Технологическая культура и винтокрылая сельхозавиация

Согласно статистическим данным площадь сельскохозяйственных территорий в России составляет 22 тысячи квадратных километров, что равняется 10 процентам от пахотных угодий во всем мире.

В этой связи вполне логичен вопрос модернизации сельскохозяйственных работ. Даже поверхностный анализ говорит о том, что увеличение их эффективности экономит огромные ресурсы. И малая сельхозавиация, вертолеты в данном случае, вполне подходит под определение палочки-выручалочки для отрасли, что наглядно продемонстрировал еще советский опыт.

В 1970-х годах вертолеты Ми-1, Ми-2, Ка-26 и Ка-15, оборудованные специальными агрегатами, давали большой эффект при опрыскивании растений от вредителей, выполняя полеты на высоте 3-6 метров от земли, работали по внесению удобрений, что позволяло заметно повысить урожайность. Прекрасно зарекомендовали себя вертолеты при обработке садов и виноградников, посевных работах. В данном случае преимущества винтокрылых машин перед наземным транспортом более чем очевидны. Однако, здесь не все так безоблачно.

В советские времена на двух, самых главных недостатках использования авиатехники, сельхозпроизводители особо не зацикливались — это стоимость летного часа и наличие средств на приобретение новых вертолетов. Все, в том числе денежные и технические ресурсы, распределялось централизовано. Также централизовано решались вопросы подготовки кадров и содержания аэродромов. Третий недостаток — зависимость от метеоусловий, хоть и имел серьезное влияние на эффективность применения воздушных судов, носил скорее фатальное значение, этакий всеобщий форм-мажор, сделать с которым что-либо было попросту невозможно. Зато сегодня многие агропромышленные комплексы, не говоря уже о небольших фермерских хозяйствах, не могут позволить купить себе дорогостоящее оборудование при всей его эффективности.

Вертолет «у двери»

Тем не менее, при стоимости самого доступного на сегодня вертолета Robinson R44 вместе с навесным сельхозоборудованием в пределах 60 миллионов рублей, при активном использовании авиатехники, затраты на нее окупаются в течение двух-трех лет. Примером этому может стать группа компаний «АСБ», насчитывающая семь сельхозпредприятий в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах.

Холдинг приобрел и начал использовать четыре вертолета Robinson R66 с 2014 года и, по словам заместителя генерального директора ООО «Грибановский сахарный завод», входящий в группу компаний, Руслана Кондратьева, уже окупил свои затраты. Это не смотря на то, что вертолеты применяют здесь исключительно в качестве транспортной техники. Каждый из них закреплен за определенным подразделением компании. Один вертолет работает исключительно по задачам главного агронома, главные из которых — мониторинг ситуации с возделываемыми культурами на территории 291тысяч гектаров посевных площадей в Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Волгоградской области. Второй решает задачи инженерно-технической службы, в том числе по обеспечению оперативного ремонта техники. Третий закреплен за ремонтно-строительным отделом, еще один — работает исключительно по задачам перемещения руководства группы компаний. Стоимость ежегодного обслуживания воздушных судов составляет 400 тысяч рублей. Затраты на авиационный керосин на летный час в течение которого покрывается расстояние в 200 километров, равно 3500 рублей. Весной и осенью каждый вертолет имеет ежедневный налет в пять часов.

Что касается персонала, то в «АСБ» за каждым воздушным судном закреплен пилот, который не только обеспечивает летную работу, но и курирует своевременное проведение оперативного и периодического технического обслуживания техники.

«Для нас важна оперативность, в критические периоды вегетации, мы не можем зависеть от оператора вертолетных услуг, от того, есть ли у него сейчас свободный вертолет для нас или он на плановом ремонте, а то и летает по задачам другого заказчика. Нам важно иметь вертолет „у двери“, чтобы он был в любой момент готов к вылету», — поясняет Руслан Кондратьев.

В «тени» проще, но страшнее

И, все же, вертолет «у двери» на сегодня остается недоступной роскошью для большинства сельхозпроизводителей России. О том, что в стране не хватает авиатехники для сельского хозяйства, отмечают не только на местах, об этом говорят результаты исследований профильных структур федерального уровня, таких, как маркетинговое агентство MegaResearch. Причем, на основании этих работ Ассоциация Участников Закупок (АУЗ) делает весьма тревожные выводы — авиация фактически «ушла в тень», существуя на незаконных или «полу законных» основаниях. Сотни воздушных судов работают в полях без разрешительных документов, даже не регистрируя свои вылеты. Показательно, что на такие нарушения контролирующие органы, как правило закрывают глаза, так как успехи сельского хозяйства — одни из немногих и наиболее важных в нашей стране. «Это плюсы, которым прощаются многие минусы» — так охарактеризовал ситуацию Владимир Ястребов, руководитель аналитического центра АУЗ.

