставить за собой, и отсюда – и вытекающие права на доступ к технической документации, исходным кодам и т.д.

В этом аспекте надо учитывать, что на пятки Sikorsky Aircraft наступают AgustaWestland и Boeing, которые могут предложить более выгодные условия. Так, в дополнение к многоцелевым вертолетам S-70, в Турции уже налажено совместное с AgustaWestland производство ударных вертолетов T129. На первом этапе будет построено 60 машин, а первые поставки турецкой версии A129 Mangusta запланированы на конец текущего года. Кром того, Турция подписала контракт стоимостью $400 млн. с компанией Boeing на покупку шести тяжелых вертолетов CH-47D.

Создается впечатление, что у турков есть выбор: если отношения с Boeing вряд ли приведут к чему-то грандиозному, то AgustaWestland готова пойти на компромисс, тем более, что компания может предложить свои собственные многоцелевые машины.

Таким образом, характер спора турецких властей с Sikorsky Aircraft не может быть понят с первого взгляда. Скорее всего, он может быть связан с потенциальными покупателями «турецких Черных ястребов» и передачей соответствующих технологий. Тем не менее, этот вопрос уже перерос уровень американо-турецких межкорпоративных споров и поднимается на уровне отношений между оборонными ведомствами двух стран. При этом следует отметить, что американцы для решения возникшего диспута пытаются применить экономическое давление на турков путем привлечения других промышленных гигантов, присутствующих на турецком рынке, а именно: Bell Helicopter, Boeing, General Electric, Northrop Grumman и др.

Так или иначе, а бизнес есть бизнес. И не исключено, что в процессе принятия решения Анкара будет учитывать не только экономические, но и возможные политические дивиденды, особенно в это неспокойное для Ближнего Востока время…

ПАРТНЕРЫ АВИ