Состоялся II Форум санитарной авиации России «САНАВИАЦИЯ»
13.10.2021
На прошлой неделе, 7 октября, состоялся Форум санитарной авиации России «САНАВИАЦИЯ-2021».
Открытие Форума состоялось в 10:00 в Сити Холле отеля «Южный». Гончаров Сергей Федорович – директор ВЦМК «Защита» ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, заслуженный врач Российской Федерации, во второй раз выступающий модератором мероприятия, начал Форум приветственным словом. Он отметил, что на сегодняшний день вылеты санитарной авиации осуществляются уже в 79 субъектах Российской Федерации, что свидетельствует о необходимости поднимать проблемы, с которыми сталкиваются регионы и оперативно решать их. Он поблагодарил всех присутствующих за интерес к теме санитарной авиации и выразил уверенность в успехе работы Форума.
Анатолий Иванович Себелев, председатель комитета здравоохранения Волгоградской области приветствовал гостей от имени губернатора Волгоградской области Бочарова Андрея Ивановича. Он также отметил в своей речи, что Волгоград выбран городом проведения мероприятия не случайно, ведь именно Волгоградская область 1 июня 2017 года стала одним из первых регионов, где стартовала поддерживаемая Правительством Российской Федерации программа «Развитие санитарной авиации» в рамках национального проекта «Здравоохранение». Анатолий Иванович также поблагодарил организаторов и пожелал всем продуктивной работы в рамках Форума.
Далее Сергей Федорович Гончаров зачитал приветственное письмо в адрес участников Форума от имени заместителя Министра транспорта Российской Федерации Чалика Игоря Петровича. В нем была отмечена возрастающая актуальность мероприятия. Игорь Петрович пожелал участникам Форума продуктивной работы и выразил надежду, что идеи и инициативы, выработанные в рамках данного мероприятия, будут способствовать дальнейшему решению острых практических проблем, с которыми сталкиваются участники сложного процесса санитарной авиации.
Советник генерального директора холдинга «Вертолеты России» по региональному развитию и руководитель Комитета заказчиков авиационных услуг Карцев Вячеслав Владимирович, в свою очередь, отметил, что тема развития санитарной авиации актуальна как никогда. Он рассказал, что цель Форума заключается в обмене многолетним опытом разных регионов нашей страны и знаниями экспертов в сфере санитарной авиации и оказания первой медицинской помощи. Вячеслав Владимирович пожелал участникам Форума успешной работы.
Форум «САНАВИАЦИЯ-2021» продлился в течение всего дня, с 10:00 до 18:00, и включил в себя две пленарные сессии.
Фокус тем выступлений в начале дня был смещен в сторону авиационной тематики. Открыл основную программу заместитель управляющего директора Казанского вертолетного завода, главный конструктор ОКБ, Гарипов Алексей Олегович с докладом «Новые возможности применения вертолета Ансат в интересах санитарной авиации». Он упомянул проблемы, с которыми столкнулись многие организации в прошлом году, основной из которых стала организация работы в период новой коронавирусной инфекции. В разгар пандемии, предприятия, задействованные в санавиции, продолжали работать, и налет 2020 года оказался ниже налета 2019 года всего на 14%.
Алексей Олегович отметил, что два года назад, на первом форуме санитарной авиации, эксплуатанты озвучили запрос на применение дефибриллятора в полете, новшество, которое сегодня уже сертифицировано Росавиацией. К другим нововведениям он отнес биобэги и систему перевозки для новорожденных. Еще одним запросом от эксплуатантов было увеличение количества мест — для сопровождающего, в связи с чем, в прошлом году, для модуля стало доступно восьмое кресло и третье для санитаров. Одним из ключевых нововведений стал дополнительный топливный бак, уже получивший одобрение от Росавиации, что позволило увеличить дальность полета до 150 км. Появился новый модуль МСА (бокс для новорожденных, инфекционный бокс). Алексей Олегович озвучил проблемы, возникающие в связи с компоновкой медицинских бортов по Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», который не является оптимальным, особенно для легких вертолетов. Еще одна проблема, вытекающая из приказа, конфликт с авиационными правилами, по причине большого количества оборудования, перечисленного в приказе, особенно горючими предметами. Следовательно, появляется необходимость согласования между различными ведомостями. Кроме того, в следующем году Казанский завод завершит работы по противообледенительной системе для вертолета Ансат и иные доработки, которые позволят вывести отечественную машину на новый уровень.
