Такой ожидаемый Ка-62

Кризис среднего веса

А дело все в том, что основной парк российских транспортных гражданских вертолетов представлен либо машинами грузоподъемностью 1 т – это, к примеру, Ка-26 и Ми-2, либо грузоподъемностью 4 т – это самый распространенный в мире вертолет Ми-8. Правда, был еще Ми-4, имевший грузоподъемность 2 т, но о нем уже все успели забыть, так как эту устаревшую машину сняли с воздушных линий как выработавшую свой ресурс еще в далеких 80-х. Вот и получается, что значительная весовая ниша от 1,5 до 3 т оказалась незаполненной. А ведь совершенно очевидно, что при цене летного часа, рассчитанной на груз 4 т, абсолютно нерентабельно летать с грузом 2 т. Именно поэтому все так ждали появления вертолета с грузоподъемностью 2–2,5 т. И похоже, почти дождались.

Проект высокого полета

Готовить проект начали еще в 1990 году в ОКБ им. Н.И. Камова на базе разрабатываемого в рамках гособоронзаказа транспортно-десантного вертолета Ка-60. Вертолет получил обозначение Ка-62.

Базовым для него был выбран транспортный вертолет, рассчитанный на перевозку груза массой до 2500 кг на внешней подвеске или 15–16 пассажиров в кабине. Большое внимание при проектировании было обращено на повышение его эффективности за счет увеличения крейсерской скорости, уменьшения удельного расхода топлива и увеличения весовой отдачи, а также за счет снижения трудоемкости технического обслуживания.

Стоит отметить, что Ка-62 – это первый вертолет ОКБ Камова, спректированный по одновинтовой классической схеме. Однако вместо обычного хвостового винта на этой машине установили так называемый фенестрон – винт, заключенный в специальный кожух, улучшающий аэродинамику вертолета и безопасность эксплуатации. Лопасти винтов и планер по массе на 60% были выполнены из полимерных композиционных материалов, к тому же сам планер отличали совершенные аэродинамические обводки, вместительная транспортно-пассажирская кабина и трехстоечные шасси с хвостовой опорой.

Ка-62 проектировался уже с учетом всех международных требований по безопасности полетов. Это и обеспечение полета и посадки с одним работающим двигателем, и гарантия травмобезопасности пилота и пассажиров на случай грубой посадки за счет энергопоглощающей конструкции шасси и кресел, и защита рулевого винта в киле от случайных повреждений, и, наконец, оснащение машины эффективными противообледенительной и противопожарной системами.

Многоцелевое же применение Ка-62 было достигнуто путем создания конструкции, максимально адаптированной для применения его в качестве скорой медицинской помощи, выполнения поисково-спасательных и патрульных операций, ведения ледовой разведки, контроля водных границ и границ экономических зон, обучения летного состава, а также перевозки VIP-персонала и обслуживания морских и шельфовых газо- и нефтепромыслов. 

С прицелом на будущее

Вертолет Ка 62

Как видим, вертолет был «сработан» на славу. И все же хочется немного остановиться на его некоторых конструктивных особенностях, которых, признаться, в этой машине нового поколения немало. Одной из главных, безусловно, является огромная доля композиционных материалов, применяемых в конструкции вертолета. Их использование позволит снизить трудоемкость изделия и, как следствие, стоимость вертолета, сделает его конкурентоспособным на международном рынке.

Также хочется отметить авионику вертолета – она проектируется на самом высоком уровне. Ка-62 может иметь как стандартное оборудование базового транспортного варианта для полетов в условиях визуальной видимости, так и комплекс для пилотирования винтокрылого аппарата по приборам в любых погодных условиях с использованием аппаратуры спутниковой навигации.

Специально для Ка-62 Рыбинским КБ моторостроения (главный конструктор – А.С. Новиков) разработаны ГТД нового поколения РД-600. Это весьма перспективная разработка: по качеству, экономичности и мощности двигатели сопоставимы с иностранными аналогами.

Кстати, на данный момент рассматриваются два варианта двигателей для Ка-62 – уже упомянутый выше РД-600 и в перспективе – французский Turbomeca Ardiden 3G. Соответствующий протокол о намерениях уже подписан 21 февраля 2010 года. Устанавливать его, скорее всего, будут на вертолеты, которые пойдут на экспорт, ведь не секрет, что нашим моторам за рубежом пока что не слишком доверяют. Но случится это не сегодня – двигатель находится в стадии разработки и будет готов к 2013–2014 годам, когда вертолет уже будет запущен в серийное производство. Так что летать Ка-62 начнет на «родных моторах», а уж потом по требованию эксплуатантов можно будет устанавливать либо тот, либо другой двигатель.

В предвосхищении полета

Теперь, разобравшись с тем, каким же будет новый российский вертолет, необходимо несколько слов сказать и о том, когда же он появится и каковы планы на будущее. По информации разработчиков и производителей, первый опытный образец Ка-62 должен появиться уже в этом году. Затем его передадут в ОКБ Камова на летные испытания. В 2011-м будет проводиться сертификация вертолета по стандартам летной годности, принятым в Европе и США, чтобы в будущем можно было говорить об экспорте данной машины. Серийные же вертолеты планируется начать собирать в 2013 году, причем загрузка производства ожидается в объеме до 30 вертолетов в год, но это, конечно, весьма приблизительные прогнозы, чего нельзя сказать об инвестиционной программе, которая уже рассчитана на 300 машин, – это окупаемость проекта и получение планируемой прибыли. Сами же производители рассчитывают выйти на нулевой рубеж к 2018 году, а далее уже получать чистую прибыль. Можно пожелать им только удачи! Тем более что, еще не появившись на свет, Ка-62 уже востребован. Так, на Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2009, где он экспонировался в виде макета, вертолет вызвал неподдельный интерес у целого ряда иностранных партнеров и потенциальных заказчиков. Уже есть несколько так называемых «мягких» заказов, когда стороны имеют предварительное намерение на поставки в будущем. Но все же в первую очередь необходимо заполнить российский рынок, где эту машину давно ждут, ведь вместимость вертолета 12–14 человек наиболее оптимальна с точки зрения обслуживания компаний, практикующих вахтовый метод работы, – это прежде всего нефте- и газоперерабатывающая области северных районов России. И у этих компаний уже есть желание приобрести несколько десятков Ка-62.

Думается, что Ка-62 ждет светлое будущее, тем более что, по заверению руководства вертолетостроительного холдинга «Вертолеты России», в настоящее время эти машины являются наиболее перспективными и их строительство будет налажено в самое ближайшее время. Вторят им и маркетологи, которые просчитали, что при благоприятном развитии событий Ка-62 может занять от 10% до 30% рынка вертолетов данной весовой категории. Как тут можно сомневаться?!

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