Стандарты полные разнообразия

Говоря об американском вертолетном хозяйстве, часто упоминают либеральность многих местных процедур в организации полетов, требований к эксплутантам, не говоря уже о различных способах получения летного свидетельства. Россиянину будет и отрадно и удивительно узнать, что в этом вопросе здесь царит что-то близкое к анархии.

В США получить лицензию частного пилота Private Pilots Licence по категориям PPL(А) — на самолет (Aeroplane); PPL(H) — на вертолет (Helicopter), NPPL — (National) национальную лицензию на сверхлегкие летательные аппараты, можно тремя способами – у фрилансеров, а также в школах, обучающих по part 61 и по part 141 федеральных авиационных правил. Первые – это так называемые инструкторы со своей, либо заемной техникой, которые обучают по личным методикам и графику. Второй путь – это обучение у инструкторов, нанятых хозяином авиатехники. Здесь пилотов учат также по личным методикам, но с учетом графика школы. И третье – это то, что обычно принято называть летными училищами. В них все происходит по правилам школы.

И вот после 50 лет процветания американской авиации общего назначения, профессиональное сообщество и авиационные власти начали ратовать за ведение тех или иных ограничений и стандартизации некоторых процедур. Например, гораздо сложнее стали подготовка и допуск к ночным полетам, о чем мы уже писали.

У профессионалов вертолетной отрасли возникло ощущение, что в условиях быстрорастущего рынка авиаперевозок подготовка пилотов стала неподобающе слабой. Посему столь логично выглядит стремление ряда авиационных организаций по разработке и внедрению оптимальных программ и стандартов обучения летного состава.

Так, на свет появились отраслевые стандарты обучения федеральной авиационной администрации США FAA/Industry Training Standards (FITS). Как следует из названия, стандарты (FITS) являются результатом совместных усилий между FAA и авиационной промышленностью. Они нацелены именно на пилотов «технически адаптированных летательных аппаратов» (ТАА), которые максимально автоматизированы, и, как правило, гораздо более эффективны, чем устаревшая техника.

Перспектива общей безопасности

Пионером в разработке стандартов для федеральной авиационной администрации США (FAA) стала авиационная академия North Andover, расположенная около Бостона, штат Массачусетс. Именно она сформулировала отраслевые стандарты FITS, в соответствии с которыми проходят обучение пилоты коммерческой авиации.

В сотрудничестве с Университетом Северной Дакоты исследовательская группа FITS занимается разработкой программ подготовки пилотов, как для поршневых, так и для газотурбинных летательных аппаратов. Обучение в данном случае нацелено на усиление общей безопасности авиации.

Будущее FITS многими специалистами признается довольно перспективным. В настоящее время программы, соответствующие стандартам FITS разработаны и используются для ряда самолетов, в том числе для Cessna.

Приживется ли новое?

Тем не менее, в вертолетном секторе авиации FITS все еще не имеют той популярности, какую они заработали в «самолетной» среде. Как правило, сегодня вертолетчики, особенно те, кто проходит курсы повышения квалификации, например CFI (с получением свидетельства летного инструктора), отождествляют отраслевые стандарты обучения (FITS) с чем-то новым. Но, учитывая модульность системы обучения, закономерен вывод – вся эта система может вскоре стать моделью для вертолетной отрасли.

В North Andover Flight Academy (NAFA) уже была проведена работа по адаптации FITS в качестве учебной программы для летных школ, а в октябре 2010 года NAFA стала первой вертолетной школой в США, которая перешла на подготовку вертолетчиков согласно части 141 FAR отраслевых стандартов обучения федеральной авиационной администрации США (FITS). Как считают в академии, FITS – это огромный шаг вперед в индустрии коммерческих полетов в США, но еще предстоит выяснить, приживется ли она в вертолетной отрасли.

Опять же экзотикой для россиян может оказаться тот факт, что их коллеги-вертолетчики по ту сторону океана настолько независимы, что могут проигнорировать разработку на основании отраслевого стандарта.  

