Таможенные заботы

Декларирование вертолетов и комплектующих надо доверять профессионалам. За последние годы в России товарооборот с зарубежными авиастроительными компаниями и, соответственно, парк вертолетов иностранного производства (в результате отсутствия в модельном ряду вертолетов российского производства ЛА взлетной массой до 3 тонн, о чем журнал «Вертолетная индустрия» писал неоднократно) выросли в разы. Естественно, машины требуют технического обеспечения и обслуживания. В этой связи существенно увеличились  объемы поставляемых в Россию запасных частей к иностранной авиатехнике. Это, в свою очередь, способствовало развитию в отрасли такого направления, как международная логистика и таможенное оформление, о чем во времена безраздельного господства российской техники страшно были и подумать. Поэтому выведение таможенного обеспечения в отдельное подразделение рядом компаний было обусловлено практической необходимостью.

Осознанная необходимость

Начиная с 1990-х годов и вплоть до последнего времени ввозить зарубежную авиатехнику и запчасти в Россию было весьма накладным делом. Не в последнюю очередь потому, что процедура импорта была сопряжена с огромным количеством бюрократических препон и справедливо называлась «полосой таможенных препятствий». А между тем вопросы обеспечения в сфере гражданской авиации имеют особое значение и актуальность: ведь от своевременной поставки машин и комплектующих напрямую зависят и регулярность, и безопасность полетов.

В связи с вступлением России в Таможенный союз и предстоящим вступлением во Всемирную торговую организации, законодательство, в частности таможенный кодекс, претерпело значительные изменения. Российские производители вертолетов были и остаются защищенными внушительными таможенными пошлинами на иностранную технику и комплектующие. Однако ни многообещающая интеграция в таможенный союз, ни изменения, внесенные в таможенное законодательство, практически не сказались на эффективности отечественной вертолетной индустрии – отрасль не продемонстрировала ни технологических прорывов, ни даже убедительного роста основных показателей. Хотя руководители отрасли утверждают прямо противоположное.

В этой связи стало возможным говорить об открывающемся все шире и шире окне возможностей для иностранных компаний на российском рынке. Однако несмотря на направленную и порой изощренную работу по лоббированию своих интересов в России, процедура ввоза зарубежных вертолетов не претерпела серьезных изменений. При этом, надо отметить, что невзирая на изначальный протекционизм для российских вертолетостроителей, почти ничего не было сделано для того, чтобы отечественные вертолеты пробились на рынки Европы и США. Так что российским вертолетостроителям и операторам приходится испытывать такие же трудности за рубежом. Если российские «несовершенства законодательства» давно стали общим местом, равно как и обещания «внести поправки с учетом всех пожеланий» в ближайшее время, то и западная практика «особых требований» по сертификации ничуть не уступает нашей по предвзятости. Ну а для российских покупателей главной головной болью остается пресловутая «растоможка».

Таким образом, очевидной и актуальной стала потребность в квалифицированных специалистах, которые возьмут на себя таможенные заботы. Чтобы профессионально выполнить свою задачу, необходимо иметь достаточный опыт в таких направлениях, как

— организация международной доставки грузов различными видами транспорта,

— декларирование товаров и транспортных средств в различных таможенных процедурах.

Кроме того, нужно быть в курсе последних правил, в том числе запретов и ограничений.

Отечественные авиакомпании одна за другой начали формировать подразделения логистики и таможенного оформления. Одной из компаний, соответствующей названным требованиям, является ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг».

СПРАВКА

Более 10 лет назад специалисты по таможенному оформлению ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» участвовали в обеспечении поставок авиационно-технического имущества в миссии ООН в Африке. С 2007 г. они вплотную занимаются обновлением парка воздушных судов компании (в том числе иностранными машинами) и организацией доставки и таможенного декларирования самолетов, вертолетов и авиационно-технического имущества. С 2010 года в структуру ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» переведено новое подразделение – Управление таможенного обеспечения.

«ЮТэйр-Инжиниринг» оказывает спектр услуг, куда входят:

— таможенное оформление,
— экспедирование,
— сертификация (соблюдение запретов и ограничений),
— определение кодов ТН ВЭД ТС,
— страхование,
— транспортно-экспедиторское сопровождение (агентирование),
— размещение грузов на СВХ,
— консультирование в области ВЭД,
— расчет таможенных платежей при ввозе товаров.

Новые отношения

Таким образом, отношения между покупателями и таможенными структурами все чаще осуществляются при участии профессиональных посредников.

Однако начальный период активной деятельности всегда сопряжен с немалым количеством трудностей и их преодолением, с необходимостью оперативно разрешать возникающие противоречия и пр. Не являются исключением и логистические компании. О том, с чем приходится сталкиваться специалистам «ЮТэйр-Инжиниринг» и, в частности, управления таможенного обеспечения, журналу «Вертолетная индустрия» рассказал начальник управления Владислав Николаевич Торопов.

