Становление и развитие науки и образования на российском воздушном транспорте

7-8 февраля в рамках 5-й Международной специализированной  выставки «РосАвиаЭкспо», посвященной 90-летию со дня создания гражданской авиации,  прошла научная  конференция «Становление и развитие отраслевой науки и образования на российском воздушном транспорте».

В ходе конференции прозвучали доклады о перспективах  развития воздушного транспорта России и московского авиационного узла,  о направлениях развития и проблемах управления  образовательным и научным комплексом  гражданской авиации в условиях модернизации экономики,  об исследованиях в области безопасности полетов и проекте концепта Системы Менеджмента Безопасности  (SMS) авиационной деятельности в России. Подробная программа конференции — здесь.

Предлагаем Вашему вниманию  доклад  члена Президиума АВИ, д.т.н., профессора В.Б. Козловского, председателя совета директоров  ОАО НПК «ПАНХ»:

«Результаты и перспективы исследований и разработок в области применения гражданской авиации в отраслях экономики (авиация ПАНХ)»

Немного истории.

По истории возникновения, становления и развития нашей Организации можно смело читать лекции по развитию экономики страны в целом.

20-е годы прошлого столетия. Главная задача молодой советской республики — покончить с голодом, накормить народ. В это время был создан НИИ СХА, который был призван обобщить и развить опыты по использованию самолетов в борьбе с вредителями и болезнями сельхозкультур, через 3 года ставший отделом вновь образованного НИИ ГВФ.

А уже в 1964 году на базе этого отдела был создан в Краснодаре ВНИИ СХ СП ГА. Связано это было со значительным расширением с/х земель, освоением целины в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке и экспериментами Н.С. Хрущева в области с/х. Кстати, в этом же 1964 г. было создано МГА СССР на базе Главного управления ГВФ. Задачи перед институтом были поставлены аналогичные: участие в разработке авиационной техники и разработка технологий использовании самолетов и вертолетов в сельскохозяйственном производстве.

В дальнейшем по мере возникновения задач в других отраслях народного хозяйства — а именно развитие нефтегазового комплекса в Сибири и на Дальнем Востоке, дальнейшее углубление индустриализации страны, появление энергетических и экологических проблем — номенклатуры НИР существенно увеличилось и институт стал называться ВНИИ ПАНХ ГА. (1967 г.) а исключительная сфера деятельности была дополнена исследованиями и разработками в части несельскохозяйственного применения авиации.

Являясь отраслевой НПО в последующие годы ВНИИ ПАНХ ГА на различных этапах реформировании системы ГА и научного обеспечения страны несколько раз изменял свою организационно-правовую форму при практически неизменных задачах и функциях ( с 1984 г. — КФ ГосНИИ ГА, с 1989 г. — НПО «ПАНХ» ( с 1988 г. в составе НПО входит опытный завод «Авиаагротехника»), с 1995 г. — НПК «ПАНХ»).

За период своей деятельности НПК «ПАНХ» по разработке технических средств и авиационных технологий применения ГА в отраслях экономики и решению комплекса других вопросов, связанных с различными сторонами деятельности авиапредприятий при выполнении авиаработ в отраслях экономики страны, компания (институт) тесно взаимодействовала с министерствами и ведомствами СССР и России, академическими и отраслевыми НИО страны (свыше 30 организаций), конструкторскими и испытательными организациями авиапромышленности (ОКБ им. Камова, Миля, Антонова, Мясищева, Сухого и др.), участвовала в международном сотрудничестве в области ГА и ПАНХ ( в рамках СЭВ (Бухарестское соглашение), Международной вертолетной ассоциации (HAI), международных выставок салонов и конференций, на которых получены золотые и серебряные медали (в частности, постоянно принимала участие на ВДНХ , где неоднократно отмечалась медалями и дипломами).