Оказалось, что за последние 25 лет объемы обработки полей с воздуха сократились в десятки раз. А между тем, потребность в подобной авиатехнике высочайшая — обработка сельхозкультур с воздуха позволяет увеличить урожайность до 20 процентов. Время на обработку химикатами в период нашествия насекомых-вредителей снижается до 10 раз. То, что наземная техника делает 10 дней — самолет выполняет за 1 день. Причина всему — в выводе сельхозавиации из сферы государственного контроля и поддержки. Подвижки в развитии санитарной вертолетной авиации в последнее время показывают насколько это обстоятельство имеет значение для жизнеспособности соответствующих отраслей.

Да, сегодня объемы действующего сельскохозяйственного авиапарка внушительны. В стране насчитывается около 110 единиц воздушных судов у крупных официальных предприятий и порядка 850 у остальных участников рынка, в том числе нелегальных. Только техника эта в подавляющем большинстве возрастная, и когда она начнет разваливаться от износа, не знает никто. Масла в огонь добавляют и другие факторы, связанные с подготовкой пилотов, а также наземным обеспечением полетов.

Сразу два тревожных сигнала подтвердили фатальное приближение проблемы летом нынешнего года — 5 и 7 июня на юге России упали два вертолета Ми-2, обрабатывающие поля в Адыгее и Андроповском районе Ставрополья. По предварительной версии в одном случае причиной аварии стало столкновение частного вертолета с линией электропередачи. Да и сам вертолет был, как говорится, далеко не первой молодости, Ми-2 сняли с производства еще в 1992 году. Старая техника требует особого внимания, но, увы, дело тут не только в возрасте.

Как говорит руководитель авиационно-спортивного центра «Легкая авиация Ставрополья» Сергей Теплых: «У нас вся сельхозавиация в частных руках. Многие из предпринимателей к тому же вынуждены работать „в тени“, ведь собрать разрешительные документы очень сложно. Порядок их предоставления давным-давно устарел, нужно „осовременить“ его».

А так ли нужен вертолет

То есть, как видно, проблемы легкой сельскохозяйственной авиации буквально цепляются одна за другую. При этом в их списке особое место отводится «биологии» из-за чего сельхозавиация может приземлиться однажды и навсегда.

То и дело в отрасли ходят слухи о том, что использование воздушных судов в сельском хозяйстве, в частности — в химической обработке посевов, могут попросту запретить из-за проблем, связанных с агроэкологическими требованиями к защитным мероприятиям. Так запрещено авиационное распыление пестицидов на участках, расположенных на расстоянии менее двух километров от населенных пунктов, рыбохозяйственных водоемов, источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, скотных дворов, птицеферм, мест выполнения других сельскохозяйственных работ, а также участков под посевами культур, идущих в пищу без тепловой обработки. Запретная зона вокруг пасек составляет целых пять километров. Между тем, облако распыленной жидкости переносится порой на расстояние до 20 километров.

Только из-за этого, даже в благополучных хозяйствах предпочитают иметь несколько хороших наземных опрыскивателей, как правило, самоходных. Да и в лучшие годы советского прошлого на долю авиации приходилось не более 20-30 процентов общего объема работ по защите растений. Сегодня этот процент совсем мизерный.

«Эффективность сельхозавиации сильно преувеличена,— считает Геннадий Мажуга, доцент кафедры защиты растений Донского аграрного университета. — Ведь капля жидкости размером до 100 микрон, вылетевшая из форсунки авиационного распылителя на высоте 2-5 метров испаряется, пролетев всего 15 сантиметров. Более крупные капли тоже моментально теряют влагу и становятся чрезмерно концентрированными. На поле остается огромное количество огрехов, которые немыслимы при наземном способе химобработки. А ведь все это потеря значительной части урожая».

