Служебный оптимизм

Накануне и во время завершившейся больше полугода назад выставки Heli-Expo журналистами специализированных изданий Rotor, RotorHub, Vertical и других проводились детальные опросы руководителей ведущих производителей вертолетной техники на предмет ожиданий в 2010 году. Их ответы могут служить ярким отражением нынешней рыночной ситуации. Любопытно, что грядущее оживление рынка вертолетной продукции некоторые производители связывают, в частности, с выполнением заказов для служб охраны правопорядка, неотложной медицинской помощи, коммунальных структур, пожарных и транспорта VIP-класса.

Несмотря на глобальный экономический кризис, многие компании откровенно оптимистичны в отношении тенденции продаж сразу после того, как экономический спад повернет вспять, и почти все говорят о заметном интересе со стороны потенциальных покупателей из «служебного» сектора. Так, компания Robinson Helicopter обнаружила явный интерес правоохранительных органов к своим моделям R22/44. На фоне кризиса, когда власти повсеместно урезают бюджеты, ряд полицейских управлений выразили желание приобрести «бюджетные» полицейские вертолеты. Если речь заходит о создании воздушных патрулей, состоящих из двух сотрудников, с наименьшими эксплуатационными расходами, то в этом сегменте «Робинсону» трудно найти соперника.

Правоохранительные структуры заинтересовались «Робинсонами» летом 2009 года. В офис компании стали поступать звонки, ситуация набирала обороты, и теперь Robinson Helicopter работает уже с пятью разными агентствами, которые предпринимают активные попытки по созданию собственных воздушных служб. Кроме того, вертолеты «Робинсон» уже с успехом трудятся на ниве охраны правопорядка в таких странах, как Казахстан и Парагвай.

Что касается рыночного сегмента службы сбора новостей и модели R44 Raven II Newscopter с интегрированным электронным оборудованием, то теперь, когда телевизионные сети США в большинстве своем завершили капиталовложения по переходу на цифровой формат, интерес к этой модели разгорелся с новой силой. Существующая с 2008 года модель Newscopter в данный момент проходит модернизацию с целью установки более совершенного и облегченного по весу и стоимости оборудования.

Несмотря на ажиотаж в частном секторе, связанный с предполагаемой сертификацией и началом поставок новых газотурбинных моделей R66 в первой половине 2010 года, самой первой конфигурацией помимо базовой станет полицейский вариант. Скорее всего, это случится не раньше конца 2010-го, потом, в 2011-м, при благоприятных обстоятельствах ожидается турбированная версия «новостного» вертолета. Представители Robinson Helicopter считают, что наличие специальной модификации с таким двигателем клиент может рассматривать как опцию. Существуют сегменты рынка, где наличие турбины обусловливается высотой или другими особенностями применения. В значительной части вертолетных работ – к ним можно отнести и патрулирование – она не требуется. А если она не нужна – зачем тратить деньги? И такая схема стала рабочей для отдела продаж Robinson Helicopter, в котором отдается предпочтение клиенту, летающему чаще с доступным оборудованием, нежели потенциальному владельцу, использующему дорогой агрегат лишь время от времени.

Другая иллюстрация к данной тенденции. В компании Sikorsky Aircraft Corp коммерческие подразделения могут положиться на качество базовой платформы, ведь традиционно существует взаимодействие между Sikorsky Military Systems и Sikorsky Global Helicopters. Например, Sikorsky Military Systems уверенно держит часть рынка пожарных машин, потому что продукция, поставляемая ими на рынок, представляет собой модификации модели [H-60] Hawk. Военное подразделение компании также несет ответственность за президентский вертолетный парк, оно занимается реализацией некоторых международных программ, в которые входят как VIP-транспорт, так и обслуживание правоохранительных органов. Но при этом работа со структурами неотложной медпомощи и большей частью машин для правоохранительных органов и коммунальщиков выполняется Sikorsky Global Helicopters.

Независимо от того, военное это судно или коммерческое, имеются технологические потоки, выпускающие базовые вертолеты со стандартной комплектацией. После сборки машины переводятся на другие производства, где осуществляется их подготовка под определенную службу и окончательная доводка. Эта модель ведения бизнеса позволяет Sikorsky Aircraft поддерживать заметный уровень объемов и роста, наблюдающийся последние несколько лет.