К настоящему времени для решения поставленных МГА СССР и его правопреемников задач в области научно-технического обеспечения выполнения авиаработ в отраслях экономики в НПК «ПАНХ» создана необходимая и по многим позициям уникальная материально-техническая база и сформирован мощный потенциал для решения специальных вопросов ПАНХ, в т.ч. :

  • научные отделы и лаборатории по направлениям деятельности, укомплектованные квалифицированными научными сотрудниками, в т.ч. докторами и кандидатами наук;
  • летно-испытательный комплекс, располагающий парком ВС, используемых предприятиями ГА на авиаработах, и укомплектованный подготовленным и опытным авиационным и испытательным персоналом.
  • оборудованный для проведения летных испытаний полигон в ст. Пластуновской;
  • Магаданский филиал и Магаданский АРЗ;
  • лабораторная база, включая аэродинамическую трубу, для исследования специальных физических и химических процессов выполнения авиаработ;
  • система организации и выполнения НИР и НИОКР, в т.ч. действующие научно-технический и летно-методический советы.

За период существования «НПК ПАНХ» около 40 его специалистов удостоены звания «Заслуженный работник транспорта», «Почетный работник транспорта», «Отличник Аэрофлота», 10 работников защитили докторские и 48 кандидатские диссертации. Специалисты института получили более 40 патентов и 168 авторских свидетельств.

НГЖ «ПАНХ» была аккредитована в качестве научной организации в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно- технической политике» (свидетельство о государственной аккредитации № 1512 от 27.07.99 г. в 2002 г. было продлено на 3 года — свидетельство № 4286 от 30.07.2002 г.). Кстати, в отсутствие аккредитации (подтверждения) научного потенциала не лучшим образом отразилась на качестве НИР.

В рамках данного блока специалистами компании разрабатывались и оценивались требования на новые ВС для выполнения авиаработ, в т.ч. ТЗ (на самолеты и вертолеты для сельского и лесного хозяйства, легкий самолет-амфибию Р-50, легкий самолет для аэрофотосъемочных работ и др.), ТЗ на ТП на вертолеты грузоподъемностью 1000-1300 кг и 10000-12000 кг, сверхлегкий многоцелевой самолет для народного хозяйства, вертостаты с нагрузкой 10, 30 и 160 т, дирижабли грузоподъемностью 10, 20, 30 и 80 т, дирижабль «Ша-2»), исходные технические и иные требования (к ТЭП вертолетов для народного хозяйства, разработке ТЗ на монтажную модификацию вертолета Ка-32Т, к винтопланам, перспективному вертостату ЭМЗ им. В.М. Мясшцева и др.).

Большой объем научных исследований выполнен в экономическом направлении. Особенно интенсивно это направление развивалось в период 1975-1980 гг. Этот период характеризуется, с одной стороны, кардинальным развитием экономической теории ПАНХ в области методологии комплексного перспективного планирования и прогнозирования развития ПАНХ и объектов данной системы, а с другой стороны — решением прикладных задач в связи о ориентацией отраслевой экономической науки на потребности государственных органов власти. В научном плане в этот период также развивалась методическая база по разработке обликовых характеристик и технико-экономических показателей перспективных воздушных судов, по оценке экономической эффективности объектов ПАНХ и технико-экономическому обоснованию новой авиатехники и авиатехнологий. На базе этих теоретических разработок был выполнен совместно со всеми НИИ ГА целый комплекс работ по формированию перспектив развития ключевых УГА Сибири и Дальнего Востока. Эти работы имели важнейшее значение для этих управлений, т.к. позволили получить большие возможности в обновлении парка ВС, развитии наземной инфраструктуры.

При ОАО НПК «ПАНХ» действовал Центр сертификации объектов гражданской авиации специального применения (ЦС ОГА СП) (аттестат аккредитации № ССВТ 1.01.3.191,068-98), а также Испытательная лаборатория по проведению испытаний для целей сертификации (аттестат аккредитации в Системе сертификации аварийно-спасательных средств № РОСС RU.0001.03 ЭЧ/14 от 12.12.2001 г.). К настоящему времени ЦС ОГА СП в соответствии с ФАП «Технические средства для выполнения авиационных работ. Требования и процедуры сертификации», утв. приказом Минтранса РФ от 29.10.2003 г. №202 участвовал в сертификационных работах (сертификационных летных и наземных испытаниях, оценки соответствия ТС АР и анализе состояния производства) по 32 заявкам на технические средства для выполнения авиационных работ,

В части организации и выполнения летных испытаний (исследований) НПК «ПАНХ» тесно взаимодействует с подразделениями Росавиакосмоса и имеет Лицензию на испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения от 19 мая 2006 года, серия 2654- А-АТ-И№ 003177.

