Три принципа, три составные части вооружения Европы

Буквально пять-шесть лет назад аналитики в основной своей массе говорили, что из-за снижения военных расходов вертолетный рынок будет падать в пределах 0,11 процентов в год. При этом строгая экономия бюджетных средств заставит страны приобретать многоцелевые вертолеты. А благодаря программам долгосрочной модернизации и сильной вертолетной промышленности крупнейшим европейским покупателем вертолетов станет Великобритания.

Нельзя сказать, что сегодня эти прогнозы не оправдались, вместе с тем, создается ощущение, что Европа, будто проснувшись после длительной спячки, вдруг начала активно закупать военные вертолеты. И факты подтверждают такой тренд, правда, имеющий ряд особенностей для разных групп стран Европы.

Богатые позволяют себе выбирать

Взять, к примеру, Европу «старую». Здесь, как и предполагалось, одну из первых скрипок в деле приобретения новых вертолетов играет Великобритания. Единственное, что сейчас волнует военных Ее Величества, как и на чем строить перспективу. То есть, что пока лучше приобретать, испытанных «старичков» линейки Chinook, либо высокоскоростные конвертопланы V-280 и SB-1 Defiant?

Ситуация такова, что с одной стороны сегодня Королевские военно-воздушные силы имеют в своем составе 60 CH-47 и продолжение поставок аналогичных вертолетов может дать определенную экономию средств, к тому же позволит постепенно вывести из эксплуатации старые машины, требующие значительных расходов на поддержание их в боевом составе. С другой стороны Великобритания заинтересована в высокоскоростных платформах. Хотя специалисты, отвечающие за их прием на вооружение, говорят, что «предлагаемые архитектуры все еще относительно не зрелы, дороги, поэтому мы должны быть уверены в положительных результатах от их приобретения, прежде чем покупать».

Но в любом случае решение о новой технике будет приниматься после исследования, проводимого министерством обороны Великобритании, которое завершится в конце 2019 года. Его результаты определят будущие потребности для среднего и тяжелого вертолетного парка, открывая возможность приобретения высокоскоростных винтокрылых аппаратов.

Однако даже если выиграет Chinook, то его поставки в Королевские ВВС начнутся примерно с 2025 года, после старта выпуска версии Chinook Block II. Хотя продажа Великобритании 16 вертолетов CH-47 с увеличенной дальностью полета была одобрена США еще в конце прошлого года.

Другой европейский силач — Германия, также задумалась о приобретении новых вертолетов. И это стремление, между прочим, получит обязательное финансирование в четырехлетнем бюджетном плане страны. Здесь в качестве приоритета выделена крупная программа вооружений — приобретение тяжелых военных вертолетов. Единственная проблема в том, что министерство обороны ФРГ хотело вдвое больше денег. Но пока удалось «выбить» только $1,8 млрд. Так что есть вероятность временного снижения аппетитов. Хотя, как ожидается, вертолетная программа Германии все-таки дорастет до более чем $4 млрд.

Между тем борьба за $1,8 млрд. будет вестись между американскими производителями оружия Lockheed Martin и Boeing, так как Минобороны ФРГ заявило, что рассчитывает выбрать одну из двух моделей вертолетов США: CH-47 Chinook (Boeing), или новый CH-53K King Stallion (Sikorsky Lockheed).

И это только начало. Дело в том, что предполагается приобрести 40-60 вертолетов, а это значит, что закупка будет продолжаться и после 2023 года с новым финансированием.

Восток ЕС занят укреплением взаимодействия с НАТО

В восточной части Европы несколько иные приоритеты в плане вертолетной техники. Здесь говорят о десанте, спецоперациях и поиске подводных лодок. Естественно, при этом не забывают о «старшем брате». К примеру, руководство Чешской Республики весной нынешнего, 2019 года отметило, что приобретение американских военных вертолетов должно способствовать обновлению потенциальных возможностей вооруженных сил при одновременном укреплении взаимодействия с США и союзниками НАТО.

Трудно сказать, было ли озвученное мнение анонсом, либо уже благодарностью за свершившееся разрешение госдепа США Чешской Республике на закупку 12 вертолетов UH-60M Black Hawk с дополнительным оборудованием, вооружением, запасными частями и агрегатами, а также 4 Bell AH-1Z Cobra на сумму более $1,8 млрд. Скорее это похоже на устоявшийся фоновый шум. Дело в том, что на рассмотрении находится еще один вопрос — приобретение партии вертолетов UH-60M, либо UH-1Y (12 UH-1Y за $ 575 млн).