Компания, сделавшая упор на стандарт

Основанная в 2008 году, North Andover Flight Academy со штаб-квартирой в аэропорту Лоренс к северу от Бостона, штат Массачусетс, имеет свои представительства в Александрии, штат Нью-Йорк, и Мальборо, штат Массачусетс. Она проводит обучение на вертолетах Robinson R22 и R44. Также имеет сертификат компании Robinson по обслуживанию и капитальному ремонту техники (эти возможности академия использует и в учебных целях, давая студентам возможность приобретать навыки технического обслуживания и ремонта вертолетов). И это, кстати, довольно распространенный портрет компании, работающей в этом секторе, — портрет, надо сказать, уже интернациональный, свойственный также и для России.

Как и многие другие летные школы, North Andover Flight Academy предлагает инструкции в соответствии с частью 61 и 141 FAR. В соответствии с частью 61, студенты должны просто выполнить полеты и пройти наземную подготовку. Первая часть инструкции 141 предполагает студентам следовать конкретной программе, одобренной FAA. Соответственно, требования к обучающимся в данном случае предъявляются гораздо более строгие. Тем не менее, в некоторых случаях эта часть программ позволяет студентам завершить обучение за меньшее количество часов, чем в соответствии с частью 61. Многие летные школы стремятся получить разрешение в FAA на использование в своей работе части 141 инструкций.

В некоторых странах, включая Канаду, студенты имеют возможность получать коммерческий сертификат, начиная с нуля. В свою очередь, в США перед получением коммерческого сертификата необходимо получить свидетельство частного пилота (PPL). Следовательно, подготовка на получение коммерческого сертификата может затянуться, даже если речь идет об учебной программе с использованием части 141 инструкций.

Подготовка пилотов в соответствии с определенными сценариями (принцип отраслевого стандарта) давно уже не является каким-то новшеством. Этот способ и раньше позволял довольно быстро проходить обучение «коммерческим» курсантам, благо школы поощряли их подготовку с использованием разных сценариев, особенно в стадии тестирования. Например, при оценке студента, которого готовил один инструктор, другой мог ставить ему совершенно иные задачи. Подобный подход подготовки кадров является отличным способом проверки навыков принятия решений и ситуационной осведомленности. Однако, до определенного времени отсутствовал единый структурный подход к сценарному варианту подготовки, отсутствовал стандарт.

Система Станиславского

В России частная система подготовки пилотов только зарождается, и ее развитие может пойти по любому из известных путей. Но вертолетное сообщество уже сегодня могло бы взять на вооружение выстраданный системный подход, заложенный в FITS. Эти стандарты обеспечивают более структурированный подход к сценариям обучения. Вместо того чтобы разрабатывать их «на лету», преподаватели и их курсанты имеют дело с хорошо продуманной методикой, которая точно отражает ситуации, с которыми сталкиваются коммерческие пилоты. Обучение по FITS больше внимания уделяет учебному заданию в целом, дает возможность курсантам работать и принимать решения в режиме реального времени, например, в условиях ухудшения погоды.

Впрочем, такой подход обеспечивает максимальную эффективность, когда на сцену выходят технически адаптированные летательные аппараты (ТАА), имеющие GPS-навигатор с движущейся картой и иные дополнительные системы. Удивительно, но отечественные энтузиасты несколько лет предлагают то же самое для российских курсантов. А именно первоначальное обучение с помощью малогабаритных пилотажно-навигационной систем c «образной индикацией» (читайте в апрельском номере журнала статью Андрея Титова «Электронный инструктор для первоначального обучения пилотированию»).  

Реальные сценарии

Хотя стандарты FITS становятся все более распространенными в авиации, опытные инструкторы считают, что начинать готовить вертолетчика нужно с нуля. В North Andover приняли осознанное решение сосредоточить внимание на подготовке пилотов на получение коммерческого сертификата. Студенты, проходящие обучение на получение лицензии частного пилота (PPL) большую часть своей подготовки занимаются развитием базовых навыков летного мастерства, и для них подойдет обычный учебный план. В свою очередь при обучении студентов коммерческой авиации надо быть готовым выходить за рамки выполнения основных маневров, ведь большинство из них ориентированы на карьеру профессиональных летчиков. Таким образом, для обучения идеально подходит модель, основанная на различных сценариях, то есть, с использованием FITS.

В процессе обучения она требует от летчика учиться принимать решения, что в первую очередь необходимо пилотам коммерческой авиации, и дает им навыки для выполнения коммерческих маневров за пределами стандартов. FITS на основе сценариев подготовки дают возможность коммерческим пилотам-стажерам учиться принимать решения, а не только выполнять вырванные из контекста летные упражнения.