В целях обеспечения создания и принятия на эксплуатацию в ГА страны новых и модернизированных ВС для выполнения авиационных работ в отраслях экономики НПК «ПАНХ» проводила в различных условиях приемочные, контрольные, заводские, оценочные, эксплуатационные и другие виды летных испытаний многоцелевых и специализированных отечественнв1х и зарубежных ВС (самолеты Ан-2М, АН-3, Ил-ЮЗСХ, Су- 38Л, вертолеты Ка-26, Ми-2, монтажные модификации вертолетов Ка-32К и Ми-26Т, различные типы СЛА (FO-2, МД-20СХ, МА-32, МД-Ф, МД-50, А- 04, Витязь, Агромастер, Агропатруль-04, Р-40 «Пегас», «Авиатика-МАИ- 890СХ, Стол-ТТ-2000, А-27, А-22, СП-30, СП-32УТ, СП-34, М-12К, FO-2, Ежик и др.), самолеты Z-37 «Шмель», М-15, М-18 «Дромадер», PZL-106BT «Турбо-Круг»).

Наряду с испытаниями спецоборудования для выполнения авиаработ НПК «ПАНХ» в комплексе разрабатывает и проводит исследования соответствующих приемов и методов их использования (технологий авиаработ), при этом практически все технологии выполнения всего спектра авиаработ ГА России и СНГ (более 120) были разработаны специалистами компании. В последние годы НПК «ПАНХ» провела летные исследования и испытания по разработке авиационных технологий применения инсектицидов, фунгицидов, биологических препаратов и энтомофагов на различных сельскохозяйственных культурах и в садах, технологий по внесению удобрений и средств защиты зерновых колосовых культур от вредителей, болезней и сорняков, технологий по десикации подсолнечника, клещевины, сои, обогащению силосной кукурузы азотом, по борьбе с вредителями и болезнями овощных, садовых культур, технологий по защите лесов от хвое и листогрызущих вредителей, технологий авиаобработок нитевидными аэрозолями на самолете Ан-2, технологий применения вертолетов Ми-8, Ка-32 и Ми-26 на вывозке древесины с горных лесосек, на строительно-монтажных и других работах, по созданию и отработке способов и методов пожаротушения вертолетами в реальных условиях, технологий рекультивации нарушенных ландшафтов с вертолета Ми-8 в районе Крайнего Севера, технологий дистанционной диагностики обеспеченности растений азотным питанием, контроля состояния газопроводов, зондирования приземного слоя атмосферы, гравитометрических съемок морского дна, искусственного вызывания осадков из мощных кучевых облаков и др.,

Кроме того, проводятся специальные виды испытаний и исследований по санитарно-гигиенической безопасности авиаработ: исследования в области обеспечения экологической безопасности и охраны труда и исследования специальных вопросов экологического контроля, систем аварийного слива и регистрации параметров и др., в т.ч. собственных разработок компании (опрыскиватель ВОП-3, спасательная корзина КСВ-2, модифицированные опрыскиватели самолета Ан-2 и вертолета Ми-2, системы раскладки заградительных бонов и т.д.), эксплуатационные испытания водосливных устройств типа ВСУ-5 и ВСУ-15 с целью их совершенствования и т.д.

Испытания и исследования технических средств и технологических приемов по обеспечению и обслуживанию ВС и оборудования для авиаработ.

В соответствии с «Положением о регистрационных испытаниях и регистрации пестицидов в Российской Федерации», утв. Пленумом Госхимкомиссии РФ 17.01.95 г. и согл. с заместителями Главного санитарного врача РФ (20.12.94 г.) и Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов (01.07.94 г.) ОАО НПК «ПАНХ» является головной организацией РФ в вопросах проведения исследований, испытаний по применению препаратов с использованием авиации и разработке технологий их авиационного применения.

Кроме того, НПК ПАНХ располагает необходимой производственной базой для изготовления экспериментальных и опытных образцов специального оборудования ВС, а также возможность мелкосерийного производства.

Для осуществления уставной авиационной деятельности НГЖ «ПАНХ» имеет предусмотренные Воздушным законодательством Сертификат эксплуатанта КВП и АР воздушного транспорта, лицензии на право перевозки пассажиров, грузов, опасных грузов. Кроме того, лицензии Минпромторга на испытания AT, в том числе двойного назначения, а так же на авиационную безопасность.