«Мы обрабатываем посевы самоходным опрыскивателем, — говорит Михаил Фоменко, фермер из Родионово-Несветайского района. — Производительность одной машины за световой день — более 500 гектаров. От использования авиации отказались сразу — качество обработки низкое, большой перерасход средств защиты растений».

Если учитывать технологическую культуру

И, тем не менее, малая авиация в сельском хозяйстве, хоть и дорого (во всех смыслах), но выгодно. По данным кандидата экономических наук, заведующего кафедрой технического и технологического переоснащения сельского хозяйства Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства при Орловском госагроуниверситете, сроки обработок растений обусловливаются данными Государственной карантинной инспекции и лабораторий на основе осенних, весенних и летних обследований по определению видового и количественного состава вредителей и болезней. Наибольший эффект защитные мероприятия дают при проведении их в максимально сжатые сроки — в течение трех, максимум пяти дней, что не всегда можно обеспечить наземными способами внесения средств защиты растений. Это общая проблема российского сельского хозяйства — несоблюдение технологии выращивания культур: из-за отсутствия или неисправности наземной техники (опрыскивателей, тракторов) хозяйства просто неспособны обработать в нужные сроки необходимую площадь посевов. И здесь на помощь хозяйствам может прийти малая авиация.

Кстати, о четкости выполнения технологического процесса при работе сельскохозяйственной авиации, говорят и иностранные коллеги-вертолетчики, указывая на то, что большинство используемых химических веществ имеют определенный температурный диапазон применения.

«Температуры выше 29 градусов Цельсия работает против нас, так как в этом случае вода из химической смеси испаряется до того как упадет на землю», — говорит шеф-пилот компании Sky Aviation из Вайоминга Тони Херби.

«Мы не начинаем распылять гербициды до того, как температура достигает 10 градусов Цельсия, потому что растения должны согреться, чтобы принимать питательные вещества через листья», — поясняет пилот и совладелец компании &R Flying Service из Арканзаса.

Обращаясь к скорости ветра, пилот и владелец компании M&D Aerial из Техаса Дэвид Джордж утверждает, что вертолетные операторы должны быть в курсе дрейфа спрея. Слишком большое распространение распыляемых веществ может нанести ущерб различным культурам — что становится особенно проблематичным, если эти культуры находятся на другой ферме. И, конечно, крайне важен размер капель распыляемого вещества, которые устанавливаются распылительными аппаратами. Тут большое значение имеет качество навесной техники, используемой на вертолетах.

Да что там Запад

Таким образом, при очевидной дороговизне ее услуг в сравнении с наземными способами обработки авиаобработка имеет ряд преимуществ. Первое из них — сверхлегкие летательные аппараты работают в 10-12 раз производительнее. Благодаря этому малая авиация позволяет в сжатые агротехнические сроки контролировать численность вредителей, предотвращать появление болезней, бороться с сорняками. Авиация остается незаменимой в борьбе с особо опасными вредителями — саранчой и луговым мотыльком, когда требуется быстрая обработка огромных площадей. Малая авиация повышает качество урожая с помощью поздних подкормок, не повреждая растения. Она эффективна на десикации высокостебельных растений, например подсолнечника. Легкие летательные аппараты делают свою работу даже тогда, когда наземная техника не может выйти в поле из-за высокой влажности почвы. В результате сельхозпредприятия благодаря авиахимработам могут добиться повышения урожайности на 15-35 процентов и более, одновременно улучшив качество продукции растениеводства.

Не случайно, например, во Франции ежегодно только при помощи сверхлегкой авиации обрабатывается более 500 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий. В США ежегодно около 8 тысяч сверхлегких летательных аппаратов обрабатывают до 100 миллионов гектаров. В результате авиаобработок американские фермеры отмечают рост урожайности сельхозкультур на 10-15 процентов благодаря отсутствию технологической колеи и более качественной обработке посевов.

Отрадно, что и российская практика выдает такой же прирост показателей в современных условиях ведения сельхоз бизнеса. Анализ экономической эффективности производства хозяйств Орловской области показывает увеличение валового сбора всех культур благодаря использованию авиационной обработки посевов средствами химической защиты. Рентабельность растениеводства увеличилась на 15,4 процента. Уже только это говорит о том, что применение малой авиации заметно повышает экономический эффект от сельскохозяйственного производства. Следовательно, применение малой авиации для обработки посевов в сельском хозяйстве экономически оправданно и перспективно.

ПАРТНЕРЫ АВИ