Применение FITS в North Andover является обязательным. В отличие от типичной программы, которая обеспечивает линейный рост от первого до последнего урока, стандарты FITS дают возможность реализовать три параллельных направления подготовки: коммерческие маневры; отработка полетов при визуальном контроле; отработка полетов по приборам (полностью на основе сценариев). Инструктор при сокращенной учебной программе может действовать последовательно, отрабатывая каждый урок. Но в зависимости от обстоятельств может и перескакивать в пределах трех основных направлений подготовки. То есть, если, к примеру, в наличии плохая погода и отрабатывать определенный урок невозможно, инструктор со студентом отрабатывают практику маневрирования воздушных судов, не нарушая при этом «порядка» линейных программных направлений подготовки.

Обучение пилотов неотложки

Типичный сценарий уроков по подготовке, к примеру, по программе вертолетной скорой медицинской помощи (HEMS), преподаваемый в NAFA имеет целью отработку типичного медицинского задания: подбор пациента вне аэродрома и доставка на определенную вертолетную площадку. Причем, среди этапов подготовки четко выделяется планирование полетов в условиях нехватки времени, а также проведение расчетов до и после подбора и доставки пациента. В этом сценарии оценка погоды – особенно важная часть предполетного планирования. Очевидно, что при ее постоянном ухудшении лучше держаться ближе к аэродрому и на этом основании прокладывать маршрут.

Но это далеко не все, что необходимо делать студенту NAFA в ходе отработки вводных, которые согласно сценария дает инструктор. Важным моментом, является активное использование оборудования «технически адаптированных летательных аппаратов» (ТАА), к примеру, систему GPS-навигации. В конце концов, с ее помощью еще во время полета можно оценить, что ожидать в месте подбора.

Среди вводных могут оказаться потребность выбора иной, чем запланирована, зоны для посадки, пересмотра своего подхода и обеспечения достаточного расстояние вертолета от деревьев и других препятствий. Кроме того, пилотам медицинских вертолетов часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда состояние пациентов хуже, чем первоначально сообщалось. Отсюда и сценарии, основанные на такой практике.

Уникальные аспекты и ключевые пункты

Одним из ключевых пунктов подготовке по стандартам FITS является не только отработка принятия решений в реальном времени, но и оценка последствия этих решений. Как пример с подготовкой пилотов медицинской авиации – влияние непогоды на возможность транспортировки пациента в определенную больницу. Это гораздо больше, чем просто неудобство – это означает потенциальную опасность для жизни человека, которого перевозят. И с такими вызовами пилоты медицинской авиации сталкиваются постоянно. В свою очередь подготовка по стандартам FITS дает возможность студентам определяться с основным решением, а их инструкторам готовить их принимать подобные решения всякий раз перед полетом.

Другой уникальный аспект FITS – ориентация студента на оценку и классификацию предыдущих полетов. Это дает возможность выявить ожидания, а также обсудить альтернативные решения и методы, которые могут улучшить результаты полета.

За FITS еще нужно побороться

Тем не менее, несмотря на все свои достоинства и преимущества, стандарты FITS не являются нормативным подходом. Использование FITS зависит от степени, с какой американская отрасль решит принять их добровольно. Акедемия North Andover использовала часть 141 в программах NAFA, чтобы обеспечить FITS дополнительное доверие и привлечь сторонников среди амбициозных пилотов-новичков. Именно поэтому FITS решено было сделать реальной альтернативой при обучении курсантов, претендующих на коммерческое свидетельство.

При этом студенту, проходящему обучение на получение сертификата коммерческого вертолетчика согласно FITS в соответствии с частью 141, скорее всего придется переплатить от 20 до 30 %, так как ради всеобъемлющего характера программы требуется больше часов налета, чем по основным коммерческим программам подготовки кадров. Таким образом, на данный момент North Andover Flight Academy предлагает своим студентам различные способы, чтобы воспользоваться стандартами FITS.

Те, кто настаивает, что преимущества FITS должны быть официально признаны вертолетной отраслью, предлагают отмечать прохождение такой программы в форме дополнительного свидетельства, что дало бы выпускникам преимущества по найму. Это позволило бы студентам компенсировать свои дополнительные траты на обучение, а, кроме того, позволили бы отрасли также пользоваться преимуществами более качественной подготовки пилотов.

ПАРТНЕРЫ АВИ