В эксплуатации находятся все виды отечественных вертолётов, зарубежные В-3 Сокол и ЕС-135, самолёты АН-2. Таким образом, НПК «ПАНХ» представляет собой уникальную организацию, в которой реально соединены научная и производственная деятельность. Задачи, которые возникают в процессе эксплуатации самолётов и вертолётов на авиационных работах решаются, а решения сопровождаются научными подразделениями компании. Тем более, что задачи воспринимаются не понаслышке (Например, Пакистан).

О перспективах.

Сегодня Научно-исследовательский центр компании (НИЦ), в отсутствии бюджетного финансирования, ориентирован по двум направлениям:

1) Научное обеспечение внутренних потребностей компании. Т.е. разработки новых технологий выполнения авиаработ и их научного сопровождение. Учитывая, что в составе компании есть лётно-испытательный комплекс, мы в состоянии удовлетворить самые изысканные и нестандартные пожелания заказчиков. Это касается, прежде всего, СМР, инструментальных видов съемок и применения биологических методов защиты лесов и сельхозугодий.

2) Научные исследования и разработки специального оборудования для сторонних заказчиков. Это прежде всего МЧС — оборудование и технологии для тушения пожаров, спасательное оборудование для эвакуации пострадавших из мест природных и техногенных катастроф,

подвесные опрыскиватели для ликвидации разливов нефти, боновые заграждения.

Минприрода (Рослесхоз) — отработка современных технологий обнаружения и борьбы с лесными пожарами и вредителями лесов.

Не утрачено научное взаимодействие с ведущими НИИ и КБ авиационной промышленности. Это ЦАГИ по сельхоз самолёту, КБ Илюшин — Ил-103, Сухого — Су-3 8 и конечно с вертолётостроительными предприятиями.

На базе НПК «ПАНХ» создан первый в РФ региональный сервисный центр по продвижению и сервисному обслуживанию российских вертолётов. Стоят задачи кардинального изменения подходов к техническому обслуживанию и ремонту вертолётов. А это большой объём научной и организационной работы.

Что касается глобальных задач, которые могла бы взять на себя авиация ПАНХ в современных условиях, то нами видятся следующие:

1) Все объемлющий (многоуровневый) мониторинг окружающей среды на предмет оценки её состояния

2) Разработка и внедрение современных систем и технологий рекультивации сельхозугодий, лесов и водных бассейнов. Пора, наконец, решить проблему возникновения и борьбы с лесными пожарами, сделать чистыми водоёмы, экологически безопасными сельхоз земли. (Пример- рекультивации с/х земель опытного хозяйства).

И это всё по силам сделать с помощью авиационных методов. Но для этого нужен государственный подход и конечно же целевое госфинансирование.

Ну, и поскольку у нас конференция по развитию науки и образовании, несколько слов о кадровой проблеме. Проблему подготовки инженерно- технического персонала для компании мы решили. Благо в Ростове успешно функционирует филиал МГТУ и ЮФУ (ТТИ Таганрог). Мы сделали упор на целевую подготовку по согласованным нами программам и не ошиблись.

Будущих инженеров мы ведём практически со школьной скамьи до получения высшей категории специалистов (пример — Кузнецов А.В. -2 года.).

С летным персоналом только сейчас начинаем выстраивать систему подготовки. Благо в распоряжении кампании имеется собственный аэродром, точнее посадочная площадка по современной терминологии, и аэроклуб «Кубань». Имея научный и частично профессорско-преподовательский состав, естественно авиационный (4д.т.н. и более 10 к.н.) летно-испытательный и летно-инструкторский состав, мы вполне могли бы справиться с задачей по подготовке коммерческих пилотов вертолетов. Однако законодательство не на нашей стороне, открытие филиалов Учебных заведений не в моде, а наши попытки организовать в учебно-летный процесс с СП университетом не увенчалось успехом.

Сейчас мы готовим документы на открытие АУЦ, по первоначальной подготовке пилотов любителей, но дальше будем искать схему с Вами коллеги, по дальнейшей их подготовки до уровня коммерческих пилотов. Прошу Вас не откажите. Спасибо за внимание.

ПАРТНЕРЫ АВИ