Одну из насущных тем санитарной авиации — вертолетные площадки — раскрыл Дубовик Андрей Михайлович, директор «Центра аэронавигационного обеспечения полетов» в своем докладе «Актуальная проблематика организации и использования вертолетных посадочных площадок для санитарной авиации». Основные проблемы, которые выделил спикер: правовые коллизии, существующие на сегодняшний день в российском законодательстве, несоответствие в маркировке вертолетных посадочных площадок, отсутствие аэронавигационного паспорта посадочной площадки, отсутствие подготовленных людей в органах здравоохранения и др.
Вице-президент, региональный директор АО «ЮТэйр–Вертолетные услуги» Ильченко Евгений Анатольевич рассказал участникам о региональной схеме организации и эксплуатации вертолетных площадок для санавиации. Евгений Анатольевич также рассмотрел тему увеличения количества дней в году для технического обслуживания ВС. Свой доклад он завершил следующими предложениями: оптимизировать медоборудование по Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н, узаконить показания медицинской помощи в типовом договоре, вернуться к формуле «дежурство+полет».
Директор вертолетного подразделения Airbus в России Перепелкин Дмитрий Юрьевич рассказал об опыте применения вертолетов Airbus санитарной конфигурации в разных регионах Российской Федерации.
Представитель АО НПК «ПАНХ», первый заместитель генерального директора Скориков Алексей Анатольевич, рассказал о работе санитарной авиации в условиях COVID-19 — тема, которая красной нитью проходила сквозь многие доклады ввиду своей неугасающей актуальности. Проблемы коснулись в основном вертолетов западного типа, так как подготовка пилотов происходит за рубежом, что осложняется в условиях закрытых границ. Решением проблемы стала поддержка со стороны Росавиации, которая сократила сроки подготовки/переподготовки персонала до 90 дней. В 2020 году появился еще один острый вопрос: как защитить экипаж в полете? Компания Airbus прислала инструкцию, в соответствии с которой АО «ПАНХ» начал использовать перегородку для защиты пилотов от COVID-19. В завершении, Алексей Анатольевич отметил, что, несмотря ни на что, санитарная авиация продолжала работать и помогла спасти сотни жизней в очень непростой период пандемии.
Главный врач Горбунов Антон Петрович, сотрудник компании «ЮТэйр», поднял очень важную и проблемную тему: «Оснащение вертолета согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н». Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что стандарт оснащения транспортных средств, согласно приказу, рассчитан на выполнение функций бригады скорой медицинской помощи, не учитывая условий совместной работы различных юридических лиц при выполнении единой задачи. Указанный факт создает ряд несоответствий с нормами лицензирования и оставляет неурегулированные вопросы ответственности сторон при выполнении санитарных заданий авиакомпаниями с выполнением медицинских работ на борту воздушного судна работниками заказчика – медицинского учреждения. Совершенствование современной санитарной авиации в России требует разработки комплексного подхода в вопросе оснащения воздушных судов специализированным медицинским оборудованием, утверждения порядка обслуживания и пополнения расходными материалами, определения границ ответственности сторон.
Оснащение даже базовым комплектом в соответствии с приказом превышает 10 млн. руб. Антоном Петровичем была озвучена мысль о дальнейшем техническом совершенствовании парка санитарных вертолетов, переводе его на новые платформы (новых машин в этом секторе в России менее 8%) с новыми системами безопасности, навигации, синтетического зрения, метеоинформации, автономного пилотирования и т.д.
После выступления Антона Петровича, представитель ВЦМК дала свой комментарий на острую тему медицинского оснащения вертолета: по ее словам, все те практические вещи, прозвучавшие в докладе – это внутренние проблемы. В приказе указано, что весь вышеуказанный список необязательно иметь на борту.
