Состояние работ по программе разработки перспективного винтокрылого ЛА FVL для авиации армии США

Армия США продолжает работы по программе FVL (Future Vertical Lift, Перспективный винтокрылый ЛА). В то же время, как отметил на презентации программы развития армейской авиации в Вашингтоне 4 октября 2018 г. вице-президент фирмы Lockheed Martin Корвин Магнум (Korvin Magnum), будущее винтокрылых ЛА для авиации армии США подлежит обсуждению. По программе FVL запланирована разработка пяти винтокрылых ЛА: FVL CapabilitySet 1 – FVL CapabilitySet 5.

ЛА FVL Capability Set 1 описывается как перспективный ударно-разведывательный аппарат (Future Attack Reconnaissance Aircraft, FARA). Командование авиации армии США анонсировало разработку ЛА FARA 3 октября 2018 г. Ожидается, что к июню 2019 г. будут отобраны от четырех до шести фирм или объединений фирм, которые примут участие в дальнейших работах по ЛА FARA. Sikorsky продвигает в качестве ЛА FARA свой скоростной вертолет комбинированной схемы S-97 Raider; другие американские авиастроительные фирмы предложений пока не вносили, какие из них могут принять участие в конкурсе на ЛА FARA, также не известно. Выбор двух лучших проектов ЛА FARA намечен на 2020г., сравнительные испытания прототипов – на 2022–2023 гг., а выбор победителя конкурса – на сентябрь 2023 г. Состояния боеготовности ЛА FARA должен достигнуть в 2028-2029 гг. Как ожидается, ЛА FARA будет способен выполнять свои задачи в условиях противодействия сильной ПВО. Окончательный вариант ТТТ к ЛА FARA армией США еще не сформулирован. Ключевыми характеристиками, вероятно, станут максимальная скорость и дальность полета. Изучаются различные варианты возможных конструктивно-компоновочных схем. Стоимость одного ЛА FARA по курсу 2018 г., в случае закупки 500 ЛА, оценивается в 30 млн. долл.

ЛА FVL Capability Set 3, или ударным ЛА с большим радиусом действия (Future Long Range Assault Aircraft, FLRA, намечено заменить вертолеты Sirorsky UH-60 Black Hawk. Завершение анализа альтернатив ЛА FLRA запланировано на 2019 г. Инициация программы ЛА FARA, согласно заявлению представителя авиации армии США, не должно привести к замедлению темпов работ по программе ЛА FLRA. Ранее ЛА FVL FLRA имел наивысший приоритет среди всех ЛА, разработка которых была запланирована программой FVL. ЛА FLRA должен представлять собой авиационный комплекс с открытой архитектурой, облегчающей его модернизацию. Частью НИОКР по ЛА FLRA является программа разработки и испытаний демонстраторов технологий JMRTD (Joint Multirole Rotorcraft Technology Development, Технологический демонстратор единого многоцелевого винтокрылого ЛА). По программе JMRTD разработаны и проходят летные испытания конвертоплан Bell V-280 Valor и вертолет комбинированной схемы Sikorsky–Boeing SB-1 Defiant.

Программа FVL остается одной из шести программ наивысшего приоритета, реализуемых армией США. К 2050–2060 гг. намечено полностью заменить существующий вертолетный парк армейской авиации. ЛА FARA и FLRA рассматриваются как самые простые из всех ЛА FVL. Принятие их на вооружение позволит отработать новую организационную структуру, так называемое Командование армии будущего (Army Futures Command). Организационные изменения затронут и структуры армии США, ответственные за разработку и закупку военной техники, которые не раз подвергались критике за срывы НИОКР, особенно, связанных с вертолетной тематикой.

В сентябре 2018 г. авиация армии США обратилась к промышленности США с запросом предложений о двух уже существующих БПЛА внеаэродромного базирования. Один БПЛА относится к классу «Груп 2» массой от 10 до 25 кг, второй – к классу «Груп 3» массой до 600 кг. Оба БПЛА должны обладать более высокими характеристиками в сравнении с БПЛА Textron RQ-7 Shadow. Армия намерена приобрести для испытаний в трех бригадных боевых группах, в общей сложности, шесть БПЛА трех различных фирм. Принятие решения о серийном производстве БПЛА ожидается в конце 2019 г. Не исключено, что перспективные БПЛА заменят БПЛА RQ-7 «Шэдоу», хотя пока такая замена не планируется.

Авиационная и ракетная техника, изд. ЦАГИ

Теги записи: , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