Сложный выбор вертолетов для Индии

Выбор лучших моделей дается с трудом

На 10-й выставке «Аэро Индия-2015» министр обороны Манохар Паррикар заявил, что для поддержания обороноспособности его стране требуется около тысячи новых вертолетов до 2020 года. Источники в отрасли и военные эксперты считают эту цифру иллюзорной и уверены, что хорошим результатом станет хотя бы 50-процентное обеспечение потребностей.

Несмотря на то, что принять на вооружение в течение пяти лет возможно не более 500 винтокрылых машин, сам масштаб требований способствовал инициированию большого числа вертолетных программ, которые до настоящего времени не достигли производственного уровня.

Одна из причин пессимистической оценки возможностей по насыщению внутреннего рынка вертолетной техникой в громоздкости и медленном продвижении процедуры закупок. В подходе Министерства обороны к решению этого вопроса ощущается общее отсутствие четкого планирования, считает руководство ВВС Индии. Это один из самых критикуемых иностранными компаниями моментов. Индия сейчас не может дать точного ответа, когда начнутся оборонные закупки по накопившимся вертолетным программам.

К усложняющим их реализацию факторам добавился еще один – политика «Делай в Индии», которая предписывает долю участия местной промышленности в производстве. Кроме того, требование о повышении объемов вертолетостроения в стране появилось в тот момент, когда индийская корпорация ХАЛ (HAL – Hindustan Aeronautics Ltd.), единственная, обладающая полномасштабными компетенциями в этой области, перегружена собственными программами, в частности по производству модели общего назначения «Дхрув» (Dhruv) и разработке еще двух образцов.

Таким образом, зарубежные поставщики вынуждены искать партнеров в основном среди частных индийских аэрокосмических компаний, не обладающих необходимым опытом в конкретной отрасли. Хотя один из таких новичков, вероятно, в конце концов достигнет успехов в производстве винтокрылой техники благодаря иностранным технологиям и спросу на внутреннем рынке.

Рискованность ситуации состоит в том, что победителем может стать не одна частная компания, поскольку несколько зарубежных корпораций способны найти разных местных партнеров. Вместе с тем высокопоставленный представитель зарубежной промышленности отметил, что в долгосрочной перспективе на рынке есть место только для двух индийских производителей (включая ХАЛ). Раздел отрасли между тремя или более поставщиками снизит возможности по получению компетенций и снижению рентабельности для всех.

В этом плане поучителен японский опыт. Вооруженные силы и гражданские организации этой страны имеют большой вертолетный парк, но правительство поделило производство между тремя компаниями, в результате чего ни одна из них не выросла во влиятельного игрока на глобальном рынке.

Основные программы

В общей сложности в Индии на разных этапах развития девять программ, по которым распределена тысяча вертолетов. В четырех случаях еще продолжаются или ожидаются тендеры на поставку 434 машин. По трем программам тендеры уже завершились, и американские подрядчики ожидают контрактов на поставки 53 вертолетов. Hindustan Aeronautics Ltd. разрабатывает два типа винтокрылых машин, общий объем производства которых превысит 500 единиц.

Компания «Боинг» (Boeing) недавно предупредила индийские власти о предстоящем повышении стоимости поставки 22 ударных вертолетов AH-64E «Апач» и 15 CH-47F «Чинук» (Chinooks) на сумму 2,5 миллиарда долларов, если не получит контракт в ближайшее время. Срок действия предложения «Боинга», с которым он выиграл тендер, уже продлевался и истек 31 марта, то есть спустя пять лет с момента запуска тендерной процедуры.

Еще более критическая ситуация сложилась с программой приобретения вертолетов наблюдения и разведки RSH (Reconnaissance and Surveillance Helicopter). Она уже дважды достигала этапа выбора победителя, но тендер начинался заново. Министерству обороны крайне необходимы примерно 440 вертолетов RSH для оснащения армейской авиации и ВВС в качестве замены построенных по лицензии очень старых машин «Четак» (на базе SA-316 «Алуэтт-3» компании «Аэроспасьяль») и «Читах» (на базе SA-315b).