Директор по продажам Exclases Group Солодилов Николай Николаевич раскрыл тему «Безопасность и технологии в основе работы вертолетов Леонардо при выполнении задач неотложной медицинской помощи». Он, в первую очередь, советует пристально смотреть на опыт итальянских зарубежных коллег чтобы не повторять их ошибок. Содокладчиком Николая Николаевича стал сотрудник итальянской компании Leonardo Массимо Куоккини, который рассказал о бизнес системе санитарной авиации, по которой они работают.
В Италии действует единая экстренная служба 112, и медицинский вертолет прибудет в любое место в радиусе 60 километров в течение не более 15 минут. К каждому департаменту здравоохранения прикреплены несколько вертолетов, некоторые из них принадлежат медицинским службам и оборудуются медицинскими модулями. Также для медицинских целей используются вертолеты спасательных служб, управления гражданской обороны, береговой охраны и других государственных органов. Во время эвакуации пострадавших из горных районов в операциях участвуют и гражданские волонтеры. Как правило, на вызов в горы, в вертолет садятся не только медики, но и опытные альпинисты.
Разбавил вертолетную тематику Харин Максим Валерьевич, заместитель директора АО «УЗГА», рассказав о легком многоцелевом самолете «Байкал», который призван заменить «рабочую лошадку» местных воздушных линий — биплан-ветеран Ан-2, который находится в непрекращающейся эксплуатации с 1947 года. Скорость нового самолета достигает 300 км/ч, дальность полета — 1500 км (9 пассажиров на расстояние 750 километров и обратно без дозаправки). Также эта модель имеет возможность посадки на грунтовых аэродромах. Медицинские варианты комплектации ЛМС-901 «Байкал»: эвакуационный с 3-4 носилками, либо с одним медицинским модулем. В этом году состоятся первые летные испытания.
Технический директор ООО «СТАНД» Богданов Алексей Михайлович прочитал доклад на сугубо авиационную тематику: «Развитие требований к современным маслам для авиационных газотурбинных двигателей. Оптимизация применения авиационных масел на парке ВС компаний, оказывающих услуги в области санитарной авиации».
Следующий докладчик открыл блок медицинских тематик. Инициативы Всемирной организации здравоохранения, касающиеся медицинской эвакуации, озвучила Баранова Наталья Николаевна — главный врач ЦСА и СМП ВЦМК «Защита» ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. Данная тема имеет особое значение для отрасли, тяготеющей к национальным стандартам в плане организации авиационных медицинских служб. И, как мы знаем, рекомендации Всемирной организации здравоохранения довольно быстро превращаются в письма Минздрава РФ. Она озвучила ряд актуальных проблем, таких как: отсутствие стандартов оснащения медицинских бригад, транспорта, нехватка кадров и возможностей повышения их квалификации.
Послеобеденную часть пленарной сессии Форума открыл Кардаков Юрий Юрьевич, руководитель направления «Санитарная авиация» ООО «Центр корпоративной медицины» с докладом на тему «Опыт компаний промышленной медицины в санитарной авиации: взаимодействие с операторами, трудности и пути их решения».
Директор Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Территориальный центр медицины катастроф Челябинской области» Приколотин Сергей Игоревич рассказал об актуальной проблематике при оценке транспортабельности пациента и особой методике, разработанной и используемой в Челябинской области. Он также успел охватить вторую тему, связанную с опытом применения «StarMed шлема» для СРАР терапии при транспортировке пациентов с COVID-19. Спикер отметил, что необходимо внедрение единообразного, стандартизированного подхода при принятии решения об эвакуации пациентов, применимого в медицинских учреждениях 1 уровня, и упомянул о специфике транспортировки пациентов с тяжелой формой COVID-19 и выборе между транспортным кувезом и шлемом «StarMed».
Представитель московского региона — докладчик Зеленцов Кирилл Михайлович (врач реаниматолог-анестезиолог ЦСА и СМП ВЦМК «Защита» ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России) выступил с темой: «Cанитарно-авиационная эвакуация больных COVID-19 — опыт «ВЦМК «Защита» ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России». Он подробно описал конкретные случаи работы медицинской бригады в период пандемии. Например, работа авиамедицинской бригады в Республике Казахстан, где медики ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна успешно погасили вспышку COVID-19 на территории посольства России.