— Необходимость в нашем подразделении возникла тогда, когда парк авиатехники начал активно пополняться машинами зарубежного производства, взамен ранее используемых отечественных.

Но начинать, наверное, следует с доставки – с составления договора и заключения сделки. С этих моментов начинаются проблемы и сложности, решать которые лучше всего при участии грамотных специалистов. В документах указывается, откуда нужно забрать запчасть – из Европы, Америки и т. д. В зависимости от этого выстраивается некая логистическая цепочка, причем, таким образом, который потребует минимальных расходов. Это может быть либо прямой самолет, либо курьерская почта. Опыт показывает, что почтой получается вдвое дороже. К сожалению, экспедиционные компании работают не оперативно. Поэтому проще и быстрее все сделать своим специалистам или же привлечь агента, который занимается транспортной логистикой.

Таможенное оформление как вертолетов, так и комплектующих к ним, имеет ряд особенностей. Связаны они в первую очередь с тем, что речь идет о высокотехнологичном товаре. Например, на каждую запчасть требуется заполнить 54 графы декларации – и именно поэтому важно доверить эту работу специалисту. Человек, заполняющий декларацию, должен иметь соответствующую подготовку и опыт. Необходимо учитывать условия внешнеторгового договора, что под силу только профессионалу. Вообще каждое слово здесь имеет значение, и непрофессионал может попросту не справиться.

В. Торопов:

— В частности, важный момент – описание товара, чтобы согласно таможенному реестру, скажем, редуктор соответствовал редуктору. В соответствии с этим определяется ставка таможенной пошлины – она составляет от 0 до 25% от заплаченной по договору стоимости. Соответственно, каждое наименование имею свою таможенную ставку.

Таможенная пошлина – не единственный платеж, который придется выложить при перевозке авиатехники. Если говорить о комплектующих на вертолеты, то там, помимо таможенной ставки, покупатель обязан уплатить  НДС (18%) и сборы за таможенное оформление. Стоимость услуги варьируется от 500 до 25 000 рублей. Что касается вертолетов, то растаможка его обойдется в 20 – 25% покупной стоимости. Кстати, услуги московских брокеров стоят дороже по сравнению с северными регионами, с которыми в основном работает «Авиакомпания ЮТэйр». Что, соответственно, ведет к удорожанию товара.

Примечательно, что и времени на оформление таможенных документов в Москве требуется тоже больше, чем, скажем, в Тюменской области. В Тюмени этот процесс занимает обычно около суток, в столице – двое.

Тем не менее, покупка вертолетов иностранного производства демонстрирует определенный рост.

В. Торопов:

— С начала 2012 года «ЮТэйр-Инжиниринг оформил в общей сложности, с учетом и самолетной части, 4 тысячи деклараций. Предполагается, что к концу года эта цифра превысит 5 тысяч. Это потребует от таможенных органов перейти на 7-дневную рабочую неделю и пропорционально увеличить штат. Что касается вертолетной части, то на ее долю приходится примерно 200 – 300 деклараций. Немного по сравнению с самолетами, однако динамика роста в этом секторе положительная.

Ошибки дорогого стоят

Отдельно несколько слов следует добавить о декларировании запасных частях для вертолетов. Эти товары выделены в особую категорию спецтоваров, и на их ввоз требуется получение лицензий от полномочных органов.

В. Торопов:

— В ряде комплектующих содержатся такие вещества, как радиоизотопы (датчики дыма), пусть и в минимальном количестве. Поэтому требуется разрешение Минпромторга. А есть еще радиочастотное оборудование, огнетушители, содержащие в себе различные химические вещества, а также краски, растворители. Необходимо получить разрешение на ввоз наркотических средств. Таким образом, сначала все это подлежит лицензированию, а уж затем только ввозится в страну.

Чтобы избежать известных злоупотреблений со стороны покупателя (например, когда в декларации указывается товар с заведомо более низкой таможенной ставкой), за нарушения предусмотрена административная ответственность, предполагающая довольно высокий штраф.

В. Торопов:

— Жесткая административная ответственность – самый больной момент во всем процессе таможенного оформления. Нарушения регулируются главой 16 административного кодекса, там оговаривается примерно 23 правонарушения. Основные из них – не оформленные совсем товары, неправильное декларирование, отсутствие согласования с полномочными органами, ввоз без лицензии. Штрафы за эти правонарушения предусмотрены очень серьезные, если не сказать кабальные: либо процент от стоимости товара (а запчасти – товар дорогой), либо фиксированная ставка в размере от 100 до 300 МРОТ (то есть до 300 тыс. рублей). Предусмотрено даже уголовное преследование – в случае контрабандного провоза и ухода от налогов (ст. 184, 188).

Поэтому в интересах декларанта не ошибиться, указывая наименование ввозимого товара. А еще лучше, если оформлением будет заниматься профессионал, располагающий не только соответствующими знаниями и опытом, но и достаточным техническим оснащением. При этом он обязательно должен разбираться в авиационной специфике.

ПАРТНЕРЫ АВИ