Важно, что UH-60 Black Hawk приобретает статус базовой машины для систем поддержания национальной безопасности: ФБР и пограничная служба США традиционно пользуются вертолетами Sikorsky и продолжают их закупать в связи с расширением встающих перед данными структурами задач. Этот рыночный сектор небольшой, но для компании очень важный.

Как известно, в России некоторые вертолеты отечественного модельного ряда могут приобретаться ведомствами и местными властями по упрощенной схеме – из имеющегося бюджета без специального постановления правительства РФ. Аналогичная стимулирующая система действует и в США. Система денежных грантов для федеральной службы национальной безопасности, которая может оказать помощь в приобретении вертолетов агентствам, как на региональном уровне, так и на уровне штата позволяет компании Sikorsky улучшать свои показатели в кризисный период.

В пожарном секторе ряд управлений противопожарной обороны, в частности в Лос-Анджелесе, имеют на вооружении модель S-70 Firehawk – она никогда не лидировала по популярности среди пожарных, но теперь некоторые из их коллег решили получить именно эту машину. Несмотря на трудности, этот рынок по-прежнему остается привлекательным для операторов благодаря очень высоким тарифам на обслуживание «вертушек», особенно в пожароопасные сезоны. С другой стороны, заказчик с ограниченным бюджетом ищет экономичных решений, поэтому наблюдается рост спроса на вертолеты, способные перевозить большие объемы воды, запасов провианта и всего необходимого для персонала по доступной цене.

Крупнейшего производителя вертолетов затронул и высокий спрос на рынке служб оказания неотложной медицинской помощи. Внутренние заказчики вертолетов Sikorsky, как правило, крупные специализированные медицинские центры – педиатрические, сердечно-сосудистых заболеваний либо предназначенные для выполнения программ, требующих дальних перелетов. На данном секторе могут позитивно сказаться и результаты проводимой в Вашингтоне реформы здравоохранения, поскольку затраты – это основной сдерживающий фактор для большинства заказчиков.

Разумеется, большинство руководителей отрасли не преминули заявить, что наименее пострадавшим от экономического кризиса оказался сектор шельфовой нефтедобычи. Активный спрос двигают растущие цены на нефть и необходимость замены устаревших вертолетов. Здесь на передовых ролях выступают «дальнобойные» модели разных производителей – S-92, AW139, поскольку нефтяные компании осуществляют бурение скважин и добычу на все более удаленных глубоководных участках.

Американское подразделение компании Eurocopter вслед за своим европейским офисом улучшило свои показатели в служебной нише благодаря выпуску моделей EC 135 и EC 145 для служб оказания неотложной медицинской помощи. В начале октября 2009 года American Eurocopter объявила о своем выигрыше тендера на поставку трех новых вертолетов марки EC 135 в медицинский центр Каролинас, шт. Северная Каролина. Air Methods Corp – крупнейший в мире воздушный медицинский перевозчик – получил в 2009 году девять новых вертолетов Eurocopter – семь AS350 B3 и по одному вертолету EC 130 и EC 135, что обеспечило процесс обновления вертолетного парка оператора «вопреки сложным экономическим условиям», как сообщалось в пресс-релизе перевозчика. Служба HealthNet Aeromedical (шт. Западная Виргиния) только что получила пару новых вертолетов EC 135 и EC 145, которые будут введены в эксплуатацию до конца марта 2010 года.

Однако в роли ударной модели Eurocopter для медиков и полиции в Штатах все более укрепляется однодвигательный AS350 B3 AStar, что оказалось возможным благодаря более либеральным нормам летной годности в США. На европейском же рынке доступным и отработанным решением, например, для полицейских нужд является двухдвигательный EC 135, вертолет категории А.

В октябре 2009-го в службу воздушной поддержки полиции Феникса поставлен четвертый по счету AStar, а в декабре очередным AS350 B3 пополнилось полицейское управление Майами-Дейд, где эта машина начала работать в бюро специального патрулирования.

Как видим, в разных странах политика властей по использованию бюджетов разных уровней для улучшения показателей в вертолетной отрасли полностью себя оправдала. В США система грантов для спецслужб, общественные фонды и региональные бюджеты были использованы не только для обновления авиапарка в «служебном» секторе – эта активность открыла двери для осмысления рентабельности в серьезных отраслях вертолетного бизнеса с оптимизацией расходов, а также уровня безопасности, что подтверждают опросы представителей ведущих производственных компаний. В каком-то смысле это шаг назад, однако некоторые из антикризисных находок останутся на вооружении операторов и после кризиса.

ПАРТНЕРЫ АВИ