 

Существуют две программы RSH, направленные на обеспечение одних и тех же закупок, но реализуемые по разным каналам. Первая касается 197 вертолетов RSH (133 – для СВ и остальные – для ВВС) и рассчитана на иностранного поставщика, имеющего партнерские отношения с местными производителями. Агентство оборонных закупок DAC (Defense Acquisition Council) недавно продлило в четвертый раз за 10 лет срок подачи ответов на RFI в отношении этих вертолетов для индийских производителей. На этот вновь открываемый тендер компания «Эрбас» (Airbus) представит победивший в предыдущем конкурсе AS550 C3 «Феннек» (Fennec) в кооперации с индийскими «Рилайнс» (Reliance) или «Махиндра» (Mahindra). «Белл» (Bell) предложит модель 407GT, а холдинг «Вертолеты России» – Ka-226T2. Наша машина имеет отличные характеристики для выполнения задач на большой высоте. Индии как раз требуется вертолет, который может функционировать до 6000 метров, Ка-226Т способен работать до 7250 метров. Однако нынешняя политика оборонных закупок Индии не предусматривает бонусов за превышение уровня характеристик. А вот более дешевое изделие при аналогичных ТТХ будет пользоваться успехом.

Вторая программа предусматривает закупку 187 легких вертолетов общего назначения LUH (Light Utility Helicopters) и касается государственного монополиста, корпорации ХАЛ. Она предполагает поднять в воздух свой первый вертолет LUH в конце этого года. Руководитель программы сообщил, что разработка завершится в 2017-м, производство начнется в 2018-м, а первые поставки запланированы на 2019 год. Окончательное выполнение заказа намечено на 2025-й. Эксперты не считают эти планы слишком реалистичными хотя бы потому, что серийный завод компания еще только предполагает построить.

Вертолеты LUH будут сначала поставляться армейской авиации, а затем ВВС. В программе могут оказаться задействованы такие местные компании, как «Бхарат Фордж» (Bharat Forge), «Дайнаматикс» (Dynamatics), «Джубилант Бхартиа» (Jubilant Bhartia Group), «Ларсен энд Турбо» (Larsen & Toubro), «Махиндра аэроспейс» (Mahindra Aerospace), «Пандж Ллойд» (Punj Lloyd), «Рилайнс дифенс энд аэроспейс» (Reliance Defence & Aerospace), «Танеджа аэроспейс» (Taneja Aerospace) и «Тата эдванст системз лимитед» (Tata Advanced Systems Limited – TASL).

Хотя программа на поставку 197 вертолетов RSH уже является масштабной, «Эрбас» считает, что в конечном итоге объем производства вырастет до 300 или даже 400 единиц.

Ожидается в ближайшее время

Приближается выбор победителя конкурса на поставку службе береговой охраны 14 вертолетов, в котором ведут борьбу «Эрбас» с вертолетом EC725 «Каракал» (Caracal) и «Сикорский» (Sikorsky) с S-92. Решение должно быть принято в середине года.

Кроме того, в текущем году ожидается решение о поставке ВМС 100 вертолетов общего назначения NUH (Naval Utility Helicopters). В программе принимают участие два зарубежных претендента на получение контракта: «Белл-429» и AS565 «Пантера» (Panther) компании «Эрбас». Приближен к требованиям и продукт «Сикорского» S-76D, но поскольку он крупнее конкурентов, его положение будет невыгодным по стоимости, в связи с чем его не выставляют на тендер.

 

 

 

Сейчас по этой программе индийское военное ведомство оценивает ответы примерно 10 местных производителей. Минобороны пролонгировало до марта крайний срок подачи ответов на RFI, который продлевается в третий раз после аннулирования в августе 2012-го запроса на предложение RFP (Request for Proposal) по импорту 56 платформ.

