Спасатели людей, лесов и носорогов
14.04.2009
Ключевой темой февральского номера журнала «Вертолетная Индустрия» стали вертолеты российского производства за рубежом. Работа авиакомпании «ЮТэйр», а позже ее дочернего предприятия в Южной Африке – пример весьма успешного опыта не только в использовании российской техники в другой стране, но и в освоении правовых и деловых особенностей южно-африканского рынка вертолетных услуг.
В этом году будет пятилетний юбилей с момента официального открытия UTair South Africa (UTair SA), а 11 января исполнилось 16 лет с того дня, как представители компании «ЮТэйр» отправились в первую командировку на Африканский континент. Многие работают там и по сей день! Наш корреспондент Дмитрий Казачков побывал в тех местах впервые и нисколько не удивился, что уезжать оттуда совершенно не хочется. Благостный климат, океан и на удивление цивилизованное общество – вот Южная Африка в трех словах.
Дмитрию удалось запечатлеть работу одного из экипажей неподалеку от Кейптауна, осуществляющих постоянное дежурство на пожарной станции Фисантекрааль. Вертолет Ми-8 оборудован водосливным устройство (ВСУ) с известным на весь мир условным названием «бэмби-бакет» (Bambi Bucket), которое используется большинством вертолетов для тушения пожаров. При пожаре вода набирается из любого ближайшего водоема, в результате время одного цикла набора и сброса воды сводится до 5–10 мин. После нескольких лет работы в ЮАР было принято решение о прекращении набора соленой воды из океана в связи с быстрым износом и развитием ржавчины на механизме корзины.
Именно в ЮАР ютэйровские летчики узнали о таком экзотическом виде применения вертолетов, как транспортировка носорогов на внешней подвеске. История совершенно невероятная, но самая что ни на есть правдивая, когда несколько лет назад сотрудники UTair SA по заявке правительства провинции Квазулу Натал провели уникальные работы по спасению пяти носорогов на территории заповедника Umfolozi Game Reserve вблизи городка Ричардс-Бей. Животные застревали в лощинах, из которых не могли выбраться, и в результате погибали от рук браконьеров. Носороги весом от 1,2 до 1,5 т каждый, обездвиженные приличной дозой транквилизатора, были вывезены на внешней подвеске вертолета Ми-8Т. Конечно, этот случай запомнился местной прессе и самым положительным образом отразился на репутации русской компании, хотя для Департамента гражданской авиации ЮАР авторитетов нет: инспектора из этого ведомства не поленились съездить в Россию, чтобы лично убедиться в материальной и технической состоятельности материнской компании.
Конечно, создание такого специализированного предприятия потребовало проведения серьезной подготовительной работы. Для авиакомпании «ЮТэйр» важно было не ошибиться в выборе страны и региона при создании первого дочернего предприятия. Создание UTair SA стало частью амбициозного плана авиакомпании из Тюмени по созданию международного вертолетного холдинга. «ЮТэйр», как крупнейший в мире эксплуатант вертолетов (более 200 машин), вправе рассчитывать на лавры таких глобальных компаний, как Canadian Helicopters, CHC Helicopters, Bristow Helicopters, Skytech или Offshore Logistics. И компания из года в год увеличивала свою выручку за счет увеличения экспорта вертолетных услуг. В структуре выручки «ЮТэйр» доля поступлений от вертолетных работ составляет около 35–40%. При этом диверсификация бизнеса компании за счет увеличения вертолетной составляющей коммерчески оправдана: рентабельность вертолетных работ доходит до 20%, а пассажирских перевозок – не более 5%.
Компания UTair SA полностью встроена в местное сообщество, что означает не только жизнь по законам страны, получение всех необходимых сертификатов и лицензий для полетов и техобслуживания. Компания настроена на полное взаимодействие с местными властями, бизнесом и обществом. Разумеется, сотрудники обязательно сдают экзамены на знание законодательства гражданской авиации ЮАР, делопроизводство ведется по местным нормам и правилам, а рабочим языком является английский. Более половины персонала составляют граждане ЮАР, а в будущем компания UTair SA должна стать полностью южноафриканской по кадровому составу. Это нормальная практика для транснациональных компаний. Однако далеко не каждый житель ЮАР может стать членом команды – людей подбирают исполнительных и трудолюбивых. А это не так-то просто в стране побежденного апартеида.
По-настоящему серьезным испытанием для многонационального коллектива стало участие в тушении пожаров. Это одна из важных строчек дохода предприятия – правительство ЮАР выделяет на эти нужды значительные средства.
Южноафриканские степные и лесные пожары совершенно не похожи на наши. И сама технология пожаротушения с помощью вертолетов имеет несколько важных особенностей, чтобы обеспечить высокую скорость и эффективность подавления огня.
Члены экипажа, а это КВС Ми-8 Владимир Александрович Генба, второй пилот Йохан Вестуизен, бортмеханик Юрий Васильевич Малахов, инженер по ТО ПиД Александр Павлович Шулинин, авиатехник ФиРЭО Денис Викторович Гаврилин, поделились с нашим корреспондентом непростыми особенностями своей работы.