Состоялся Круглый стол комитета безопасности полетов и IHST-CIS
10.09.2014
5 сентября 2014 года, в рамках деловой программы X-й Международной выставки «Гидроавиасалон 2014» в г. Геленджике, состоялся круглый стол «Культура безопасности авиационной деятельности на вертолетах ГА России».
Мероприятие организовано комитетом по безопасности полетов на вертолетах Ассоциации Вертолетной Индустрии (КБП АВИ) и Координационным советом по безопасности полетов на вертолетах в СНГ (International Helicopter Safety Team – Commonwealth of Independent States (IHST-CIS).
Все более очевидным становится необходимость рассматривать безопасность полетов как основу безопасности авиационного бизнеса. Выработка системного подхода в управлении безопасностью – одно из основных условий безопасного функционирования авиационного предприятия – авиакомпании, сервисного центра, вертолетного порта – всех, кто работает в вертолетной индустрии.
Опыт внедрения СУБП (Системы Управления Безопасностью Полетов) однозначно свидетельствует о том, что существует тесная связь между эффективностью СУБП и состоянием культуры безопасности. Европейской группой по безопасности полетов коммерческой авиации выражено мнение, что «возможно наличие хорошей культуры безопасности при отсутствии формальной СУБП, но наличие эффективной СУБП без хорошей культуры безопасности невозможно» (Safety culture framework for the ECAST SMS-WG). В авиационной отрасли России в последние годы культура безопасности также стала предметом пристального внимания, что, прежде всего, связано с повсеместным внедрением СУБП. Однако, приходится согласиться с высказыванием Джеймса Ризона о том, что «в дискуссиях об опасных производствах трудно услышать более повторяемую фразу, чем культура безопасности. Трудно найти нечто более востребованное и в то же время недопонятое».
Модератор мероприятия начальник аналитической группы ГосНИИ ГА Осипов Н. Д. показал участникам круглого стола статистику происшествий по вертолетам Ми-8Т и Ми-8МТВ с 1994 года, а также привел расчет по индикатору риска смертельного ранения по формуле Фокса 232 тыс. часов для вертолета Ми-8 против 333 тыс. часов для вертолета Bell. Тем самым, Николай Дмитриевич наглядно продемонстрировал более высокий уровень конструктивной безопасности вертолета Ми-8. Собранные в ГосНИИ факты и статистика свидетельствуют также о двух «прорывных» наработках, которые могут существенно повысить уровень технической безопасности вертолета Ми-8, а значит можно с уверенностью их рекомендовать к более широкому использованию. Первое – это ремоторизация, предлагаемая Мотор Сич, а второе – положительный опыт ремонтного производства СПАРК, где применяют бюллетень дополнительной сигнализации блока сигнализации пожара. Особый акцент при рассмотрении различных происшествий был сделан на понятие культура безопасности и необходимость развития более пристального внимания и самого глубокого понимания не только технической стороны, но психологических и организационных составляющих рисков авиационных происшествий.
Главный инженер ООО «Вертолеты Мотор Сич» Н. А. Зубко подробно рассказал о параметрах вертолета Ми-8МСБ с новым двигателем ТВ3-117ВМА-СБМ-1В 4Е серии, обеспечивающих не только более высокие показатели эффективности, но и безопасности полетов. Летчик-испытатель, пилот 1-го класса фирмы «Мотор Сич» Бовт Вадим Николаевич рассказал о полетах на этом вертолете в экстремальных условиях, где еще раз вертолет показал высокую энерговооруженность и маневренность.
Участники круглого стола затронули вопрос о снижении квалификации и уровня обучения пилотов, неоправданном отсутствии системности в обучении и недопустимости упрощении процедуры получения сертификата коммерческого пилота.
Руководитель КБП АВИ Аксютин В. С. продолжил дискуссию, дав определение культуры безопасности и ее значение для снижения вероятности авиационных происшествий. При этом Виктор Сергеевич подчеркнул, что никакая СУБП не может дать 100% гарантию отсутствия происшествий, а главная задача СУБП — свести риск авиационного происшествия к минимуму. Многолетний опыт управления предприятием показывает, что, к сожалению, бездумное и безусловное соблюдение правил и инструкций не исключает вероятность происшествия, а поэтому необходимо целенаправленое и последовательное формирование и на каждом предприятии, и в целом в отрасли культуры безопасности, последовательное воспитание привычки к вдумчивому подходу к вопросам снижения рисков происшествий и не только у пилотов, но и всех, так или иначе, задействованных в организации полетов. Н. Д. Осипов поддержал и привел конкретные примеры когда по статистике авиационных происшествий было видно, что резкое снижение аварийности совпадало с наиболее удачными административными решениями авиационных властей.
Результаты круглого стола станут основой при формировании повестки дня VII-го Вертолетного форума 27-28 ноября 2014.
Теги записи: Helicopter Safety Team, IHST-CIS, Гидроавиасалон 2014, СУБП