Симбиоз вертолетов и дронов

Российские вертолетные операторы внимательно следят за тенденциями использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Ряд преимуществ, которыми обладают беспилотные системы, не может не привлекать авиапредприятия, стремящиеся оставаться на плаву в условиях жесткой конкуренции на рынке. В 2017 году беспилотники взяла на вооружение авиакомпания «ЮТэйр — Вертолетные услуги».

Cвой первый контракт на эксплуатацию БПЛА в интересах заказчика компания «ЮТэйр — Вертолетные услуги» (предприятие группы «ЮТэйр») подписала в январе 2017 г. До этого она некоторое время изучала соответствующий рынок и вела подготовку к работе с беспилотными системами, для чего в компании было создано специальное подразделение.

Толчком для начала применения беспилотных систем в авиакомпании стало серьезное падение цен на нефть, из-за которого заказчики снижают затраты на выполнение тех или иных видов авиационных работ. Клиенты воспринимают использование БПЛА одной из мер по сокращению своей расходной части.

Также при выполнении авиационных работ в интересах некоторых заказчиков «ЮТэйр — Вертолетные услуги» столкнулась с тем, что воздушное пространство нередко бывает практически закрыто для использования вертолетов. Компании, выполняющие работы с помощью БПЛА, иногда закрывают воздушное пространство для традиционных летательных аппаратов на месяц вперед.

Таким образом, чтобы сохранить оптимальное сочетание цены и качества предоставляемых услуг и иметь возможность маневрировать своим парком при выполнении заказов, компания «ЮТэйр — Вертолетные услуги» решила сама взять на вооружение беспилотники.

НОВАЯ НИША

Специальное подразделение авиакомпании «ЮТэйр — Вертолетные услуги» по беспилотным системам включает в себя операторов дронов и группу наземной поддержки. Перед тем как приступить к эксплуатации БПЛА, операторы проходят подготовку в сертифицированных центрах производителей беспилотных систем. В рамках своего обучения они не только учатся управлять дронами, но также изучают большой массив данных, связанных с использованием воздушного пространства, с обеспечением взаимодействия с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и с использованием программ расшифровки информации, полученной с помощью БПЛА. Это люди с высшим образованием, чаще всего бывшие или действующие пилоты с хорошим знанием IT-технологий и геодезии. В свою очередь, сотрудники группы наземной поддержки «ЮТэйр — Вертолетные услуги» занимаются обеспечением полетов и расшифровкой полученных данных, взаимодействием с заказчиками, общением с поставщиками БПЛА по вопросам техобслуживания, поставки запчастей и др.

«ЮТэйр — Вертолетные услуги» эксплуатирует как собственные беспилотные аппараты, так и те, которые взяты в аренду на определенный срок под выполнение необходимых задач. Точное количество эксплуатируемых беспилотников в компании не раскрыли, но сообщили АТО, что их вполне достаточно для решения задач, стоящих сегодня перед оператором вертолетных услуг. К тому же в рамках контрактов с «ЮТэйр — Вертолетные услуги» производители дронов должны обеспечивать резервирование БПЛА. Эксплуатировать беспилотники в коммерческих целях авиакомпании позволяет сертификат эксплуатанта, а также лицензия на выполнение авиационных работ.

В мае на конференции в рамках международной выставки HeliRussia 2017 вице-президент «ЮТэйр — Вертолетные услуги» по развитию бизнеса Вячеслав Плясухин говорил, что базовым партнером авиакомпании выступает российская фирма «Геоскан» (производит и поставляет беспилотные аэрофотосъемочные комплексы), с которой у оператора есть соглашение о сотрудничестве. Две организации совместно развивают и внедряют в интересах заказчиков различные технологии.

Пока «ЮТэйр — Вертолетные услуги» использует дроны с полетным временем 3–4 ч и максимальной взлетной массой до 30 кг. Такой выбор в авиакомпании объясняют тем, что подобные беспилотные системы находятся в зоне простого государственного регулирования как с точки зрения технической и летной эксплуатации, так и с точки зрения подготовки специалистов, которые могут ими управлять.

В качестве полезной нагрузки для дронов выступают фотовидеокамеры, тепловизионное оборудование. Для обработки полученной с помощью БПЛА информации используются специальные методы. Также реализуется функция удержания и сопровождения цели, которая, к примеру, может использоваться для поимки браконьеров. Беспилотники держат в прицеле своих камер нарушителей закона и выдают оператору их координаты. А видеосъемка впоследствии может использоваться как доказательная база для суда.

