Sikorsky S-92

О вертолете


 

В самом конце 1980-х годов фирма Sikorsky, освоив производство многоцелевого ар-мейского вертолета UH-60 Black Hawk, задумалась над проблемой его замены в начале 2000-х годов. В первую очередь это было вызвано откликами гражданских и военных потребителей, которые не увидели в «Черном ястребе» и S-70 соответственно полно-ценную замену вертолету Sea King. В начале 1990-х годов фирма рассмотрела проект многоцелевого транспортного вертолета среднего класса (т.е. с взлетной массой поряд-ка 10 т) с условным названием Growth Hawk, а в марте 1992 года представила макет будущей машины, присвоив ей обозначение S-92. Фирма планировала в 1993 году при-ступить к продаже вертолета, но из-за сокращения заказов на вертолеты смогла это сделать только летом 1995-го во время Парижской авиационно-космической выставки.

Разработка вертолета S-92 осуществлялась по «безбумажной» технологии, обмен ин-формацией между участниками программы выполнялся по спутниковым каналам связи. Все это позволило оперативно увязывать все вопросы. Метод успешно обкатали и даже, несмотря на возросшую проекционную трудоемкость, получили выигрыш в оперативности разработки.

В середине декабря 2002 года после налета 1570 ч вертолет S-92 был сертифицирован в США по нормам FAR 29, категория А, а начале мая 2004 года машину сертифицирова-ли по категории В. 15 марта 2004 года первый вертолет S-92 был поставлен американ-ской авиакомпании Petroleum Helicopters, обслуживающей морские буровые платфор-мы. В июне 2004-го вертолет – первым из «американцев» – получил сертификат типа по европейским нормам EASA. Собственно, возможность европейской сертификации была заложена еще при проектировании (возможность продолжать взлет при отказе одного двигателя, полет на одном двигателе и с поврежденным управлением).

К началу 2009 года в эксплуатации у гражданских заказчиков находилось около 70 вертолетов S-92. Они летают в США (18 машин), Канаде (17), Великобритании и Норвегии (по 6), КНР, Брунее, Финляндии и Катаре. Основное их назначение – обслуживание морских буровых платформ. Используются вертолеты и для пассажирских перевозок, например канадская авиакомпания СНС Helicopters владеет 12 машинами и эксплуатирует их на местных авиалиниях. На вертолетной выставке Heli-Expo 2007 был представлен вертолет в поисково-спасательном варианте, оснащенном тепловизионной системой, спасательной лебедкой, мощным прожектором, громкоговорителем, автоматической системой для обеспечения полета на режиме висения и двумя дополнительными топливными баками емкостью 790 л.

Эксплуатация S-92 над морем весьма опасна, поскольку высока вероятность аварийной посадки на воду. Для обеспечения безопасности вертолеты имеют на борту всевозмож-ные средства спасения, в том числе аварийные плоты, индивидуальные средства спасе-ния и др. Вертолет также имеет надувные поплавки, удерживающие его на плаву после приводнения. Правда в том, что от идеи реализовать «плавучесть» в духе S-61 разра-ботчики отказались умышленно, избегая чрезмерного усложнения конструкции. С мо-мента начала эксплуатации произошла только одна авария над морем. Случилось это 12 марта 2009 года с вертолетом, принадлежавшим канадской компании Cougar Helicopters. В тот день вертолет, забрав с нефтяной буровой платформы (находящейся в районе о. Ньюфаундленд) 16 пассажиров, вылетел на материк. Не долетев до берега примерно 115 км, вертолет внезапно упал в воду и стал тонуть. Из вертолета удалось выбраться только двум пассажирам, один из которых вскоре погиб, а второго подобрали спасатели.

Вертолеты S-92 используются и правительственными организациями ряда стран, и гла-вами государств. Например, эмир Кувейта имеет пару вертолетов. Правительство Катара владеет двумя вертолетами, а Южной Кореи – тремя. В Туркмении за правительством закреплены два вертолета, а правительство Азербайджана заказало два вертолета в VIP-варианте с поставками в 2011 году. Всего сейчас на госслужбе находится 13 вертолетов, еще 14 машин заказало Министерство внутренних дел Саудовской Аравии.

В начале июля 2008 года фирма Sikorsky сообщила, что суммарный налет находивших-ся в то время в эксплуатации 67 вертолетов S-92 превысил 100 тыс. ч (с момента по-ставки первого вертолета в 2004 году). Из всех эксплуатирующихся вертолетов 13 на-летали свыше 3500 ч, а у 11 вертолетов средний ежемесячный налет составлял 130 – 170 ч.

S-92 выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом с эласто-мерными шарнирами. Лопасти несущего винта полностью изготовлены из композитов. Хорда лопасти на 12% больше, чем хорда лопасти вертолета Black Hawk. Законцовки лопасти имеют стреловидность и сужение, они отогнуты вниз на угол 2° для повыше-ния КПД и уменьшения уровня шума. Над втулкой, ступица которой изготовлена из титана, расположен демпфер вибраций. Лопасти несущего винта имеют электротепло-вую противообледенительную систему. Четырехлопастный пулевой винт с шарнирным креплением лопастей, также выполненных из композитов.

Фюзеляж изготовлен с широким применением углепластиков (около 40% массы конст-рукции). Двухместная кабина экипажа имеет большую площадь остекления с целью улучшения обзора. Грузовая кабина рассчитана на перевозку до 24 пассажиров с бага-жом, трех грузовых контейнеров типа LD3 и различных длинномерных грузов. Контейнеры и длинномеры загружаются через откидную грузовую рампу в хвостовой части фюзеляжа. Кабина имеет по восемь окон с каждого борта.

Вертолет оснащен двумя ГТД General Electric CT7-8A мощностью 2520 л.с. на взлетном режиме. Двигатели оснащены цифровой системой управления FADEC и пылезащит-ными устройствами. Главный редуктор с четырьмя ступенями, может работать в тече-ние 30 мин. при отсутствии масла. Топливо содержится в баках в боковых обтекателях. Возможна установка снаружи двух дополнительных баков емкостью 870 л.

Комплекс авионики выполнен по открытой архитектуре и соответствует стандартам ARINC-429 и MIL-STD-1553. Кабина экипажа оборудована системой EFIS производст-ва фирмы Rockwell Collins, в состав которой входят четыре многофункциональных цветных жидкокристаллических дисплея с активной матрицей. Размер экранов 203 × 152 мм. В центре приборной доски находится еще один такой же дисплей, на котором может отображаться движущаяся карта местности, информация от теплопеленгатора и т.д. Имеется также бортовая система диагностики оборудования IMD-HUMS и система активного управления вибрациями, позволяющая снизить их уровень в кабине на 3-4 дБ.

ПАРТНЕРЫ АВИ