Sikorsky S-61

О вертолете


Его называют почтенным, древним и даже престарелым «Морским королем». А все потому, что этот вертолет стал настоящим генератором воздушных неудач — возгораний, остановок двигателя с последующим затоплением.

Вертолет был разработан американской фирмой Sikorsky Aircraft по контракту с ВМФ США от 24 декабря 1957 года. Контрактом предусматривалось создание двухдвигательного вертолета-амфибии с большим радиусом действия, предназначенного для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника, а также для проведения поисково-спасательных операций. Первый полет «Короля» опытного образца состоялся 11 марта 1959 года (первоначальное военное обозначение — HSS-2), серийное производство было начато в 1961 году. Всего было построено 796 вертолетов S-61 всех модификаций; кроме того, по лицензии построено более 613 вертолетов, в том числе 328 в Англии, более 100 в Италии и 185 в Японии. 

В том, что Sea King пришлось долетать до сегодняшнего дня, есть немалая доля политики. Его собирались заменить еще в начале 90-х, но многие правительства не отважились после окончания холодной войны потратить деньги на лучший EH-101 или более доступный S-92. Так, например, случилось в Канаде после прихода к власти лейбориста Жана Кретьена, который отменил закупку 50 «бакланов», назвав их не доступными по цене «кадиллаками».

Конечно же, Sea King в первую очередь знаменит своим умением приводняться. Кроме опускаемой гидроакустической станции и радиогидроакустических буев для обнаружения подводных лодок Sea King был оборудован магнитным обнаружителем и поисковой РЛС. Для того чтобы вертолет мог зависать над определенной точкой водной поверхности и прослушивать горизонт с помощью гидроакустической станции, в составе его БРЭО имеется автоматическая система стабилизации на режиме висения и радиовысотомер. Благодаря большой грузоподъемности вертолет способен нести и средства поражения подводных лодок — акустические самонаводящиеся торпеды и глубинные бомбы. Нижняя часть его фюзеляжа была сделана водонепроницаемой, разделенной на герметичные отсеки. Этой части фюзеляжа была придана форма лодки, она имеет скулы, редан, килеватость. По обеим сторонам фюзеляжа были установлены улучшающие устойчивость вертолета на воде сравнительно большие поплавки, в которые в полете убираются основные стойки колесного шасси.

Конструкция вертолета оказалась весьма удачной: в 1961-1962 годах на «Короле» было установлено пять мировых рекордов скорости, в том числе абсолютный — 339 км/ч на базе 19 км. В марте 1965 года установлен мировой рекорд дальности полета по прямой — 3389 км, а в июле 1967 года два вертолета поисково-спасательной модификации НН-3 совершили при девяти дозаправках в воздухе беспересадочный перелет через Атлантику, пролетев 6710 км за 30 ч 46 мин.

Как известно, СССР ответил достойной репликой — Ми-14. Появление нашего морского охотника тут же нивелировало преимущества натовских ВМС, оснащенных S-61. Кстати, изначально считалось, что для базирования Sea King подходят только авианосцы для «работы» по субмаринам исключительно в дневное время. Говорят, русский пример подбил натовцев на эксперименты с более мелкими и мобильными судами, что дало «Королям» большую гибкость и возможность охотиться за подлодками с сонаром, радаром и торпедами круглосуточно.

Показать свои лучшие боевые качества удалось Sea King в британском исполнении во время войны за Фолклендские острова между Британией и Аргентиной в 1982 году. Против подлодок их использовать не удалось, но зато с них осуществлялась высадка десанта, когда флот был в 100 милях от берега. «Король» зарекомендовал себя всепогодным вертолетом — перевозка пехоты и вооружения происходила днем и ночью в плохую погоду. В течение нескольких недель налет вертолетов составил годовую норму мирного времени. Чаще всего полеты проводились на высоте 10 м со скоростью 185-205 км/ч, на пределе технических возможностей. Кроме перевозок людей и грузов Sea King принимали участие в спасении экипажей эсминца «Ковентри» и десантного корабля «Сэр Галахэд», поднимая людей на борт с помощью лебедки. Выполняли они и не совсем обычную задачу — служили приманкой для головок самонаведения аргентинских противокорабельных ракет, имитируя надводные цели.

Считается, что своего окончательного предела Sea King достиг к 2000 году, однако ВМС разных стран пришлось выложить кругленькие суммы, чтобы старичок продолжал летать. Теперь на каждый час полета вертолету требуется 30 ч обслуживания, он недоступен для участия в операциях 60% времени — это все равно что каждый раз поднимать в воздух музейный экспонат. Конечно же, продление сверх возможного жизни «Морского короля» наносит ущерб его славе и репутации, когда-то национальной гордости британцев, канадцев, итальянцев, американцев. Перевозя и снабжая войска, спасая жизни в Сомали, Персидском заливе, на Адриатике, Sea King стал все больше жизней забирать, а это достаточное основание для смертного приговора.

Многочисленные модификации, в которых выпускался вертолет, можно условно разделить на три группы: противолодочные вертолеты-амфибии на базе SH-3, сухопутные транспортно-десантные и поисково-спасательные вертолеты на базе СН-3 и серия гражданских модификаций на базе S-61N и S-61L. Для публики самыми известными «Королями» были VH-3A и VH-3D — транспортные и пассажирские вертолеты для обслуживания президента США. SH-3 и S-61 стали бортом номер один для глав многих государств, в том числе и для Папы Римского.

Но главное наследие Sea King — он был первым продвинутым вертолетом поиска и спасения. Его поисково-спасательные варианты легли в основу последующих и более успешных вертолетов SAR. В этом виде S-61 не имеет противолодочного оборудования и вооружения, но оснащается гидравлической лебедкой, установленной снаружи верхней части фюзеляжа с правого борта. Грузоподъемность лебедки — 273 кг, длина троса — 72 м. Размеры люка под лебедкой позволяют применять специальные платформы для спасения тяжелораненых. В грузовой кабине вертолета могут разместиться до 15 носилочных пострадавших. На вертолетах была установлена дополнительная современная навигационная аппаратура и аппаратура радиосвязи, обеспечивающие проведение операций в плохих метеорологических условиях.

 

 

ПАРТНЕРЫ АВИ