По данным отраслевых источников, на RFI ответили «Бхарат Фордж», «Дайнаматикс текнолоджис», «Махиндра аэроспейс», «Ларсен энд Турбо», «Рилайнс индастриз», «Танеджа аэроспейс», «Тата эдванст системз лимитед» и ХАЛ. Выбор будет производиться исходя из производственных и технических возможностей компаний и совместных предприятий (СП), которые они организовали с зарубежными фирмами – изготовителями оригинального оборудования.

Минобороны предполагает выпустить RFP для СП к середине 2015 года. Платформа NUH призвана заменить парк построенных по лицензии вертолетов «Четак», которые поступили на вооружение ВМС Индии в 1961 году в объеме около 60 единиц.

У СП есть шесть месяцев, чтобы ответить на RFP, после чего начнет проводиться техническая оценка заявленных претендентов в полевых условиях. Затем будет отобран короткий список из двух коммерческих предложений и, наконец, стартуют переговоры между претендентом, предложившим меньшую стоимость, и комитетом по заключению контрактов. Сделку планируется заключить в 2018–2019 годах.

В соответствии с правилами оборонных закупок Индии контракт будет включать обязательную офсетную программу объемом не менее 30 процентов от общей стоимости контракта.

Как отмечают аналитики, отмена в 2014 году принятого в августе 2012-го решения по тендеру на поставку 56 вертолетов является одним из самых важных в области оборонных закупок актов нового правительства.

По мнению офицеров ВМС Индии, в контракт NUH наверняка войдет какой-то объем прямого импорта, поскольку эти платформы крайне необходимы. Затем последует лицензионное производство на мощностях выбранного СП, и в конечном счете изделие будет включать не менее 30 процентов локализованных компонентов, систем и узлов.

Количество построенных вертолетов NUH может вырасти примерно до 140 единиц для развертывания на борту вновь вводимых в строй кораблей и в качестве замены машин «Четак» службы береговой охраны, 17 из которых по-прежнему в строю.

«Сикорский» также представит S-70B «Сихоук» (Seahawk), MH-60R или S-92, а «Эрбас» – EC725 на тендер по поставке ВМС 123 многоцелевых вертолетов NMRH (Naval Multirole Helicopter). Американская компания может для победы в тендере предложить производственную линию S-70B в качестве передачи технологий Индии, где уже изготавливается кабина экипажей S-92.

Представитель «Сикорского» Роберт Кокорда считает, что требования по этой программе будут аналогичны тем, которые выставлялись на ранее проводившемся тендере, выигранном американской компанией с вертолетом S-70B. В этом случае у него хорошие шансы. Может подойти и усовершенствованная версия MH-60R. Индии нужен транспортный вертолет общего назначения, что представляет проблему для оборудованного аппаратурой MH-60R, с другой стороны – S-70B и более грузоподъемный S-92 необходимо оснастить вооружением. Под EC725, представленный на этот тендер, также требуется разработать боевую систему.

«Сикорский», уже выбранный в качестве подрядчика для обеспечения индийских потребностей в 16 MRH (Multi Role Helicopters) на сумму миллиард долларов, может продать транспортные вертолеты для перевозки ВИП-персон после того, как Минобороны Индии отменило сделку с компанией «Агуста Уэстленд» (AgustaWestland) стоимостью 770 миллионов долларов на поставку 12 машин AW101. Холдинг «Вертолеты России» готов выйти на тот же конкурс с Ми-17, а «Эрбас» – с EC225.

На индийском рынке заметно отсутствие компании «Агуста Уэстленд». В 2010 году ее обвинили в подкупе должностных лиц ради контракта на поставки вертолета AW101, которые должны были применяться для ВИП-перевозок. Индийское правительство отказало компании в новых программах. Неясно, как долго продлится этот запрет, но учитывая характерную для Индии медлительность при оформлении заказов, «Агуста Уэстленд» может в один прекрасный день вновь стать претендентом на получение контракта.

 

Любовь Милованова

 

Опубликовано в выпуске № 13 (579) за 8 апреля 2015 года

 

Военно-промышленный курьер

Теги записи: , , , , , , , , , , , , , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