Курнявка Павел Анатольевич представил КГБУЗ «Хабаровский территориальный центр медицины катастроф» Министерства здравоохранения Хабаровского края — регион, где санитарная авиация функционирует с 1990 года. Он начал доклад с особенностей Хабаровского края, где имеются труднодоступные пункты, с которыми возможно сообщение только путем воздушного транспорта. В данном регионе имеется три пункта санавиации: в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре и в Охотске. Павел Анатольевич рассказал о заслугах центра, но упомянул и проблемные аспекты (высокие тарифы, отсутствие достаточного количества воздушных судов, недостаточное количество оборудованных взлетно-посадочных площадок, отсутствие региональных авиакомпаний, занятых в осуществлении медицинской эвакуации).
Врач ГБУЗ города Москвы особого типа «Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы» Махнев Денис Вячеславович осветил современные аспекты развития санитарной авиации в условиях мегаполиса. С 1995 года, в Москве, в пределах МКАД при стационарах оборудовано 10 вертолетных площадок, 7 из них работают в круглосуточном режиме; 21 площадка — в Новой Москве. Вертолеты санавиации Москвы выполняют посадки и на автострады, включая МКАД. Денис Вячеславович также поднял проблему возможности ночных вылетов и расширения показаний к вылету, что ведет к необходимости развития наземной базы (развитие системы вертолетных площадок). Сергей Федорович Гончаров, в рамках дискуссии после основного доклада, спросил выступающего об опыте других мегаполисов, в частности, коллеги обсудили опыт работы санитарной авиации Санкт-Петербурга.
Костин Василий Иванович, директор Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр медицины катастроф», выступил с докладом на тему «Опыт Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по развитию санитарной авиации». В начале выступления спикер поблагодарил организаторов за возможность рассказать о своем регионе и обсудить актуальные проблемы с коллегами из других субъектов. Медицинская помощь Ханты-Мансийского автономного округа-Югры децентрализована, что выделяет ее из большей части субъектов России. В каждом из 5 округов есть филиал ЦМК со своей точкой базирования санавиации, в регионе используются 5 вертолетов (МИ-8 и МИ-8-МТВ).
Шабанов Тимур Валерьевич, и. о. главного врача Центра санитарной авиации и экстренной медицинской помощи ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России рассказал о проведении медицинских эвакуаций пациентов рейсовыми авиабортами, отметил преимущества, очертил нормативную базу и сделал акцент на процессе эвакуации пациентов из зарубежных стран.
Главный врач БУ Чувашской Республики «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии Краузе Ольга Вячеславовна рассказала об организации системы информационного обмена в рамках развития санитарной авиации в Чувашской Республике. В рамках своего доклада она также задалась вопросом необходимости санитарной авиации в таких маленьких республиках, как, например, Чувашия и Марий Эл. Несмотря на небольшие расстояния в этих субъектах, санавиация, с ее летающими медицинскими бортами, дает возможность выиграть время и спасти больше человеческих жизней.
В связи с большим объемом работ авиамедицинских бригад, наиболее актуальной проблемой является диспетчерское сопровождение вылетов. От четкой и слаженной работы специалистов данных служб напрямую зависит оперативность выполнения вылета. Заведующий отделом координации медицинской эвакуации ГКУЗ МО «ТЦМК» Закиров Рустам Рафикович рассказал об основных функциях диспетчера медицинской организации при подготовке вылета медицинского вертолета; взаимодействии с авиационными предприятиями, медицинскими организациями и оперативными службами на примере авиамедицинских бригад Московской области.
Дудуев Ваха Сатовхаджиевич — заведующий отделением санавиации ГКУ «Республиканский центр медицины катастроф» — поделился опытом оказания первой медицинской помощи на территории Чеченской Республики.
Следом за ним, Мухин Сергей Игоревич — представитель ГУЗ Тульской области «Территориальный центр медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи» представил интересный доклад об опыте работы своего региона. После этого выступления из зала прозвучало большое количество вопросов. В частности, обсудили перспективы продолжения работы санавиации в регионе. Напомним, что из-за невыполнения условий лизинга воздушных судов, в июне 2021 года Росавиация запретила авиакомпании «СКОЛ» эксплуатацию 35 воздушных судов, в том числе на территории Тульской области.