Основные сферы применения БПЛА в «ЮТэйр — Вертолетные услуги» — это аэрофотосъемка линейных объектов (мониторинг трубопроводов, ЛЭП, обследование дорожной инфраструктуры), мониторинг объектов строительства и производства, создание 3D-моделей объектов высокоточной съемкой и др. Услугами подразделения пользуются крупные энергетические и нефтяные предприятия Западной Сибири.

В соответствии с ресурсными показателями беспилотников «ЮТэйр — Вертолетные услуги» совместно с производителями БПЛА выполняет техобслуживание летательных аппаратов. Для этого сотрудники компании проходят соответствующее обучение.

В ближайших планах авиакомпании — обеспечить безу­быточность проекта по эксплуатации БПЛА до конца 2017 г. и покрыть стартовые затраты на обучение людей и приобретение машин. Как заметил АТО Вячеслав Плясухин, быстро окупить проект не получилось, но к концу года в компании рассчитывают вывести его на небольшую прибыль.

В дальнейшем, авиакомпания планирует расширять свой парк БПЛА. В первую очередь флот дронов будет увеличен за счет аппаратов с большей дальностью полетов и более высокой крейсерской скоростью (до 100–120 км/ч). Кроме того, компания «ЮТэйр — Вертолетные услуги» заинтересована в БПЛА с вертикальными взлетом и посадкой.

СИНЕРГИЯ БПЛА И ВЕРТОЛЕТОВ

В процессе эксплуатации беспилотных систем, в «ЮТэйр — Вертолетные услуги» увидели, что совместное использование вертолетов и беспилотников в интересах заказчиков содержит в себе некую синергию. И решили продвигать этот симбиоз машин как комплексную услугу.

У каждого из двух методов мониторинга — с помощью легких вертолетов и беспилотных систем — есть свои плюсы и свои минусы. Например, скорость легкого вертолета составляет 150–300 км/ч, а скорость БПЛА в среднем — 60–80 км/ч. То есть фактически вертолет может выполнять ту же самую работу, что и дрон, только в 3–4 раза быстрее и при этом нести тяжелое оборудование с возможностью его подключения к бортовой сети. Кроме того, применение на вертолетах легкого класса бортовой системы управления аэрофотосъемкой позволяет вести фото- и видеосъемку с борта ВС в автоматическом режиме. Плюс ко всему вертолет при необходимости может вернуться в любое место проведения мониторинга, а у беспилотников такой возможности нет, только четкая программа полета.

В свою очередь, применение БПЛА обходится заказчику все-таки несколько дешевле любого из типов вертолетов. Также дроны позволяют оперативно выявить какие-то опасные факторы на объектах. А имея вертолет, предназначенный для перевозки пассажиров, в необходимую точку всегда можно быстро доставить аварийную бригаду, например, для устранения утечки нефти.

Кроме того, при наличии наблюдателей на борту вертолета всегда есть риск, связанный с эксплуатацией ВС. Поэтому заказчикам приходится дополнительно нести страховые затраты. При эксплуатации БПЛА подобная статья расходов отсутствует. К тому же использование дронов позволяет сформировать базу данных с высоким уровнем объективности и детализации полученной информации. При этом представителя заказчика на борту нет, и компания экономит деньги на его страховку.

Таким образом, по мнению Вячеслава Плясухина, именно комплексное использование двух методов мониторинга (с использование вертолетов и БПЛА), с учетом всех их преимуществ и недостатков, позволяет получить наилучший результат. «Когда некие режимы объявляются на определенной территории, вертолетам другой компании приходится обходить эту территорию и, следовательно, тратить ресурс, тратить керосин, что в итоге тоже отражается на экономике всех процессов. Эти затраты придется куда-то перезаложить, в том числе в стоимость летного часа, — рассказал вице-президент компании. — Когда это оказывается внутри одной компании, имеющей и вертолетный и беспилотный парк, появляется возможность маневра при выполнении тех или иных задач, возможность диспетчеризации процессов использования воздушного пространства. В итоге это позволяет предложить в пакете гораздо более экономичный вариант обслуживания потребностей заказчика».

По словам Плясухина, процесс использования беспилотников будет развиваться лавинообразно. «На мой взгляд, вся битва за рынок авиационных работ будет происходить в большей степени в области программного обеспечения. Потому что с какой скоростью ты летишь или на какой высоте — это интересно, но не так, — сказал он. — А вот с какой скоростью на борту или не на борту ты можешь обработать данные, с какой степенью детализации с помощью общедоступного подвесного оборудования — вот задача, которую надо будет решать. И это, на мой взгляд, будет в дальнейшем создавать маркетинговое преимущество для тех или иных моделей беспилотных систем».

ATO.Ru

 

 

 

ПАРТНЕРЫ АВИ