Желание усилить противолодочные десантные и аварийно-спасательные подразделения вооруженных сил Польши также выразились в приобретении вертолетов, сконфигурированных для таких операций. Для этого в апреле нынешнего года был подписан контракт с Leonardo Helicopters, подразумевающий приобретение четырех AW101. Причем Leonardo Helicopters и Министерство обороны Польши заблаговременно подписали офсетное соглашение на $106 млн. согласно которому в Лодзи будет создан центр по обслуживанию AW101 и оборудования к нему, предназначенное для выполнения специальных операций.

Между тем прежде Варшава отмечала, что ей потребуется до восьми военно-морских вертолетов, адаптированных для выполнения поставленных задач. А в начале нынешнего года подтвердила заказ на приобретение четырех вертолетов S-70i Black Hawk для поддержки операций спецназа.

Однако еще раньше, в октябре 2016 года в ЕС довольно сильно гремел скандал, связанный с тем, что Польша сорвала договор по закупке 50 французских вертолетов H225M Caracal у Airbus Helicopters, сразу после чего польский министр обороны Антони Мачеревич объявил в Лодзи о закупке не менее 21 вертолета UH-60 Black Hawk. И вот в итоге заказ всего на четыре машины. Чего тут больше, импровизации на фоне отсутствия средств, либо современных политических предпочтений, остается гадать. Тем не менее, Польша вооружается.

В соответствии с программами США

И, наконец, третья группа стран, среди которых Албания, Босния, Хорватия, Греция, Северная Македония и Словакия. Они также приобретают военные вертолеты, вооружаются, правда, в соответствии с американской программой, которую почему-то назвали Европейской программой стимулирования рекапитализации (ERIP). Осуществляется она, кстати говоря, совместно с Европейским командованием США и направлена против техники советского и российского производства. Во всяком случае, именно такой посыл звучит в перечне четырех задач ERIP. Во-первых, ставится задача ликвидировать в шести восточноевропейских странах российское вооружение, во-вторых, отсечь источники финансирования для России, в-третьих, укрепить взаимодействие с союзниками внутри НАТО, в-четвертых, повысить общую безопасность альянса, устранив необходимость иметь военных подрядчиков из Москвы на базах НАТО.

Помимо всего прочего, ERIP в полном объеме отражает ключевые приоритеты администрации Дональда Трампа, заключающиеся в увеличении продаж вооружений и военной техники США за рубежом. Авторы ERIP подчеркивают, что реализация этой программы накрепко привяжет восточноевропейские страны к предприятиям ОПК США.

Так вот, за подобные покупки в соответствии с программой, США самым обыкновенным образом приплачивает покупателям. К примеру, Албании для покупки вертолетов было обещано $30 млн. И вертолеты, между прочим уже поступают. 21 апреля Национальная гвардия штата Нью-Джерси США передала албанской армии три сравнительно современных UH-60 Black Hawk.

Венгрия, пусть явно и не обозначена в списке ERIP, но в ее отношении США также готовы заняться «благотворительностью», чтобы заместить имеющиеся на вооружении страны вертолеты Ми-24, Ми-8Т и Ми-17. Как известно, в декабре 2018 года министерство обороны Венгрии заключило контракт с европейским объединением Airbus Helicopters на приобретение 16 транспортных вертолетов Н225М Caracal. Поставка вертолетов будет начата в 2023 году. Ранее, в июне 2018 года Минобороны Венгрии также заключило контракт с Аirbus Helicopters на приобретение 20 легких многоцелевых вертолетов Н145М. Таким образом, страна суммарно законтрактовала у Аirbus Helicopters 36 военных вертолетов новой постройки, что делает венгерские контракты крупнейшей закупкой современных западных военных вертолетов странами Восточной Европы в постсоциалистический период. Вертолеты Н145М поступят на оснащение еще одного планируемого к формированию батальона в составе 86-й вертолетной базы.

Не секрет, что экономика ЕС, а вместе с ней и все, что касается военного строительства, испытывает серьезные затруднения. Только Великобритания, Польша и Эстония направляют на военные нужды 2 процента своего ВВП. Остальные страны НАТО держатся ниже этого уровня. Поэтому военным часто приходится уповать на давление в адрес национальных правительств стран ЕС со стороны США. Иначе придется эксплуатировать стареющую технику, что, собственно говоря и было заметно в последние 15-20 лет долгой спячки.

Николай Коробов

ПАРТНЕРЫ АВИ