Балабушевич Александр Викторович — заместитель главврача по медицинской части ГБУЗ Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи», рассказал об опыте, проблемах и перспективах развития санитарно-авиационной медицинской эвакуации в своем регионе. Проблемы, с которыми сталкивается Новосибирская санавиация откликаются и другим субъектам нашей страны:
- Невозможность ночных вылетов в связи с отсутствием площадок с «ночным стартом»;
- Отдаленность посадочных площадок от ЦРБ;
- Неподготовленность площадок в осенне-весенний и зимний период;
- Маленький перечень состояний, в которых могут находиться пострадавшие, подлежащие авиамедицинской эвакуации;
- Отсутствие унификации приемных устройств и тележек-каталок на борту ВС и в автомобилях СМП;
- Отсутствие единой транспортировочной карты медицинской эвакуации от МО отправления до МО назначения;
- Отсутствие посадочных площадок на территории города Новосибирска.
По мнению докладчика, основными задачами системы авиамедицинской эвакуации текущего периода являются: максимальное приближение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи больным и пострадавшим, возможность оказания экстренной специализированной медицинской помощи больным и пострадавшим, минуя промежуточные этапы медицинской помощи, в том числе непосредственно на месте ДТП и в районах ЧС.
Существует мнение, что санитарная авиация может быть единственным способом эвакуации пациентов с болезнями системы кровообращения из районных больниц в региональные сосудистые центры. Дьяков Сергей Владимирович, представляющий БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница», в рамках своего доклада «Роль санитарной авиации в эвакуации пациентов с болезнями системы кровообращения в условиях ограниченного финансирования» провел анализ работы отделения санитарной авиации Вологодской области с 2017 по 2020 годы, а также рассказал об опыте и существующих проблемах своего региона. Он отметил, что, с учетом всех существующих требований, санитарная авиация Вологодского региона не укладывается в «золотой час» даже в «идеальных условиях», в связи с чем необходимо оптимизировать работу, улучшив инфраструктуру и увеличив число бортов. Решение многих проблем, как правило, затрудняются в связи с ограниченным финансированием.
Нигматзянов Рафаэль Ильгизович, представляющий ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан», рассказал об особенностях осуществления работы служб санитарной авиации в республике в изменившихся условиях, когда борьба с COVID-19 находится на особом внимании правительства. Сегодня эвакуация пациентов с коронавирусной инфекцией в Татарстане эффективно осуществляется как на реанимобилях, так и воздушным транспортом – вертолетом Ансат, который модернизируется в соответствии с актуальными требованиями. В республике имеется опыт использования современных технологий (инфекционного бокса, современного медицинского модуля и т.д.), что позволяет успешно вылетать на вызовы пациентов с COVID-19.
Заместитель главного врача ГАУЗ Свердловской области «Территориальный центр медицины катастроф» Фролов Иван Андреевич завершил программу выступлений Форума, презентуя «эпоху перемен» в санитарной авиации Свердловской области. Большое внимание он уделил развитию сети вертолетных площадок на территории региона. Также он отметил необходимость передачи ключевых решений на уровень субъектов, так как они лучше знают все особенности своего региона, и это будет способствовать более эффективному разрешению острых проблем.
После завершения основных докладов Форума санитарной авиации, Барановой Натальей Николаевной, главным врачом ЦСА и СМП ВЦМК «Защита» ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, была высказана идея создания ассоциации санитарной авиации. Инициатива сразу вызвала позитивную реакцию и одобрение со стороны участников Форума. Модератор, в свою очередь, выразил надежду на увеличение количества научных работ по теме санитарной авиации.
Подошел к концу Форум санитарной авиации «САНАВИАЦИЯ-2021». Организаторы выражают благодарность всем участникам, которые нашли возможность приехать лично и принять участие в дискуссии, а также тех, кто посмотрел трансляцию онлайн.
До встречи в следующем году!
Форум санитарной авиации России «САНАВИАЦИЯ-2021» прошел 7 октября по инициативе и при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии. Соорганизаторами Форума выступили ФГБУ ВЦМК «Защита» Федерального медико-биологического агентства и ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России. Мероприятие проводилось при поддержке ФМБА России и администрации Волгоградской области. Генеральный спонсор — холдинг «Вертолеты России».