Соосный экстремал

Пожалуй, мало кто будет спорить с утверждением, что соосная схема в вертолетной технике, также, как и автомат Калашникова по праву является национальным достоянием России. Ведь по совокупности качеств она фактически совершенна.

«Техника у нас прекрасная. К примеру, спасательный Ка-32 при работе над морем просто уникальная по своим качествам машина», – высказался о соосном Ка-32 Олег Соболев, директор Центрального авиационно-спасательного центра Росаэронавигации. Однако здесь стоит сделать оговорку – никто не утверждает, что «тридцать второй» лучший. Просто он универсальный, чрезвычайно работоспособный и незаменимый в своей нише. Именно эти качества самым оптимальным образом подходят для стран сс большими территориями, горными массивами, морскими акваториями и сложными климатическими условиями и задачами, которые необходимо выполнять.

В поисково-спасательном варианте у Ка-32 полным полно конкурентов. Среди них BK-117, AW-139, Super Puma. Но кто посоревнуется с ним в многофункциональности?

Универсальность Ка-32, в свою очередь, сопровождается высокими требованиями к грузоподъемности, компактности, маневренности, управляемости и высотеполета. Сюда надо добавить возможность работы во всех климатических зонах, безангарное базирование, ночные полеты, взлет и приземление на неподготовленные площадки, борьба с различными видами пожаров, поиск и спасение над морем и в горах, всепогодность, соответствие международным авиационным требованиям, наличие летных сертификатов.– Ка-32 – один из немногих вертолетов в своем классе, который способен эффективно выполнять эти задачи.

Ка-32, развитие вертолета Ка-27ПС, разработан специально для гражданского применения с учетом успешной эксплуатации военных Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей. Первоначально в качестве основного назначения вертолета предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных условиях Арктики днем и ночью, однако позже машину было решено разрабатывать для многоцелевого всепогодного применения.

Универсальность Ка-32 во многом обеспечивается его сосной схемой. Отсутствие рулевого винта приводит к значительному уменьшению габаритных размеров вертолета, а так же к снижению его веса, упрощает конструкцию путевого управления. Кроме того, энерговооруженность вертолета соосной схемы на 10-12% выше, чем аналогичного «классического» вертолета. Ка-32 не имеет ограничений по угловой скорости вращения при висении.

Благодаря соосному расположению винтов, ограничения Ка-32 по боковому и попутному ветру составляют 10 м/с. Это особенно важно при полетах в горах с частой сменой направления и силы ветра, поскольку Ка-32 может взлетать, садиться и работать при ветре до 20 метров в секунду. Все это дает неоспоримые преимущества для использования воздушного судна в горах и над морскими акваториями.

Однако необходимо согласиться с тем, что Ка-32 не гарантирует большого комфорта для 13 пассажиров (или 9 человек в санитарном варианте). Но его транспортная кабина и не предназначена для перевозки VIP-пассажиров. Зато для доставки пожарных, спасателей (и спасаемых) подходит вполне. Также КА-32 при собственном весе в 6600 кг, способен транспортировать на внешней подвеске 5 тонн полезного груза. А это весьма кстати для работы с различными спасательными модулями. По словам опытных летчиков и 5 тонн – не предел. Но правила эксплуатации пока никто не отменял.

У Ка-32 есть еще одно замечательное свойство для ювелирной работы в спасательных операциях – огромная устойчивость и управляемость. Это стало возможным благодаря высокой нагрузке на ометаемую поверхность и большой полной взлетной массе.

Надо понимать, что диаметр винта у Ка-32 выбирался не только из летных характеристик, но и из необходимости базирования на кораблях, где имеются значительные ограничения на габариты. Поэтому для вертолета характерен сильный воздушный поток. Это обстоятельство обеспечивает большее количество пыли при висении Ка-32 у земли, чем у его одновинтовых собратьев. Но уже выше 70 метров воздушный поток винтов вертолета не достает до поверхности. А что касается защиты двигателей от пыли, то для этого применяется специальное пылезащитное устройство со степенью очистки около 70%. При всем этом очевидно, что Ка-32 создан для тяжелой работы, а не увеселения.

«Морская» история рождения КА-32 добавила вертолету противообледенительную систему, которая гарантирует ему выполнение задач в условиях дождя, снега, тумана, обледенения, до температуры минус 23 град С, в ограниченных условиях, при штормовом ветре, на больших высотах и там, где необходима высокая точность. Запуск двигателей не требует стационарного аэродромного оборудования и обеспечивается до высоты 3000 метров в диапазоне температур наружного воздуха от минус 40 до + 40 град С.

Вертолеты Ка-32 оборудуются САУ, позволяющей выполнять различные виды полетов в автоматическом режиме: висение над сушей и водой, полет по маршруту, возврат в любую его точку, а так же заход на посадку по различным траекториям. Вариант Ка-32Т предназначен для транспортировки грузов внутри кабины и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, выполнения строительно-монтажных, поисково-спасательных и санитарных работ, обслуживания буровых платформ на шельфах. Ка-32С предназначен для ведения ледовой разведки при проводке караванов судов, их разгрузки, выполнения аварийно-спасательных работ на море и санитарных рейсов. Ка-32А11ВС является одним из эффективнейших средств в реализации задач поиска и спасения людей на суше и море, в борьбе с пожарами. Вертолет уверенно приземляется на палубу малотоннажного судна и буровую платформу, как и на любую другую площадку, даже неподготовленную и труднодоступную. Может управляться одним пилотом.

В зависимости от предназначения вертолеты комплектуются в вариантах: «противопожарный», «медицинский», «патрульный», «поисково-спасательный». Это значит, что они уже оборудованы всем необходимым: водяной пушкой для горизонтального пожаротушения, подвесными баками для воды емкостью до 5 тонн (противопожарные системы Bambi Bucket, Simplex); реанимационным оборудованием или громкоговорящей системой, прожектором, лебедкой, грузоподъемностью в 300 кг. и т.д. Все это делает Ка-32А11ВС одним из лучших в мире вертолетов в своем классе для оказания помощи людям в самых разных ситуациях, круглосуточно, в экстремальных погодных условиях, во всех климатических зонах.

«Самое дорогое в эксплуатации вертолета — его простой», — говорит Вячеслав Ковалев, первый заместитель управляющего директора ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие», выпускающее Ка-32. — Поэтому на заводе мы производим Ка-32 не как специализированный вертолет, а как некую универсальную многоцелевую машину. Ведь пожары в основном случаются летом, а в остальное время года заказчик может эксплуатировать его в самых разных областях, навешивая на него специализированное оборудование: как санитарный или поисково-спасательный вертолет, или как кран, доставляющий и устанавливающий оборудование в труднодоступной местности».

ПАРТНЕРЫ АВИ