Тофалария: затерянный мир

Представителей коренной сибирской народности тофы на земле осталось около 800 человек. Когда-то они были кочевниками, а сейчас большинство тофов компактно живет в трех поселках в Нижнеудинском районе Иркутской области. Этот очень красивый и обособленный горный регион называют Тофаларией, расположенный в горной системе Восточный Саян на юге Сибири. Около 90% территории Тофаларии представляют из себя среднегорные таежные ландшафты. Растительность типичная таежная, преобладают горно-лиственные и кедровые насаждения. И фактически единственный надежный путь сюда — по воздуху.

Тофалария — это наглядная иллюстрация понятия «труднодоступный район», который так часто используется при обосновании расширения авиатранспортной доступности российских регионов. Таких удаленных районов, отрезанных от «большой земли» — сотни по стране.

Аэропорт в райцентре Нижнеудинск сегодня единственный между Красноярском и Иркутском. И это одно из ключевых мест базирования воздушных судов авиакомпании «Ангара» в регионе. Помимо регулярных рейсов в крупные города Восточной Сибири, аэропорт обслуживает местные авиаперевозки — для нужд геологов, лесоохраны, оленеводов, туристов и, разумеется, жителей Тофаларии.

Авиационное обеспечение населенных пунктов Тофаларии обеспечивается в рамках социальных вертолетных перевозок авиакомпании по согласованию с муниципальном бюджетным учреждением «Обслуживание социальной сферы Нижнеудинского района». Всем необходимым села Тофаларии снабжаются по воздуху. Поэтому вертолеты перевозят не только людей, но и продукты питания.

В былые времена в села Тофаларии по два раза в день летал Ан-2. Сегодня — только вертолет. По маршруту Нижнеудинск — Алыгджер — Нерха вертолет летает через день, по маршруту Нижнеудинск — Верхняя Гутара — раз в неделю.

До 1948 года в Тофаларии велась промышленная добыча золота. После ее прекращения край превратился в абсолютно дотационный бюджетный район.

Поселок Алыгджер. Административный центр Тофаларского муниципального образования. Расположен на правом берегу реки Уды в 93 километрах к юго-западу от Нижнеудинска. Алыгджер в переводе с тофаларского языка означает «ветер». Дует здесь он довольно сильно. И проникает всюду беспрепятственно — на зависть людям.

От «большой земли» Алыгджер отрезан непроходимыми горами. Добраться в Алыгджер можно практически лишь вертолетом. Зимний вариант — по замерзшему руслу реки, но это довольно длительное (десятки часов) и небезопасное путешествие. Население поселка Алыгджер — чуть более 500 человек. Примерно половина из них это тофы (вариант названия, который им самим не очень нравится — тофалары).

Зимой в селах Тофаларии практически не остается мужчин — все уходят в тайгу на охоту (занимаются охотой, впрочем, и некоторые женщины). Сегодня это практически единственный источник дохода местных жителей. В Тофаларии много соболя, горностая, белки, колонка.

В июле 2017 года жители Тофаларии перенесли «транспортный шок»: администрация Нижнеудинского района отменила все льготы на авиаперевозки между Нижнеудинском и населенными пунктами Тофаларии.

Раньше билет на вертолет до Нижнеудинска для жителей Тофаларии стоил 750 рублей, а льготники летали бесплатно. Теперь установили новую фиксированную стоимость: до cел Алыгджер и Верхняя Гутара — 1500 рублей, до деревни Нерха — 1 300 рублей. При этом экономически обоснованной считается цена билета в 7000 рублей. Разницу компенсирует местный бюджет.

Верхняя Гутара — третий поселок Тофаларии. Население около 400 человек. Поселок был создан в 1920-е годы. Немного позднее здесь организовали колхоз «Кызыл-Тофа» («Красная Тофалария»), устроили звероферму по разведению лисиц. Ферма вскоре разорилась. Колхоз расформировали в 1967 году и включили в состав тофаларского коопзверпромхоза. В Верхней Гутаре (как и в других тофаларских поселках) нет телефонной связи, только рация. Электричество же вырабатывают при помощи дизель-генераторов. Авиация добралась до Верхней Гутары лишь в 1953 году, до этого все поставки вели по зимнику, а летом вообще ничего не привозили, население голодало. Впрочем, постройка летного поля имела не только позитивные последствия: в аэродром превратили самый большой покосный луг, из-за сокращения кормовой базы пострадало местное скотоводство.

Красоты Тофаларии буквально просятся в туристические проспекты. Но уровень развития организованного туризма в здешних местах колеблется в районе нулевой отметки. Тофалария чрезвычайно богата полезными ископаемыми. В ее недрах разведаны запасы золота, свинца, урана, полиметаллов. Но разработка не ведется с середины прошлого века. Вероятно, к счастью.

У труднодоступности, выходит, есть и свои плюсы. Территория Тофаларии сопоставима с площадью таких стран, как Израиль, Сальвадор или Словения. Реки Тофаларии пригодны для экстремальных сплавов.

В последние годы у вертолетного подразделения а/к «Ангара» работы становится всё больше. Авиакомпания выполняет значительный объем социально-значимых работ для Иркутского центра медицины катастроф, Иркутской авиационной базы охраны лесов, обеспечивает круглосуточное дежурство и организацию поисково-спасательных работ. В рамках федеральный программы по развитию санитарной авиации к парку из шестнадцати вертолетов Ми-8 авиакомпании присоединился новый Ми-8 АМТ, оснащенный медицинским модулем.

ПАРТНЕРЫ АВИ